Михайло Ломоносов в труде о славянах сказал, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего, но либо не объяснил почему, либо объяснения не сохранились. Объясняю: потому что постоянно будет возвращаться в прошлое из-за того, что не знает того, что уже было и прошло и поэтому не видит, что возникает как новое и поэтому будущее. Для того, чтобы увидеть будущее, мне пришлось хотя бы конспективно изложить экономическое и этническое прошлое: собор, наряд, поощрение, присяга, племя, народность, национальность, нация. Как это работает, а точнее не работает?
Когда говорят, что нам нужны коллективность, учет, справедливость, честность и т.п., то правы только в том, что это нужно, но не правы, что любой ценой, потому что никакой ценой, например, справедливость или коллективность утвердить уже невозможно. Время, когда экономическое благополучие обеспечивалось, например, только соборностью, ушло, потому что люди научились жить не соборно, и этому уже не разучить. Потом научились жить, не следя за расходами, научились жить без немедленного поощрения и теперь мы учимся жить, когда обман и несоблюдение договоров - вещи хотя и непривычные, но неизбежные.
Нынешний экономический кризис чаще всего объясняют пресловутым пределом в расширении рынков, либо невозможностью еще больше печатать доллары, либо падением отдачи на капитал. Вот только ни одно объяснение не дает ответа: что после? Значит это все не главное и даже не вторичное, а десятое от главного, потому что главного за этим не видно. Потому что не объясняет следующий факт. Миллиарды людей работают не покладая рук, а производительность по всему миру снижается, уровень жизни падает: в какую «дыру» проваливаются все эти усилия?
Из моей экономической философии следует, что мы сейчас переживаем упадок четвертой экономики, основным отношением которой является присяга, упадок связан с отменой присяги. Отсюда главное противоречие: без соблюдения присяги ничего получить нельзя, а соблюдать присягу невозможно.
Суррогатом присяги является, например, договор, в который в обязательном порядке закладывается форс-мажор: условие, при котором договор обязательно не выполняется. Но договоры, как известно, не выполняются не только из-за форс-мажоров, поэтому приходится это учитывать, закладываться на невыполнение договоров, вкладываться в мероприятия для отслеживания соблюдения договоров, в охрану условий договора, в принуждение к выполнению, в угрозу наказания за невыполнение… издержки, издержки, растущие сегодня в геометрической прогрессии. Самый высокий уровень издержек (часто фатально высокий) связан с ведением войн (от битвы за место для ларька до операции по принуждению недоговороспособного государства), которые, как я уже писал, возникают именно из-за невозможности договориться. Экономическая «дыра», в которой сегодня пропадают все усилия – это издержки на соблюдение договоров. За морем телушка полушка, да рубль перевоз.
Когда-то в процветающей четвертой экономике, когда принесения присяги было достаточно, чтобы все было, данный вид издержек был равен издержкам на проведение обряда, то есть на масштабе экономики меньше, чем затраты на рядовое семейное торжество. Как все изменилось! Кажется, что и просвета не видно, не то что света в конце тоннеля. Однако он есть и светит ярко и чем дальше, тем ярче.
Этим светом является «согласование алгоритмов» - экономическое отношение пятой экономики, которую фигурально можно называть цифровой. Теорему о согласовании алгоритмов я доказал в предыдущей статье, а здесь речь пойдет о следствиях из нее.
В качестве пояснения скажу следующее. Отношения «согласования алгоритмов» возникают всякий раз, когда ситуацию можно интерпретировать как переработку универсальных полуфабрикатов. Уже сегодня их в нашей жизни так много, что вопиет. Посмотрим на самую скандальную – так называемую мусорную проблему. Беру ее в пример, потому что большинство наверняка в курсе.
Речь идет о раздельном сборе мусора и переработке собранного мусора в исходное сырье. Ситуация аховая не только в России, но и во всем «цивилизованном» мире – тотально ничего не решено – мусор, который может повторно использоваться, весь не собирается, заводы по переработке недогружены и часто простаивают. Кстати с макулатурой в СССР было получше и это объяснимо.
А дело в теореме о запасах универсальных полуфабрикатов, которая формулируется так: при запасах вида универсальные полуфабрикаты необходимо и достаточно согласовать алгоритмы. Иначе говоря, только так и никак иначе: если получили в руки запас вида универсальный полуфабрикат, то или согласовываем алгоритмы прямой и обратной переработки, или он перестает быть запасом, то есть становится мусором. Что и видим на деле: алгоритмы переработки сырья в изделие есть, но алгоритм переработки изделия в исходное сырье не согласован. Почему не согласован? А с кем согласовывали? Просто приказали расставить раскрашенные в выдуманную палитру ящики и поручили СМИ пропагандировать раздельный сбор.
А как нужно действовать в соответствии с теоремой? Провести согласование между производителями изделия, потребителями изделия, переработчиками в сырье. Сложно? А-то! Было бы просто, все само собой бы устроилось, а здесь нужно строить. Следующие экономические отношения не могут быть проще предыдущих, потому что включают в себя все предыдущие.
Таким образом, отношение «согласование алгоритмов» является ведущим, потому что с необходимостью требует: 1-й экономики соборности (изготовитель + потребители + обратные переработчики + …); 2-й экономики наряда = учет расхода запасов и изделий и универсальных полуфабрикатов; 3-й экономики поощрения – выполнения согласованных алгоритмов достаточно для потребления; 4-й экономики присяги – алгоритмы неизменны и безошибочны, если реализованы на цифровых платформах (я это называют цифровой непогрешимостью). И тем самым 5-я экономика, будучи ведущей, обеспечивает процветание остальных экономик: собирающей, добывающей, самовозрастающей и перерабатывающей.
Поскольку бытовой мусор касается всех, то нужно сначала организовать всенародное обсуждение проблемы с целью выработать алгоритмы изготовления, например, упаковки, алгоритма сбора использованной упаковки и алгоритма разбора упаковки для переработки. Только так, никак иначе (см. теорему) проблема решена не будет.
И организовывать это должно на цифровой платформе, в которой будут существовать согласованные алгоритмы, через которую и будет идти все взаимодействие между всеми участниками (собор), в которой и будет вестись учет (наряд), и поощрения, кто чем пользуется или может пользоваться за участие в экономической деятельности, а согласование и есть экономическая деятельность (поощрение и слава), и цифра не даст соврать (присяга).
Согласование алгоритмов – это разработка согласующихся алгоритмов. Если алгоритмы реализуются в среде цифровых технологий, то это называется программирование. Таким образом, все участники экономической деятельности в цифровой экономике будут программистами. Программирование станет грамотностью, а не профессией. Значит обучение программированию должно начинаться в школе. А чтобы традиционная грамотность была согласована с программистской грамотностью, программирование должно быть на русском языке, тем более, что если со школы, то иначе никак.
Далее Русская утопия 2. Школа цифровой грамотности
Сергей Дегтярев