Найти в Дзене

Русская утопия 3. Операционная система

Вопрос: почему в США выдающихся программистов (разработка десятков ОС, движков баз данных, сотен компиляторов и сред разработки и т.п.) много, а в России мало? Ответ: потому что в США все программисты владеют английским языком в совершенстве. Вопрос: сколько в России в принципе может родиться людей, одновременно выдающихся в области прикладной математики (программирование) и в гуманитарной области (способности к иностранным языкам)? Вот столько и может быть в России выдающихся программистов. Вопрос: почему в школе не учат программированию? Ответ: потому что не могут всех обучить английскому языку в объеме, необходимом для написания кодов на английском языке. Введем определение: Естественным языком экономического сообщества называется язык, владение которым необходимо для ведения экономической деятельности: соборности, наряды (учет расходов), поощрения (славы), присяги, согласования алгоритмов. Из определения следует, что если субъект не владеет естественным языком, то он не может ве
Картинка сгенерирована нейросетью
Картинка сгенерирована нейросетью

Вопрос: почему в США выдающихся программистов (разработка десятков ОС, движков баз данных, сотен компиляторов и сред разработки и т.п.) много, а в России мало? Ответ: потому что в США все программисты владеют английским языком в совершенстве.

Вопрос: сколько в России в принципе может родиться людей, одновременно выдающихся в области прикладной математики (программирование) и в гуманитарной области (способности к иностранным языкам)? Вот столько и может быть в России выдающихся программистов.

Вопрос: почему в школе не учат программированию? Ответ: потому что не могут всех обучить английскому языку в объеме, необходимом для написания кодов на английском языке.

Введем определение:

Естественным языком экономического сообщества называется язык, владение которым необходимо для ведения экономической деятельности: соборности, наряды (учет расходов), поощрения (славы), присяги, согласования алгоритмов.

Из определения следует, что если субъект не владеет естественным языком, то он не может вести экономическую деятельность, а если субъект не ведет экономическую деятельность, то не является экономическим субъектом. То есть, чтобы быть экономическим субъектом в некотором экономическом сообществе, необходимо владение естественным языком.

Неестественным языком назовем язык, который не может быть языком для ведения экономической деятельности.

Докажем теорему:

неестественным языком может владеть только часть субъектов экономического сообщества.

Положим, что неестественным языком владеют все члены сообщества, тогда он может быть языком экономической деятельности, но по определению – не может. Получили противоречие, теорема доказана.

Докажем теорему:

если алгоритм согласован, то на естественном языке.

Положим, что в некоторой ситуации для согласования алгоритма использован неестественный язык. Это значит, что согласование понятно лишь для тех, кто владеет неестественным языком, только для части субъектов экономического сообщества. А значит существуют такие члены сообщества, которым согласование не понятно, и поэтому использовано быть не может, а значит этим членам в некоторой ситуации нужно по-своему согласовывать алгоритм, то есть алгоритм оказывается не согласованным, что противоречит условию теоремы, теорема доказана.

Из теоремы следует культурное ограничение: согласовывать алгоритмы нельзя на неестественных языках.

Из того, что для нас естественным языком является русский вытекает культурное условие: согласовывать алгоритмы на русском языке. А выполнения культурного условия достаточно для удовлетворения естественной потребности – согласования алгоритмов на естественном языке и соответственно достаточно для решения основной экономической задачи: создание запасов достаточных для культурного удовлетворения потребностей. Что по определению означает процветающую экономику.

Экономическое сообщество, имеющее культурную потребность согласовывать алгоритмы на русском языке – культурное экономическое сообщество русской пятой, цифровой экономики.

Сегодня алгоритмы, реализующиеся на универсальных цифровых устройствах, в своей основе используют операционные системы, листинги (исходный код) которых написан на английском языке. Поэтому согласование алгоритмов в значительной части приходится выполнять на английском языке, которым владеют (не говоря уже в совершенстве) незначительная часть русского экономического сообщества. А значит алгоритмы описаны на неестественном языке, согласно доказанной теореме - не согласованы, и поэтому не могут быть предметом русской цифровой экономики.

Законопроекты об ограничении использования иностранных слов, об использовании отечественного софта по идее правильные, а по сути как водится – половинчатые. Полноценный закон должен запрещать использование программ, имеющие исходный код, написанный только на неестественных языках, и предписывать использование программ и операционных систем, имеющих исходники на русском языке.

Перевод листинга того же Линукса на русский с созданием компилятора, который будет компилировать программы с русского исходного кода – достижимая (ничего с нуля писать не нужно) и необходимая (гарантирует нулевой порог вхождения в программирование любому, знающему русский язык) задача. Остальное приложится. Написанные энтузиастами на русском языке интерпретаторы, среды разработки, движки баз данных, приложения и т.п. станут лишь вопросом времени.

В частности, русские (понятные любому русскому) программистские термины вытеснят иностранные. Тотальная цифровизация и цифровая проверка законов на корректность заставит чиновников использовать русские программистские слова, что очистит их язык естественным образом без всякого законодательного запрета.

Причем в России уже есть огромный задел – это программа 1С. Для сравнения. Дистрибутив Windows 10 около 4,2 Гб, а архив конфигурации Комплексная 2 - 2,5 Гб. Используя платформу 1С уже можно написать практически любое приложение, плюс собственный (1С) движок базы данных. БСП 1С (библиотека стандартных подсистем) – это фактически уже операционная система, написанная на русском языке, реализованная правда только в платформе 1С. Если кто-то решил, что я тут занялся рекламой 1С, то мне его жаль, потому что этот кто-то живет в каком-то далеком от жизни мире, а в настоящей жизни 1С – это обыденность, не требующая рекламы.

Для компании 1С совершенно логично было бы уже написать собственную операционную систему, с внедрением в нее своей платформы. Все программист 1С автоматически стали бы системными программистами. Все выпускники школы сразу могли бы начать работать программистами в любом IT-направлении, а не только на платформе 1С. Мне известны случаи, когда бывшие школьники и школьницы сразу после выпуска принимались на работу программистами 1С. Согласно статистике, в 2023 году школу окончило около 100 000 человек.

Имея русскую операционную систему и обучение программированию на русском языке Россия получает каждый год прирост по сто тысяч потенциальных программистов со школьной скамьи, а переобучение взрослых людей может дать в течение десятилетия еще по одному миллиону программистов в год. Такой опыт у России имеется – ликвидация безграмотности в 1917-1927 годах. Цифровой ликбез, освоение настоящей цифровой грамотности как приобретение способности прочитать, понять и написать короткий программный код, касающейся повседневной жизни, сегодня стал насущной задачей… или русской утопией.

PS: Дискуссия о нужности программирования на русском языке подобна дискуссии начала прошлого века о том, что технической документации на немецком достаточно для использования, потому что инженер нужным языком владеет или овладеет, если нужно. Что немецкий для описания техники идеальный, а русский негодный Но только тотальная ликвидация безграмотности и перевод документации на русский язык позволило построить в СССР индустриальное общество. А теперь сравниваем результаты войны Первой мировой ( в стране наполовину неграмотное население) и результаты ВОВ - почти на сто процентов грамотное население. Сегодня ситуация аналогичная, только войны все больше становятся цифровыми. Без тотальной цифровой грамотности о Победе можно забыть.

Добавление в связи множественными в комментариях ложными утверждениями о преимуществе программирования на английском. В последние месяцы в связи с дефицитом программистов вообще и выросшим спросом на программистов 1С (по сообщениям со стороны + одно личное наблюдение) выяснилось, что программисты 1С относительно быстро и легко осваивают англоязычные языки, а вот англоязычные программисты осваивают 1С с большим трудом, а мое личное наблюдение заключается в том, что программист на Си++ не смог освоить 1С и согласился на работу на поддержке на второй линии. Мотивации перспективы более высокой зарплаты оказалось недостаточно, а казалось, что за большую з/п программисты горы свернут... оказалось, что данный тезис верен только для программистов 1С.

Сергей Дегтярев

Источник

Далее Русская утопия 4. Цифровая неуязвимость против квантового превосходства

Русская утопия 1

Русская утопия 2. Школа цифровой грамотности

Начало философии

Начало экономики

Telegram