Найти в Дзене

О Стеньке Разине и клюкве

"Ни одного порядочного человека"
"Ни одного порядочного человека"

Как-то привели в пример огромной народной любви к Стеньке Разину первый российский фильм «Понизовая вольница». Очень рекомендую посмотреть (есть в сети).

Это воистину шедевр мировой кинематографии… с одной-единственной оговоркой – смотреть его нужно не как драму или трагедию, что, очевидно, предполагал режиссер, а напротив, как веселую комедию (не будь фильм немым я бы даже рискнул поставить его на один уровень с комедиями Фрида, Гайдая, а то и фильмами с участием Пьера Ришара).

Сюжет картины ее автору подсказала песня Садовникова про утопленную Стенькой персидскую княжну. Возможно, во времена Шаляпина делали видеоклипы, и создатель фильма рассчитывал его впарить знаменитому певцу, но того раскрутка по телевизору не интересовала и пришлось автору становиться первым русским режиссером художественного фильма. А может "царь-бас" не согласился со слишком вольной трактовкой сюжета знаменитой песни.

Я уверен, что было именно так. Потому что отсутствие музыкального сопровождения в виде "Из-за острова на стрежень" ощущается с первых минут восьмиминутного фильма - при почти полном отсутствия титров первую половину просмотра вообще трудно понять что там происходит. Какие-то бородатые оборванцы катаются туда-сюда на лодках, словно спертых из парка Горького, в центре - уродливое сооружение из бревен, которое должно, очевидно, изображать расписной казацкий челн. И как точно подметил министр Бевин о картине «Запорожцы» – ни одного порядочного человека.

Интрига сохраняется до четвертой минуты. Наконец, появляется титр «Разгул в лесу». Вот без этого титра вообще можно было обойтись. Мы и так видим тех же башибузуков, которые теперь прыгают и приплясывают с кубками горячительных напитков на фоне трех берез. В разгар веселья расстилается ковер, на который они выпихивают упитанную особу в белых шароварах и бубном. Красавица долго кокетничает, но потом бойко исполняет нечто вроде восточного танца. Башибузуки в восторге, прыгают и радуются, как дети на новогоднем утреннике.

Ничего не предвещает беды. И вдруг как гром среди ясного неба полный тревоги текст в титрах – «Заговор разбойников против княжны».

Только теперь становится понятно, что происходит. Разбойники, получив по башке, решили соскочить на Дон. Однако атаман, вместо того, чтобы удирать со всех ног, пьянствует с той самой упитанной красоткой (оказывается это княжна) и вообще забыл свои атаманские обязанности.

Один из разбойников, явно начитавшийся французских любовных романов, предлагает дьявольский план – подкинуть атаману компрометирующее княжну письмо. Ну и чтобы уж сработало наверняка – дополнить французскую традицию русской, то есть перед этим напоить Стеньку до чертиков.

Сказано-сделано. Влив в атамана не менее двух литров самогонки, ему подсовывают злополучное письмо.

Обратите внимание на знаки препинания. Персидская княжна пограмотнее большинства авторов дзена будет (и меня в том числе).
Обратите внимание на знаки препинания. Персидская княжна пограмотнее большинства авторов дзена будет (и меня в том числе).

Судя по тексту этого письма, заговорщики в самом деле были людьми высокообразованными, и к тому же не лишенными некой поэтичности. Стенька Разин прочел письмо, и понятное дело, взбесился, как олень во время гона.

Как же так, коварная персиянка вспоминает какого-то там принца Гассана в душистых садах! Недолго думая, потенциальный рогоносец тащит княжну к реке, на ту самую посудину, которую мы уже видели, и на радость боевым товарищам топит ее в Волге.

При улучшенном качестве видно, что и в самом деле "ни одного порядочного человека"
При улучшенном качестве видно, что и в самом деле "ни одного порядочного человека"

Причем не просто топит, а швыряет в воду, эффектно подняв несчастную высоко над головой. Что говорит о том, что атаман был не чужд некоторого позерства. Нет, чтобы просто спихнуть ее за борт - после стольких литров выпитого поднять мясистую княжну ему было явно не так просто.

Судя по этому эпизоду, Стенька Разин и впрямь обладал недюжинной силой. Чего не скажешь о его уме. Мало-мальски разумному человеку, даже вдрызг пьяному, должна была прийти в голову простая мысль – откуда персиянка так блестяще знает русский язык? Причем не просто знает, но и пишет на нем без единой ошибки и столь изысканным штилем.

Ну, допустим, Стенька, в силу пробелов в собственном образовании, не смог оценить ни грамматики, ни стилистики письма. Но должен же он был подумать, как она намеревается отправить его «милому принцу Гассану»? Значит есть у нее среди разбойников свои люди – персидские шпионы? А он что делает, вместо того, чтобы допросить ее на месте и разобраться по законам военного времени?

Скажем прямо, Стенька Разин, совершил особо тяжкое преступление. И алкогольное опьянение его ничуть не оправдывает. Представим себе суд по этому конкретному эпизоду. Имел ли подсудимый основания для подозрений? Нет. Может был в состоянии аффекта?

Какой там аффект! Он ведь не душит изменницу на месте, не рубит ее саблей, не стреляет в нее из пистолета. Нет, он хладнокровно тащит несчастную через лес к реке, потом переправляется на свой «расписной челн», отплывает подальше от берега и только после этого демонстративно и явно любуясь собой, бросает ее в «набежавшую волну».

Но хороший адвокат, предполагаю, смог бы добиться для него оправдательного приговора. Ровно по тем же названным выше причинам. Правда, пришлось бы согласиться на принудительное лечение в Кащенко.

Примерно так можно оценить Степана Разина после первого российского художественного фильма. Почему кто-то решил, что эта клюква (даже для начала 20-го века) хоть в какой-то мере выражает народную любовь, непонятно.