На территории бывшего СССР до сих пор осталось неимоверное количество взлетных полей, созданных с каким-то немыслимым упорством. Но с таким же необъяснимым фанатизмом начиная с 90-х годов аэродромы бросались на произвол судьбы. Большинство из них даже не успело обзавестись собственной историей, оставшись лишь бетонными шрамами на спутниковых картах. Однако всего в получасе езды от Калининграда пустует по настоящему легендарный аэродром, успевший послужить Люфтваффе и советским ВВС.
Первое, что напоминает об аэродроме в бывшем посeлке авиаторов Северный - памятник перехватчику МиГ-19П, первому серийному советскому сверхзвуковому истребителю. В далеком 1979 году этот мемориал открывал легендарный советский ас Александр Иванович Покрышкин. Смена первых поколений послевоенных реактивных истребителей проходила довольно часто и именно подобным многочисленным МиГам досталась почетная роль символизировать победу над нацизмом в небе Второй мировой войны.
В 2020 году рядом с памятником МиГ-19 был установлен гранитный монумент в честь французских летчиков истребительного авиационного полка "Нормандия-Неман", уходивших бок о бок с советскими пилотами в боевые вылеты в феврале 1945 года. Увы, в момент открытия на памятнике был ошибочно изображен штурмовик ИЛ-2, не имевший никакого отношения к материальной части 1-го истребительного авиаполка сражающейся Франции. Конфуз позже исправили, прикрепив табличку с "правильным" истребителем Як-3.
Впрочем я уже слишком задержался в поселке, местная детвора потеряла всякий интерес к дрону, летающему вокруг истребителя и даже местный рыжий кот начал недвусмысленно указывать направление к летному полю.
Бетонная полоса зажата между двумя поселками городского типа - Северный и Южный, что вносит некоторую путаницу в наименование летного поля. В официальных источниках аэродром именуется Северный, хотя многие источники упоминают его как Нивенское, по названию соседнего населенного пункта ( у немцев - Wittenberg). А до 1946 года аэродром носил название соседнего посёлка Jesau (Йезау), позднее переименованный в Южный. Позывным аэродрома в советские времена были Черномор или Мажорный.
Советский поселок Северный возник уже после войны, как закрытый авиагородок для военных летчиков, но был покинут ими в 2004 году. По сложившейся в тех годах воинской традиции аэродром был брошен на произвол судьбы и разворован. Быстрая пристрелка с воздуха показала неутешительные развалины и как казалось полное отсутствие жизни.
О доступности аэродрома в интернете было найдено много противоречивой информации: начиная с от "свободного доступа на автомобилях", до перекрытия бетонными блоками и лютыми вохровцами с берданками. В реальности я вслед за коптером проехал на прокатной машинке по рулежной дорожке прямиком к капонирам, но словил косые взгляды неожиданно оказавшегося там аэродромного персонала.
Благоразумно решив не испытывать терпение местных, автор отогнал автомобиль обратно в поселок и пошел на взлётку пешком. По опыту посещения подобных объектов я давно уже понял, что лучше всего не играть в сталкера, в большинстве случаев достаточно просто подойти к местным и обозначить свои намерения. У ближайшего оплота цивилизации немного офигели от просьбы поднять дрон на летном поле, но отмахнулись - летай хоть на танке, только не мешай. В беседе выяснилось, что проскочить на аэродром через периодически открытый шлагбаум "для своих" на машине - вопрос удачи или наглости, но с выездом обратно может фатально не повезти.
Взлетная полоса аэродрома не самая длинная, примерно 2,6 километра, но вживую все равно впечатляет, особенно если идешь по ней пешком. Военно-испытательное летное поле Jesau было построено в 1935-1936 годах и по праву считалось одним из лучших из двух десятков (!) аэродромов Восточной Пруссии.
Основным предназначением аэродрома, кроме боевых вылетов, были летные испытания очередного гитлеровского вундерваффе - ракетных истребителей-перехватчиков Мессершмитт Ме.163 "Комета". Немецкая промышленность даже успела выпустить 470 экземпляров рекордно скоростной "Кометы", но ее эффективность была почти нулевой из-за многочисленных технических проблем, специфической тактики применения и сложности в пилотировании. В итоге сам принцип ракетного перехватчика оказался тупиковым, а желающие могут найти в сети воспоминания летчика-испытателя Мано Зиглера о неудачном опыте пилотирования Ме.163 на аэродроме Йезау с последующим крашем.
В основном же у немцев в Йезау базировались двухмоторные тяжелые истребители Messerschmitt Bf.110 и транспортники Арадо Ar 232 "Сороконожка", а также истребители Фокке-Вульф FW-190 и Мессершмитт Bf 109, а также бомбардировщики Юнкерс Ju-188.
До настоящего времени на аэродроме от немецких построек хорошо сохранились пару ангаров, а также полуразрушенные казарменные и штабные постройки. В апреле 1945 года аэродром Йезау был взят частями 3-го Белорусского фронта практически без боя. Аэродром полноценно начал функционировать только с октября 1952 года, когда на нем стал базироваться 689-й гвардейский Сандомирский ордена Александра Невского, истребительный авиационный полк имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина, а чуть позднее 892-й гвардейский Краковский ордена Александра Невского истребительный авиационный полк.
На военном аэродроме Нивенское в разное время на боевом дежурстве стояли Як-25, Як-28П, реактивные МиГи и Cу-27. В 1978 году на аэродром Йезау-Северный из Владимира был также передислоцирован 288-й отдельный вертолётный полк на Ми-24 и Ми-8. Однако мотивы неожиданного оставления Нивенского в начале 2000-х годов и перебазирования летных частей на аэродром Чкаловск, к которому пилоты имели обоснованные претензии по части взлётно-посадочной полосы и инфраструктуры, непонятны до сих пор. Иногда кажется, что в эти годы наша армия громила себя с чудовищным упорством и упоротостью.
Еще одной достопримечательностью Нивенского являются многочисленные арочные железобетонные укрытия для самолетов (по некоторым сведениям даже централизованно отапливаемые), построенные в советские времена. Слой дерна, выложенный в свое время на капонирах для маскировки, окончально покрылся растительностью, делая их окончательно похожими на небольшие холмики. Распашные металлические ворота давно уже спилены, но в некоторых ангарах стенки с порталами заново восстановлены.
Часто можно встретить спорное утверждение, что толщина стенок этих ангаров должна была выдерживать прямые попадания авиабомб, ракет и даже ударную волну ядерного взрыва. Фактически же арочные укрытия защищают самолеты от воздействия осколков, ударной волны, а также светового излучения после атомной атаки. Более того, спрятанные в закрытом капонире самолет затрудняет сбор разведданных врагу, а в современных реалиях спасает от атак дронов. Но также как и в Килпъявре, когда на Нивенское прилетели новейшие истребители Су-27, оказалось что они не помешаются в укрытия по размаху крыла. Так и базировались Сушки под открытым небом, рядом с пустыми ангарами. В Килпъявре для Су-27 подобные условия хранения кончились весьма печально.
Какое-то время даже считалось что Нивенское будет запасным летным полем на случай войны. Но в штабах решили что воевать уже и не с кем и намного важнее поднять бабла, сняв и продав какое-то количество авиационных плит. Аэродром почти на два десятилетия погрузился в безвременье, пока в 2021 году, с другого аэродрома - Девау, окончательно съеденного городской застройкой Калининграда, сюда не прилетели первые Ан-2 местного ДОСААФ.
Летное поле Нивенского, некогда служившее взлетной полосой для боевых истребителей двух империй, все еще несет следы запущения. Но когда я шел обратно в поселок, авиатехник буднично готовил к вылету мирный сельскохозяйственный самолёт Zlin Z-37T Cmelak чешского производства. Этот же техник пригласил меня на завтрашний фестиваль, с полетами легкой авиации, планеров и парашютистами. Увы, я в этот день улетал домой, в Мурманск. А Нивенское будет жить, такие аэродромы так просто не сдаются. На его взлетке я понял это точно.
P.S. Уже после опубликования статьи одна из читательниц, Александра К., узнала на фотографии своего родственника, которым по праву можно гордится: "Дедушку звали Шмелев Владимир Леонидович, 1949 года рождения, с 1970 по 1981 служил в Нивенском, в должности командир звена. Майор. После уехали служить в Монголию. Там перешел в ВТА на АН-26 в качестве командира корабля. После летал в Риге. В 91 уволился и переехал в Калугу. К сожалению в августе 2022 года дедушка умер". Автор делал свои фотографии чуть позднее, в октябре 2022 года и надеется что данная статья станет памятью и посвящением отважным пилотам, уходившим в небо с взлетно-посадочной полосы Нивенского.