Крутой, крутой, злой. Мощный вестерн с Расселом Кроу и Кристианом Бэйлом.
(3:10 to Yuma, 2007, США)
Пускай этой картине Джеймса Мэнголда и не повезло в прокате, зато ей повезло в другом.
А именно: в отказе от съемок в ней Тома Круза, которому поначалу хотели отдать роль Уэйда. После чего Мэнголд и пригласил Рассела Кроу, где тот сыграл одного из самых ярких злодеев современных вестернов. Равно как сам фильм стал, пожалуй, лучшим вестерном 2000-х, хоть и являлся римейком одноименной ленты 1957 года.
Воистину, как представишь здесь Круза со своей бликующей до-ушейной улыбкой, так аж поневоле морщишься. Кроу же, вроде бы не сделав ничего выдающегося, так метко попал в этот образ, как он не стрелял из "кольта" даже в "Быстром и мертвом". Вдобавок, спустя 12 лет после "Виртуозности" Бретта Леонарда, Рассел вновь напялил на свою макушку шляпу героя-плохиша. Пускай и не беспринципного, с зачатками чести и совести.
На фоне термоядерной кроувской харизмы Кристиану Бейлу отыгрывать своего героя-хорошиста, фермера-ветерана Эванса, было нелегко, но и он справился. Тем более, что доспехи его "хорошести" тоже отнюдь не сияющие.
Эванс - погрязший в долгах неудачник, рискующий вот-вот лишиться фермы, хромающий на протезе, заботящийся с женой о больном младшем сыне и презираемый своим старшим сыном Уильямом (Логан Лерман). Вдобавок по сюжету из шкафа Эванса вывалится ещё пара скелетов, не добавляющих ему лайков в дикозападных соцсетях. И всю эту сумму житейских невзгод Бейл рисует на лице своего героя очень выразительно и трогательно - впрочем, как и всегда.
Тем не менее шанс поправить свое финансовое положение Эвансу выпал.
Ибо нарисовался однажды у них в округе легендарный неуловимый грабитель Уэйд. Да как-то так неловко нарисовался, что аж сам себя перехитрил - взял и попался в кандалы к шерифу и маршалам. Жаль только, что один, без своей банды, поэтому его конвоирование до ближайшей железнодорожной станции - а путь был неблизкий, - грозило превратиться ну в очень рисковое мероприятие. Ведь правая рука Уэйда - свирепый Принс (Бен Фостер) поклялся вызволить своего главаря, и у него хватало головорезов, чтобы маленький отряд шерифа занервничал.
Однако за 200 долларовых бумажек Эванс согласился вступить в этот отряд, а уж за его приключениями дело не заржавело.
И хоть финальная их глава с пробежкой под ураганным огнем выдалась чересчур наигранной, не сказать абсурдной, но и кульминацию местного драйва, и высокую драматическую ноту всему сюжету она задает. Особенно - под пронзительную до боли музыку Марко Белтрами, даже номинированную затем на Оскара, но так и не выигравшую его. Как и свой второй свой Оскар за звукорежиссуру картина тоже не получила.
На самом же деле кассовое фиаско "Поезда на Юму" есть вина одной лишь экономии на маркетологах. Которые, умеючи, смогли же не провалить в прокате другой известный вестерн 2000-х - "Открытый простор" Костнера. А ведь тот уже был анахронизмом романтической эпохи со скучным двухкопеечным сюжетом, однако с толковой рекламой собрал достойную для вестерна, трехкратную кассу.
То есть если продавец подсуетился, то и такой пропахший нафталином товар на кинорынке тогда вполне продавался.
Увы, но как и в случае с другим неплохим вестерном, но тоже кассовым лузером - "Аппалузой" Эда Харриса, - "Поезду на Юму" покорить кинотеатры не удалось. Даже при том, что из этой тройки он был самым динамичным, нескучным, огнестрельным и современно сработанным.
Ну да хоть на видео он своих поклонников в итоге отыскал, и немало - и то утешение.
***
В общем, как быстро время-то летит: вжух! - а со дня выхода "Поезда на Юму" Мэнголда уже миновало целых 14 лет! За которые вестерн стараниями братьев Коэнов ("Железная хватка") и Тарантино пережил кратковременный взлет и породил еще с десяток сильных картин, включая три великолепных сериала - "Хэтфилды и МакКои", "Ад на колесах" и "Забытые богом" (про "Дедвуд" не упоминаю, поскольку он вышел ранее). А потом...
...А потом - всё!
Эпоха вестерна в большом кино завершилась, да и в кинокатегориях Б и Ц нынче, за редким исключением, царит штиль.
Что же касательно "Поезда на Юму"...
А что еще добавить к вышесказанному? Только повториться: один из лучших вестернов 21 века, ни больше, ни меньше.