«Пап, а вот ты говоришь, что телефон – это зло, а ведь сам иногда в нем залипаешь! Ну и вообще...» - так сказал однажды старший сынок Митенька в ответ на попытку папаши этот самый телефон у ребенка отобрать, хотя бы на время. Собственно, и младший сынок Глебушка в схожей жизненной ситуации говорит примерно так же.
Нет, детишки, ну как вам сказать... Я не утверждаю, что телефон – это прям Абсолютное Зло, хотя и где-то близко к тому. Спору нет, в чем-то он делает нашу жизнь удобнее. Вам, опять же, можно позвонить или написать в любой момент, и даже вскоре получить ответ. Или вот такси вызвать... Нет уже, конечно, той романтики, как совсем недавно. Когда еще надо было у обочины встать, рукой взмахнуть, и начнется: «А дорогу покажешь? А сколько дашь?..» А ты ему в ответ – «А у тебя документы на машину есть? А права? Нет? Тогда покажу тебе секретную дорогу на Северную рабочую окраину, там сотрудники почти никогда не дежурят, там настолько страшно, что даже ГАИ боится!..» Ну или типа того. А сейчас – «Вас ожидает Барамбек, номер такой...» И всё. А ведь жизнь без риска – как еда без соли.
Ну да ладно. Лучше я, как принято в этой части Книжки – расскажу вам лирическую историю. В том числе и о том, для чего мне нужен Телефон...
...В мае какого-то года дело было. Но точно – на старших уже курсах, потому что сдавали мы какой-то Спецкурс. А Спецкурс сдавать – это может и днем начаться экзамен, и даже почти вечером, потому что это от конкретного преподавателя Спецкурса зависит, от его рабочего расписания.
И еще сдача Спецкурса – дело такое нетривиальное, ну потому что как бы курс все-таки не основной, и внимания ему со стороны студентов уделяется чуть меньше. И часто приходится уповать на то, что... Вот, сынок Митенька, прямо запомни этот тезис, пригодится, когда в университет поступишь: «Сначала студент работает на Зачетку – а потом Зачетка работает на студента». Естественно, если сначала ты на Зачетку поработал в хорошем смысле, а не в плохом. И ты, Глебуся, тоже запомни.
Короче, начинался экзамен чуть не в 6 вечера, да в пятницу. И в тот же вечер в нашей футбольной секции должно было состояться празднование дня рождения прекрасного человека Евгения, Жени, ну того самого, который стакан красненького поднес в «Педагогической поэме».
Событие знаковое, но с учетом экзамена по Спецкурсу – я для себя сразу определил, что не смогу попасть на День Рождения Женьки. Даже если быстро получится сдать – это всё равно из Долгопрудного до Водного изрядный путь. Тем более, что я в первые ряды сдающих никогда не лез, неизменно предпочитая чтоб сама Судьба решила, когда мне отвечать. Спросят раньше – отвечу. Но сам никогда руку не подниму.
Да, и есть у нас на Северной рабочей окраине такой троллейбусный маршрут №57. Ходит он от метро «Войковская» до улицы с самым длинным названием в Москве, а может, и во всем мире – Улица Линии Октябрьской железной дороги, зацените. Забавно, что Троллейбус №57 я всегда видел, когда ехал на автобусе по Большой Академической улице, а ездил я там часто. Но вот непосредственно на Троллейбусе данном никогда в жизни не ездил, он нам как бы ни к чему в наших краевых условиях.
К чему я доложил про Троллейбус №57 – а вот к чему.
На экзамене по Спецкурсу случилось «маленькое футбольное чудо». Преподаватель наш драгоценный, видно, тоже спешил к кому-то на день рожденья, пятница в мае – она для всех ведь. Поэтому к оценке наших знаний подошел четко. Сначала пристально поглядел в наши глаза, видимо, пытаясь вспомнить, кого именно и насколько часто он в принципе видел на своих лекциях и семинарах. Потом внимательно изучил наши зачетки. А потом, выбрав лучшие из этих зачеток, и мою в том числе – объявил примерно так:
«Так, вот эти хорошие студенты. Друзья, если кого из вас устраивает «Хорошо» по моему курсу – ставлю сразу. Если нужно «Отлично» - то побеседуем немножко. Ну а с остальными – уже после поговорим...»
О, вот он тот самый славный миг, когда твоя Зачетка работает на тебя! В другой день, конечно, я бы, может, и поборолся бы за «пять» - но не в этот раз! Да, да, конечно, «Хорошо» вполне устраивает, тем более, в каких-то пять минут. Тем более, что и на День рожденья теперь вполне можно поспеть, может, и не к первому тосту, но к третьему реально! И, сорвавшись с места, скорей-скорей, на платформу «Новодачная».
Но не всё прошло гладко. Электрички на «Новодачной» не было какое-то невероятное количество времени, хотя в сторону Области поезда, набитые дачниками, шли один за другим.
А вот обратно – ни одного. Потом наконец-то электричка пришла и подхватила нас, но опять же: поехала с какими-то невероятными задержками, стояла и перед Лианозово, и перед Бескудниково, и перед Дегунино. И перед платформой «Окружная» тоже встала, и прям как будто навсегда.
Я загрустил. Это пока мы до «Савеловской» доедем, пока на метро...
Эврика! Надо выскочить прямо на «Окружной», там быстро пробежать примерно километр до Дмитровки, и потом до улицы с Самым длинным названием! Оттуда же стартует Троллейбус №57, на котором я никогда не ездил – но зато финиш на «Войковской» это почти оптимально в сложившихся обстоятельствах.
Так я и поступил. Докряхтели кое-как до «Окружной», пулей вылетел чуть не через окно, великолепный, стремительный рывок – и в Троллейбус №57, там же конечная, так что плюх на самое лучшее место, впереди у окошка чтобы всю дорогу видеть, а бабкам чтоб места уступали другие, бабки дотуда не добираются, как правило. Красота! К третьему тосту теперь точно поспею.
А на «Войковской» - Володя Петров, да, тот самый, тоже из «Педагогической поэмы», который водочки плеснул. Тоже опаздывает, но, как всегда, преисполнен оптимизма, и портфель его набит и булькает на ходу прям Музыкой. Вдвоем бежать и еще веселее! «А хочешь, прям сразу по дороге за Женькино здоровье накатим?!» Не, уж добежим – и тогда со всеми вместе! Так и вышло. Отличный получился День рожденья.
Ну вот. А потом прошло много-много лет, и у нас появились мобильные телефоны.
И вот листаешь в телефоне записную книжку, и видишь: «Дядя Женя». Номер есть, и даже можно набрать – только уже никто тебе не ответит. И никому не ответит.
И номер «Володя Петров» - не ответит тоже...
Теперь у меня всё больше таких номеров...
Но когда переносишь записную книжку со старого телефона на новый – то смотришь и думаешь: «Так, этот мне не нужен, этот и сам меня найдет если нужно, а этот я вообще не помню, кто таков, а память занимает...»
И только внимательно следишь, чтобы непременно «перенеслись» все те номера, которые тебе уже не ответят...
Когда ты стал по-настоящему взрослым? Наверное, когда в твоем телефоне появился первый такой номер. И каждый год – их всё больше и больше, и ты – всё взрослее и взрослее...
А в конце мая умная коробочка обязательно запищит: «Сегодня у вашего друга Евгения день рождения, не забудьте поздравить, вот красивые открытки!» А в начале декабря напомнит про Володьку... Да в каждый месяц про кого-нибудь уже напомнит.
Спасибо тебе, умная коробочка. Хотя я и без тебя помню всех своих друзей. Но раз уж есть телефоны теперь в нашей жизни – то хотя бы для этого...
Вот такая история, мои дорогие детишки. Верю, что у вас тоже будут настоящие друзья. Такие, что когда однажды вы сами станете взрослыми...
А теперь – откладываем телефоны в сторону и быстро делаем уроки. И запоминаем: «Сначала студент работает на Зачетку – а потом Зачетка работает на студента!»