Громоподобный хлопок разбудил серое небо Заполярья, прокатившись ревущим эхом по низким сопкам и иссиня-прозрачным озерам. Истребитель с красным бортовым номером 45 привычно перешел из дозвуковой скорости в сверхзвук. На заре службы МиГ-19 большинство истребителей могло только позавидовать такой прыти, а о победе над ним в честном воздушном бою оставалось только мечтать.
Увы, отличная бойцовская маневренность фронтового истребителя стала бесполезной, когда над территорией СССР стали появляться высотные призраки – американские самолеты-разведчики Martin RB-57D и Lockheed U-2. До высоты их полета в двадцать километров не могли дотянуться даже самые отчаянные пилоты МиГ-19.
Сейчас же, в 70-х годах году Красный борт 45 почти выработал свой ресурс и на взлетном поле аэродрома Африканды техники готовили к первым полетам новые перехватчики – длинные и тяжелые, но неистово скоростные стреловидные СУ-15.
В последний раз Пилот заводил над гладью огромного озера Имандра Красный борт 45 на взлетно-посадочную полосу. Штатная посадочная скорость МиГ-19 в 230 км/ч уже давно стала привычной, истребители этого типа были надежными в пилотировании и эксплуатации.
Пилот всегда искренне хвалил свой МиГ-19, верткий, послушный, совсем не капризный. Один удачный бортовой номер чего стоил, 45 - год Великой Победы! Летчики уже крутили на новых Су-15 «бочки» и «роспуски» над посёлком, а Пилот шел от стоянки дежурного звена не снимая гермошлема, стараясь не оборачиваться и не видеть, как с Красного борта 45 слезами капал конденсат на раскаленное реактивными турбинами летное поле Африканды.
В конце рулежной дорожки Пилот махнул рукой авиатехникам, показав на свой уже бывший истребитель и те отбуксировали прицепом МиГ-19 к собратьям, ждущим утилизации. Но Красный борт 45 бережно укрыли грубым брезентом и поставили в ангар, в которые новые Су-15 в силу своих габаритов уже не помещались.
В 1978 году Красный борт 45 снова прицепили к тягачу и медленно отбуксировали в посёлок рядом с аэродромом, который он так часто разглядывал в полете. Истребитель установили на небольшом постаменте главной площади Африканды-1, где он благополучно дремал, просыпаясь только в часы торжественных построений военных летчиков или подсматривая за взлетами современных Су-27.
В 90-е все изменилось к худшему. Истребители почти перестали летать над Африкандой, а на аэродром пожаловали странные люди в иноземной форме, чьи самолеты Красный борт 45 отгонял от границ своей Родины. Людей в посёлке становилось все меньше и уже никто не гонял мальчишек, курочивших кокпит истребителя.
В 2001 году истребители навсегда покинули летное поле Африканды, зато появились замаранные люди на грязных грузовиках без номеров, вывозившие с огромного аэродрома металл. Один из таких ломовозов остановился у Красного борта 45 и его водитель, безостановочно пыхтя хабариком во рту, долго примеривал мощную лебедку с металлическим тросом к безлюдному монументу. Так бесстрашный солдат-истребитель оказался беспомощен перед человеческой жадностью.
Но скоро Красный борт 45 всё же сняли с постамента в Африканде. Его бережно закрепили его на прицеп чистенького КРАЗа с опрятным водителем и в сопровождении белых машин с мигалками отправили в последний полет на непривычно низкой для него высоте.
12 июля 2002 года Красный борт 45 снова устремился в небо на постаменте в зеленом сквере красивого города Полярные Зори. Больше двух десятков лет советский истребитель Миг-19 отдает дань памяти отважным пилотам, взлетавшим с аэродрома Африканда в небо Заполярья бить врага в годы Великой Отечественной войны.
P.S. Одним из пилотов Миг-19 с бортовым номером 45 был летчик-снайпер, командир звена майор Олег Михайлович Киселёв (18.04.1935 - 13.12.1988).
О отважных пилотах аэродрома Африканда, его службе в послевоенный период и нынешнем запустении автор уже готовит статью и видеоматериал, предлагая дождаться их за просмотром 5 лучший статей публикация на летную тематику: