Не ошибусь, если скажу, что расцвет отечественного детективного жанра приходится на 1950-1970-ые годы, когда читать везде и всегда было правилом хорошего тона для всех без исключения - и молодых, и старых. Включая советских милиционеров.
Именно эти десятилетия вызвали к жизни целый отряд молодых писателей-приключенцев (или детективщиков, тут как хотите), которые и дали жизнь современному отечественному детективному роману.
Вышедший из «Дела пёстрых» (1956 год) и «Чёрной моли» (1958 год) Аркадия Адамова, этот жанр буквально за полтора десятилетия познакомил нас с прославленными ныне мэтрами - Анатолием Безугловым и Юрием Кларовым («Конец Хитрова рынка», 1957 год), Леонидом Словиным («Такая работа», 1965 год), Павлом Шестаковым («Через лабиринт», 1967 год), Николаем Леоновым («Мастер», 1968 год), Аркадием и Георгием Вайнерами («Часы для мистера Келли», 1970 год), Эдуардом Хруцким («Комендантский час», 1972 год)...
Кто-то спросит: а где же Юлиан Семёнов или Виктор Пронин? Но первого я не отношу к милицейским авторам, он, скорее, был писателем смежного ведомства. К тому же, его «Петровка, 38» и «Огарева, 6» не выделялись на общем фоне. Равно как и Пронина, которого я считаю просто талантливым романистом.
Не побоюсь сказать, что именно благодаря им спрос на литературу такого рода стал неимоверным! Этот немногочисленный отряд писателей-приключенцев (именно так они настойчиво просили себя называть) не мог заполнить существовавшую ранее нишу и справиться с растущими потребностями издателей. Помню, что в 1970-ые их книги в свободной продаже достать было из разряда фантастики, разве что только через общества книголюбов. И то - в обмен на сдачу макулатуры. Поэтому мы обходились советской периодикой, в которой те печатались - журналами «Смена», «Юность», «Человек и закон», «Советская милиция». Конечно же, особо котировалась подписка на библиотеку приключений «Подвиг», являвшуюся приложением к журналу «Сельская молодёжь», но это было дело почти безнадёжное… Из таких журнальных публикаций мы мастерили самодельные книги, которые передавались из рук в руки и зачитывались буквально до дыр.
Почему к этим книгам был такой интерес в милицейской среде? Наверное, в силу доверия к авторам, многие из которых сами прошли хорошую оперскую и следственную школу, а потому достоверно изображали милицейскую изнанку. Да и сюжеты в большинстве своём у них были самые что ни на есть реальные. Отсюда и читательский успех.
Не будем забывать, что им зачастую приходилось преодолевать ещё один барьер - ведомственную и партийную цензуру. Ведь в советское время любая книга о милиции или чекистах должна была соответствовать чётким стандартам: одна повесть - одно убийство; о коррупции в милиции или об организованной преступности (наркомании и прочих язв зарубежного общества) в СССР- чтоб ни слова! Вот и посудите: какой в таком случае должна была быть книга, вышедшая из недр цензуры? Тем не менее, выходили! И довольно приличные...
Откровенно говоря, довольно часто врагами детективов становились даже не критики и цензоры, а сами авторы, пишущие неинтересно, небрежно и халтурно. Кстати, подобная ситуация была в эти годы и с «милицейским кино», по которому писатель Юрий Нагибин прошёлся предельно жёстко:
«Фильмы о милиции настолько приелись своим бездарным однообразием, безмыслием, гладкими, сытыми лицами старшего комсостава и юношески готовыми к любому подвигу (с непременным кряком какого-нибудь ветерана в спину удальца-лейтенанта: «Ах, и хорошее же мы вырастили поколение!»), что писать о милицейском фильме почти стыдно...»
На волне лихих 1990-ых этот литературный жанр, неожиданно оказавшийся лёгким и востребованным у обывателя, открыл нам столько новых имён, что их перечисление займёт не одну страницу. Привокзальные киоски буквально были завалены бездарным детективным ширпотребом, и каждый пассажир электрички стремился взять в дорогу «одноразовую» яркую книжечку в мягком переплете, распадавшуюся при чтении.
Разумеется, издатели тогда активно бросились разрабатывать эту жилу. И неважно, что было внутри под обложкой, - лишь бы героем был милиционер, спецназовец или сотрудник ФСБ. Печатали всё подряд. Многие авторы понятия не имели, как на самом деле работают органы. Хотели облагородить героя, а получалась карикатура. В результате жанр сильно «девальвировался», если можно так сказать.
По общему признанию, лидером жанра (по крайней мере, по популярности) в эти годы закономерно становится Андрей Кивинов с его «Ментами»...
Питерскому оперу легко было списывать своих литературных героев с натуры (в том числе и с себя) и писать про то, что хорошо знаешь. В этом, пожалуй, и кроется секрет его успеха. Надо обладать несомненным талантом, чтобы пересказывать служебные будни ярким живым языком и не получить потрясающую по занудности сводку происшествий без всякого намёка на интригу или сюжет! У него нет суперменов, в каждой книге появлялись какие-то характерные детали милицейских будней, что зачастую сбивало читателя с толку: он просто не понимал, где вымысел, а где реальность.
Основной фишкой питерского опера стал сленг милиционеров и юмор. Время было жёсткое. Опера неделями жили на службе, и если бы всё воспринимали серьёзно, то недалеко было и до психушки! Там сама работа требует защитной реакции - вот и спасались юмором. Вообще-то милиционер, который шутит и иронизирует (зачастую, на свой счёт), - явление уникальное!
Ещё одна примета 1990-ых. На смену признанным мэтрам классического детективного жанра начинают приходить дамы с их криминально-психологическим и ироничным чтивом для расслабления и отдыха - Маринина, Малышева, Донцова, Устинова, Дашкова, Семёнова…
Типичная особенность дамского детектива: главный герой - женщина, либо мечта женщины, либо мужчина с характером и психологией женщины. Банальный сюжет и чрезмерное количество «сладких» и «мыльных» подробностей вызывают у большей части мужчин предубеждение к подобному чтиву.
Сегодня спрос на милицейскую прозу в России невелик. Как правило, тиражи не превышают 3-5 тысяч, при том что в девяностые они нередко зашкаливали за 300 тысяч экземпляров. Причина этому - явный «перекорм» читателя. Кроме того, с изменением криминальной ситуации в стране милицейская тематика потеряла актуальность. Плюс сыграло роль телевидение, поставившее на поток всевозможные низкопробные милицейские сериалы, в которых нет ни грамма достоверности. В итоге народ пресытился и тем, и другим. Издатели оперативно отреагировали на ситуацию, снизив обороты. Сейчас напечататься начинающему милицейскому автору без имени практически невозможно - издатели заворачивают, не читая рукопись…
Хотя у правоохранителей правдивые книги о милиции-полиции до сих пор востребованы, и современные полицейские с интересом читают «про себя». При условии, что писал профессионал.
Читайте мои последние публикации на канале:
Мои наиболее популярные публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!