Несколько лет назад, когда поездки на машине из родного Мурманска в Скандинавию были обычным делом, я случайно, буквально краем глаза, ухватился на за странный треугольный силуэт необычного самолета на зеленом шведском поле.
Дав по тормозам и подъехав к ближайшей ухоженной ферме я был удивлен еще больше – завалившись на левый борт, перед мной лежал истребитель Saab 35 Draken, шведский сверхзвуковой Дракон, неповторимый шедевр местного самолетостроения 60-х годов.
Будто совершивший аварийную посадку, Дракен удивлял необычной треугольной формой - крылом Бартини двойной стреловидности. К слову Роберт Людвигович (Роберто Орос де) Бартини - итальянский аристократ, барон-коммунист, бежавший в СССР из фашисткой Италии, чья занятная судьба и оригинальные опыты в авиастроении заслуживают отдельной статьи.
Шведы из оборонной авиастроительной компании Saab AB в конце сороковых годов прошлого века тоже решили сделать что-то крайне необычное даже по их, весьма оригинальным, меркам. И если у Бартини большая часть самолетов так и оставалась опытными образцами (за исключением дальнего бомбардировщика Ер-2), то саабовцы на заре бурного развития сверхзвуковой авиации действительно создали оригинальный и надежный истребитель.
Даже советская разведка, заполучившая проект истребителя Saab от своего секретного агента, полковника ВВС Швеции Стига Веннерстрёма, поначалу не поверила в реальность его существования. Тем не менее, в 1960 году Дракен был принят на вооружении ВВС Швеции и поставлялся на экспорт в Финляндию, Данию и Австрию (последние эксплуатировали истребитель аж до 2005 года).
В Австрии модернизированные несколько раз Дракены отлично сохранились на столь долгий срок благодаря местным законам, запрещающим полеты над страной на сверхзвуковых скоростях и якобы вызывающие сходы лавин. В итоге большая часть местных пилотов Saab 35 тренировалась на полигоне НАТО в Гренландии, подальше от родины и тем более вероятного противника.
Всего было произведено около 650 самолетов данного типа в различных модификациях. Дракен собирался на спиральном конвейере подземного завода в Линчёпинге, постепенно поднимаясь наверх в виде готового истребителя. Saab, хотя и отправил в небытие марку дорожных машин, но его защищенный от бомбардировок подземный авиазавод до сих пор в строю.
Служба Дракенов оказалась полной противоположностью его оригинальной конструкции - без боевых вылетов, угонов, мировых рекордов и повышенной аварийности. Самолет честно тянул реактивную лямку, успев даже послужить в начале нового века в школе летчиков-испытателей ВМС США. Американцы брали "старый шведский хлам" на убой в качестве тренировочных целей для сверхзвукового перехвата, только вот перехватить неломающийся Дракен современными истребителями оказывалось задачей не из простых.
Увы, время берет своё и большинство Saab 35 попало в очередь на утилизацию. Более везучие экземпляры были отданы в музеи или стали памятниками в очередном шведском захолустье, а Дракены-счастливчики до сих пор летают на различных авиашоу, покоряя на сверхзвуковых скоростях публику своими футуристическими формами.
Наш же Дракен на фотографиях нашел свое последнее пристанище неподалеку от городков Каликс и Хапаранда, в отеле-ферме Mariebergs Viltfarm & Fritidsby, по соседству с внушительной коллекцией редкой местной военной техники. Частники-шведы собрали здесь экспозицию из несколько десятков танков, самолетов, вертолетов, грузовиков и тягачей под строящийся музей оборонительной линии Каликс (Kalixlinjen). Почему истребитель так криво валяется в поле? "Да просто мы, бакланы, его уронили с прицепа, да так и оставили! И вообще мы тут серьёзно делаем музей, так что гуляй сколько хочешь!"- таков был ответ парней из отеля.
Сдаю координаты Дракена, обязательно зайдите в гостевую отеля, где укажу путь ко всей технике, скрытой от посторонних глаз в лесу:
А шведскую технику я снимал часа два, настолько обширной была экспозиция, с большим с трудом отказавшись от экскурсии на ближайшую артиллерийскую батарею с преферансом и мамзелями бункерами на советском МТ-ЛБ. Так что впереди на канале будет ещё много интересного и неповторимого, не пропустите!