Найти тему

Русская утопия 2. Школа цифровой грамотности

Картинка сгенерирована нейросетью
Картинка сгенерирована нейросетью

Все естественно хотят жить в процветающей стране, имея лучшее образование, поскольку образование дает свободу выбора профессии, а процветание предлагает наиболее богатый выбор профессий.

Современная же система образования не гарантирует выпускнику, что он будет выбирать из полного спектра современных профессий, занятий и видов деятельности. Потому что, из этого спектра очевидным образом выпадает сфера IT. Выпускники школы не являются готовыми строителями цифрового мира. Тогда какого?

Из-за свободного доступа к готовым ответам система образования в общем перестала управлять учебным процессом, потому что утратила способность контролировать результат обучения. Половинчатая попытка преодолеть проблему введением ЕГЭ только ухудшила ситуацию тем, что возникло различие между способами промежуточного контроля (ответ у доски, самостоятельные и контрольные работы и т.п.) и итогового (тестирование), что и привело к потере управляемости.

Школа перестала стимулировать и мотивировать учащихся, которые не учатся принципиально, для которых образование не является безусловной ценностью. А для той части учащихся, для которой образование является ценностью и учебный процесс держится на самоконтроле и в значительной степени на самообразовании современная система образования не препятствует в получения передового образования.

Таким образом, российское образование перестало быть поголовным.

Вообще, чтобы чему-то учить необходимо ответить на экзистенциальный вопрос для самой системы образования: чему учить в цифровую эпоху в ситуации, когда идет стремительное замещение человека роботами в традиционных человеческих видах деятельности? Это главное, потому что именно здесь и сейчас человек утрачивает смыслы своего бытия. Все остальное лишь следствие капитуляция перед угрозой: роботы наступают! С этим (наступают ли?) нужно разобраться в первую очередь.

В пятой (цифровой) экономике основной экономической деятельностью является разработка алгоритмов. Общепринятого определения, что такое алгоритм на сегодняшний день нет. Но есть консенсус, что алгоритм гарантированно решает задачу. Построим гуманитарную схему.

Решить задачу - естественная потребность. Решение задачи необходимо для существования субъекта иначе – это незадача. Культурное ограничение: задачи не решаются в нужные сроки. Говоря языком моей экономической философии: совершенно экономическая эффективность меньше единицы (такая экономика существовать не может) - время поиска решения превышает время актуальности решения. Культурное условие: решение с помощью компьютера на заданном языке программирования. Желание написать программу (разработать алгоритм на выбранном языке) — культурная потребность. Вывод: алгоритм — предмет удовлетворения культурной потребности.

Отсюда следует: поскольку разработка алгоритма на конкретном языке (программирование) - это удовлетворение культурной потребности, то человек программирующий, испытывающий потребность программировать, любящий программировать — это культурный человек цифровой экономики.

Система образования цифрового мира учит программированию тогда же, когда формируется культурный человек. В школьном возрасте с девяти до семнадцати лет. Выпускники такой школы не будут вступать в конкуренцию с роботами, например, в скорости и качестве доставки, а будут иметь безусловное преимущество над роботами в том, что они их программируют. Вопрос цифрового мира не в том, в чем человек может превзойти робота, а что человек может передать роботу, какое успешное поведение или решение можно запрограммировать, в чем можно роботов приблизить к человеку.

Люди же индустриального мира, лишь пользующиеся цифровыми устройствами, вынужденные подчиняться заложенным правилам, действовать по алгоритмам - уподобляются роботам. Это ощущение ороботизирования жизни провоцирует упадок человеческой культуры, потерю смысла человеческого существования и даже отказ от человечности.

При этом обществу конечно же необходимы результаты рутинного (индустриального) труда (естественная потребность), но сегодня возникло культурное ограничение - людей для выполнения необходимого объема рутинного труда не хватает, однако появилась возможность утвердить культурное условие – выполнение повторяющихся, рутинных действий автоматами (роботами). Общество, имеющее потребность в автоматизации будем называть цифровым миром. «Вкалывают роботы, а не человек» - девиз цифрового мира. Делать то, что может сделать робот в цифровом мире – стыдно. Стыдно не уметь запрограммировать робота, а этому должно учиться в школе цифровой грамотности.

Традиционная школа сложилась в индустриальную эпоху и нацелена на выработку рутинных навыков, воспитанию привычки к рутинному труду, а в идеале любви к рутине. Отсюда средства обучения и воспитания: повторение – мать учения. Массовое обучение рутинному труду стало причиной успеха индустриального мира.

Различия методов обучения и воспитания в традиционной школе и цифровом учебном процессе вытекают из различия трудовых требований. В индустриальном обществе от человека требуется точное выполнение инструкций, составленных человеком, а в цифровом – требуется разрабатывать алгоритмы для информационных устройств (роботов). Соответственно традиционное образование утверждено на подражании человеку (учителю), который демонстрирует идеальное исполнение (образец для подражания), а в цифровом учебном процессе подражают мышлению человека, идеально разрабатывающему алгоритмы (программы). В первом случае учат делать, а во втором – думать, мыслить… понятийно.

Понятие как слово или словосочетание обозначает то, на что указать нельзя, но с помощью чего можно поставить вопрос. Например, «как дела?». Дело – это понятие, потому что на него нельзя указать, типа вот сюда смотри – это дело. Но поставить вопрос можно. И этот вопрос вообще никак нельзя поставить без использования понятия «дело» и его синонимов, сохраняя смысл самого вопроса.

Платон говорил, что на любой вопрос можно ответить, если вопрос поставлен правильно. Этим он подчеркивал, что ответить на вопрос - не проблема. Проблема задать вопрос.

В традиционной школе пытаются в основном научить риторическому мышлению, задача которого блестяще отвечать на вопросы, складно излагать.

Чтобы почувствовать разницу между риторическим и понятийным мышлением, достаточно взять школьный учебник, прочитать параграф, ответить на вопросы. А потом задать к тексту вопрос, которого не будет среди перечисленных в конце. Казалось бы, что сложного в том, чтобы задать вопрос, даже когда уже известен ответ? Однако. А каково поставить вопрос, ответ на который еще не известен?

А вот еще упражнение, на простом примере показывающее как работают понятия. Вопрос – как дела? На вопрос «как дела», некто может ответить - я потерял деньги, а другой - я выиграл в лотерею. Тот, кто задал вопрос, не знал ни про то, что у первого есть деньги, ни про что второй купил лотерейный билет. Обратите внимание – ответы конкретны, в них нет понятий. Попробуйте так задать вопрос, не используя понятия, но и не закладывая в вопрос сведения о деньгах и билете, чтобы те могли дать свои ответы.

Понятийное мышление –– это основа научного мышления. Главная удача научного исследователя – это правильно поставленный вопрос.

Еще одно определение полезное для дальнейшего. Единство того, на что указать можно, с тем на что указать нельзя, называется символом. Например: статуя "Родина -мать".

Историческая справка о становлении понятийного мышления.

1) Гесиод в «Телегонии» в систематизированном виде изложил антологию того, на что нельзя указать (если посмотреть на богов как на символы).

2) Пифагор показал, что понятие (в его случае понятие числа) позволяет решать прикладные задачи. Судя по всему, он действительно был единственным в своем окружении, кто умел понятийно мыслить.

3) Сократ изобрел диалектику – искусство ставить вопросы, используя символы (символически изображенные понятия).

4) Платон развил учение, утвердительно отвечающее на вопрос: существует ли то, на что указать нельзя. Мир идей. Фактически ввел понятия (идеи) в философский оборот.

5) Аристотель описал мир через систему понятий и доказал, что понятийному мышлению можно обучать царей, заложив основы обучения понятийному мышлению.

6) Распространение высших учебных заведений создало систему массового обучения понятийному мышлению, в частности научному методу и теологии.

На очереди поголовное обучение понятийному мышлению. Этому будет способствовать поголовное приобретение цифровой грамотности (пользование цифровыми продуктами + создание цифровых продуктов = программирование).

Программный код состоит из знаков (числа, буквы, знаки препинания и др.). На сами значки указать можно, но конкретные предметы они не обозначают. Этим значкам можно придавать значение, превращая в символы произвольным образом. Поэтому обучение программированию – это короткий путь в обучении понятийному мышлению, если программный код пишется на русском языке – языке, на котором русский человек мыслит.

Традиционная школа пытается научить понятийно мыслить через изучение, например, биологии, русскому языку или математике. Это длинный путь, потому что прежде чем понять то общее, что, например, называется классом в биологии, нужно усвоить многие знания о виде. И прежде чем изучать геометрию, нужно научиться видеть точку в просто пятне.

Цифра сама по себе практически не нагружена предметным содержанием, и поэтому позволяет легко усваивать методы понятийного мышления: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию и т.д.

В традиционной школе дидактического материала для применения, например, анализа или абстрагирования предостаточно. Эти операции большинству выпускников традиционной школы более-менее доступны. А многие ли могут привести пример, скажем, синтеза или конкретизации? Вряд ли. Традиционное школьное образование обучает понятийному мышлению однобоко.

При обучении программированию понятийное мышление развивается гармонично. Например, использование готовых библиотек обучает синтезу, а метод конкретизации усваивается добавлением свойств и методов в абстрактные классы. При обучении программированию сама собой вырабатывается привычка к научному подходу в исследовании нового, идеально моделируя ситуацию научного поиска. Потому что программирование – это не только написание кода, но и исследование возможностей языка, и экспериментирование с кодом, и выдвижение, и проверка гипотез. Причем все это происходит в рамках возможного и логичного, когда не учитель, а сама машина может исполнить лишь возможное и логичное, естественно ставя ученика в рамки контроля и дисциплины. Таким образом, поголовное обучение программированию, как это модно сегодня говорить, тотально повышает в обществе научную компетентность и создает благоприятные условия для экономического роста.

Обучение понятийному мышлению состоит в стремлении подражать в постановке вопросов с использованием понятий. Основное – это выработка умения задавать вопросы: умение строить запросы (описывать условия отбора) к данным и программировать ветвления. Начинающий программист, идя на форумы программистов, первое - с чем сталкивается – это с требованием со стороны форумчан правильно формулировать вопросы. Этому вольно или невольно обучают в первую очередь.

Цифровой мир требует и нового воспитания. Подобно тому, как в свое время поощрение из благородного поступка превратилось в закон экономических отношений (гарантированная зарплата), так и сейчас мы живем в период превращения честности из нравственного поступка в экономический закон.

Честность как нравственный принцип достаточный для устойчивости экономики при углублении разделения труда (цеховая присяга, честные купцы), сегодня практически на грани исчезновения в условиях тотальной лживости в массовом масштабе получила чудесную поддержку в новых технологиях, не позволяющих врать - цифровая непогрешимость. В цифровом мире проявление нечестности такое же преступное деяние, как в индустриальном мире невыплата заработной платы. Таким образом, поголовная цифровая грамотность формирует общество честных людей, ведущих честную экономическую деятельность, суть которой заключаться отчуждении знаний путем программирования.

Поголовная цифровая грамотность (умение программировать) порождает два экономических эффекта.

Первый. Избыточное предложение программистского труда. Программировать умеют все, а не только непосредственно участвующие в экономической деятельности.

Второе. Желание удовлетворять свои потребности тем способом, которому обучен (программированием) порождает избыточный спрос на цифровые программируемые устройства, роботов. Поэтому цифровая грамотность (в цифровом мире) предполагает способность человека прочитать, понять и написать короткий простой код, касающийся его повседневной жизни.

Совместное действие этих двух эффектов (избыточное предложение при избыточном спросе) рождает постоянный экономический рост. Появляется богатое разнообразие профессий, выбор которых гарантирован владением цифровой грамотностью.

Цифровой мир, в котором основной учебной платформой является школа цифровой грамотности гарантирует выпускникам прогрессивное образование и экономическое процветание.

Продолжение следует...

С 1-м Сентября 2023!

Сергей Дегтярев

Русская утопия 1

Далее Русская утопия 3. Операционная система

Источник