Найти тему

Странная картина «Свадьба в Торопце»: зачем они закрывают лица?

Кто был в Историческом музее в Москве, мог обратить внимание на странную картину неизвестного художника XVIII века под названием «Свадьба в Торопце», еще одно ее название — «Хозяин украшает своим присутствием свадьбу крепостных». Автор этого произведения был, скорее всего, сам крепостным. Чувствуется, что он учился живописи, но все же вершин мастерства еще не достиг. Но в данном случае интересны не художественные достоинства картины, а то, что там изображено.

Мы видим стол, сидящих за ним людей и небольшую толпу, стоящую слева. Господин с тростью, как очевидно, и есть тот самый господин, который украшает своим присутствием свадьбу крепостных. Жених с невестой, как я думаю, стоят за ним. Девушка в нарядном сарафане, в кокошнике, с платочком в руке. Жених бритый, в костюме, на крестьянина не похож.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события

Неизвестный художник. «Свадьба в Торопце», XVIII в.
Неизвестный художник. «Свадьба в Торопце», XVIII в.

Впрочем, крепостными ведь были не только крестьяне, но и домашняя прислуга, тот же художник или актеры, то есть, эти люди одевались по-городскому и даже щеголевато. Вообще интерьер совсем не похож на крестьянский, дело происходит явно в господском доме, об этом говорит и накрытый скатертью стол с весьма лаконичным, но довольно изысканным угощением. Белый конус — это сахарная голова, весьма дорогое лакомство в XVIII веке.

То, что дело происходит в Торопце, указано в названии картины. Это старинный город, ныне он в Тверской области, раньше относился к Псковской губернии. Он был основан, как минимум, в XI веке, а в 1168 году упоминался в летописи как центр Торопецкого княжества. Тут развивались торговля и ремесла, а с XVIII века развернулось кожевенное производство.

«Свадьба в Торопце», фрагмент второго варианта картины.
«Свадьба в Торопце», фрагмент второго варианта картины.

Короче, город с древней историей и, как видим на картине, со своими оригинальными обычаями. В частности, со свадебными. В чем был их смысл, сейчас трудно сказать, но картина неизвестного художника запечатлела странные моменты свадебной церемонии. За столом сидят исключительно женщины, и все они закрывают лица веерами. Притом одеты в сарафаны. Женщина в сарафане и с ажурным веером — это несколько постмодернистки, не находите? 😉 Также странно выглядят женщины, стоящие в группе. Они тоже в русских народных платьях, на голове кокошник и платок, прикрывающий лицо, кроме одного глаза. Просто сюр какой-то.

Что бы это значило?! Неизвестно. Кстати, впервые эту картину описал в конце XIX века М. А. Веневитинов в своей статье «Старинное изображение обряда смотрин в городе Торопце», он же и передал ее в Императорский российский исторический музей. Судя по этому описанию, изображена не свадьба, а смотрины. И тогда девушка, закрывающая лицо черным веером — невеста. Рядом с ней сидит девочка (зачем?). А пришедший господин — жених со своими друзьями и со свахой (у нее лицо открыто).

Или эта интерпретация неверна? Я не знаю. Таинственная картина... Кстати, она существует в двух вариантах, которые немного отличаются друг от друга.

Читайте еще на моем канале:

"Охотники за искусством": как советские коллекционеры спасали "декадентское" искусство

Музей эмоций: интересная попытка поиграть чувствами людей