– Если перестаешь дрыгать ногами и ляжешь спокойно, я расскажу тебе сказку про мамонта. Какого мамонта? Хромого Мамонта. Только чур не перебивать и навострить ушки, договорились?
Ну вот и славненько.
Так вот. В незапамятные времена, когда Земля ещё была огромна и полна чудес, когда люди умели видеть целые миры в тенях на стене пещеры, в огне костра и блеске звёзд, когда песни их были громкими и живыми, как полноводные реки, и брали начало в самих сердцах, – в те самые времена и родился на свет Мамонт.
Был он тогда ещё совсем не хромым, а просто Молодым Мамонтом, да и жил, как все мамонты – в ладу с природой и первыми людьми, что совсем недавно завелись на планете.
– Откуда? А откуда на кошках заводятся блохи? Самозарождаются! Лежи тихо!
Так вот, как только на Земле появились первые лысые прямоходящие обезьянки, мудрые мамонты собрались на Совет.
"– Человечки – очень слабые! – сказал Большой Ма.
– И глупые! – кивнул Одноглазый Мо.
– Человечки приручили огонь! – возразил ему Сломанный Бивень.
– Человечки смелые и смотрят в небо! Они хотят узнать весь мир и поют о нём песни! – заключил Седой Холм".
Молодому Мамонту особенно понравилось про песни. Он слышал песни человечков – ни одна из них не повторялась, и каждая звучала так, что Молодой Мамонт и сам хотел на минуту стать поющим её: открывать для себя землю и небо, море и ветер, огонь и лёд…
Мамонты думали с рассвета до заката и решили, что будут помогать людям. Сперва – защищать от опасностей дикого мира, чтобы люди смогли стать его частью и не бояться ни хищников, ни холода, ни голодных дней. Потом – направлять их и раскрывать свою мудрость, чтобы люди стали для мамонтов верными друзьями и надёжными союзниками…
– Чего-чего? "Глупые шерстяные мешки"? Да я тебе рот сейчас заклею! Воспитать себе друзей с самых первобытных времён – это не только благородство, но и мудрый расчёт!
Сбил, блин. Короче, мамонты много лет жили, как задумали. Большой Ма изобрел копья и научил человечков защищаться от хищников. Одноглазый Мо долго глядел, как человечки мучатся с охотой, и придумал, как мастерить ловушки на мелких зверей. Сломанный Бивень показал, как оставлять рисунки на стенах пещеры, а Седой Холм научил всем тайным тропам, что знал сам.
Люди постигали мир, пели всё громче и затейливее, отходили всё дальше от пещер и всё меньше боялись хищников: их большие сильные друзья могли защитить их от кого угодно. Мамонты видели, как быстро люди из пугливых зверьков становятся полноправными жителями мира…
Только одного не заметили мамонты: как среди людей всё чаще стали шнырять маленькие мохнатые зверьки. Их шёпот шелестел над ухом человечка каждую ночь, как только люди отходили ко сну в своих пещерах. Этот шёпот говорил им:
"Твоя пещера так уютна и тепла. Зачем тебе большой и опасный мир? Зачем тебе петь песни о землях, что ещё не видели твои глаза? Зачем тебе отходить далеко от костра и мечтать об опасностях? Оставайся здесь, слабый человечек, оставайся в своей пещере. Не ходи дальше, чем светит твой костёр…"
И люди стали верить этим голосам. Они всё чаще оставались в пещерах и отказывались идти на охоту вместе с мамонтами. Их сила стала убывать, их разум затуманился, а их песни – о, Молодой Мамонт так страдал от этого, когда услышал! – стали повторяться всё чаще и чаще. Люди больше не отходили далеко от пещер и повторяли друг за другом: одни и те же песни о волшебных пещерах, где исполняются все желания, и о хитрых зверьках, что живут рядом с людьми и помогают им... Словно одурманенные, люди пели одно и то же, потому что ничего нового никто из них теперь не видел.
– Я же сказал: "Ни звука!" Что, так сложно просто послушать? Я же тут не просто так распинаюсь! Ладно, сокращу для тебя, раз ты такой нетерпеливый.
Мамонты нашли причину странной болезни; одной прекрасной ночью отловили всех тех, что шептали людям; хорошенько потрепали и пригрозили затоптать, если хоть раз увидят рядом с пещерой. Ну и выгнали, конечно.
Но они не учли коварства мохнатых зверьков. Однажды те подкараулили одного из человечков, заманили его в ловушку и… Короче, когда остальные люди нашли его тело, оно было пронзено обломком бивня.
Если бы люди были умнее, они бы поняли, что это – старый бивень мамонта, которого они хорошо знали… Но Сломанный Бивень так и не узнал, что всё дальнейшее произошло из-за него. И из-за обломка, что когда-то нашли и спрятали мохнатые зверьки.
Человеки вспомнили тайные тропы, как учил их Седой Холм – и разыскали всех мамонтов.
Человеки смастерили ловушки, как учил их Одноглазый Мо – и мамонты попались в них.
Человеки сделали копья, как учил их Большой Ма – и убили мамонтов.
А потом изрисовали стены своей пещеры рисунками этой охоты – как учил их Сломанный Бивень.
– Эй, серьёзно! Ещё раз дёрнешься – мало не покажется! Я же уже почти договорил!
Единственным, кому удалось уцелеть, был Молодой Мамонт. Правда, одно копьё попало ему в ногу, и с тех пор он стал зваться Хромым Мамонтом… Он ушёл в леса, и уже оттуда смотрел, как люди крепнут и растут, как убивают мамонтов из других племен, и как в пещерах по всему миру появляются рисунки предательской охоты.
А когда люди перебили всех мамонтов в мире, они сели в свои пещеры, протянули ноги к огню и стали слушать шёпот, что хвалил их за послушание, и петь песни – одни и те же песни о божествах, что подарили им их сытое счастье. Люди стали называть их Домовыми. Я же говорил, что воспитать себе друзей с самых первобытных времён – это не только благородство, но и мудрый расчёт…
Прошли века. Никто не видел Хромого Мамонта с тех самых пор, и люди решили, что он вымер так же, как весь его вид. Но говорят, что он всё ещё ходит среди людей, поёт свободные песни, как мечтал когда-то, и спустя много веков мстит Домовым за свой народ.
– К чему я рассказал тебе эту сказку? Да к тому, что всё это – правда. И у Мамонта теперь много друзей среди человечков. Они знают, как всё было на самом деле, и хотят петь новые песни, видеть мир большим и прекрасным и не бояться его. И ты, Домовёныш, зашёл как раз в их район.
Если перестанешь дрыгать ногами и ляжешь спокойно, сможешь увидеть Мамонта во всей красе. И не смотри, что он хромает! Бивни-то у него всё ещё на месте…
Автор: Анастасия Кокоева
Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ