Найти тему

Куда подевалась качественная отечественная детективная литература?

Не ошибусь, если скажу, что расцвет отечественного детективного жанра приходится на 1950-1970-ые годы, когда читать везде и всегда было правилом хорошего тона для всех без исключения - и молодых, и старых. Включая советских милиционеров.

Основоположник советского детектива Аркадий Адамов на литературной встрече с сотрудниками Дубненского ОВД. Фото 1975 года из архива ОМВД г.Дубны.
Основоположник советского детектива Аркадий Адамов на литературной встрече с сотрудниками Дубненского ОВД. Фото 1975 года из архива ОМВД г.Дубны.

Именно эти десятилетия вызвали к жизни целый отряд молодых писателей-приключенцев (или детективщиков, тут как хотите), которые и дали жизнь современному отечественному детективному роману.

Вышедший из «Дела пёстрых» (1956 год) и «Чёрной моли» (1958 год) Аркадия Адамова, этот жанр буквально за полтора десятилетия познакомил нас с прославленными ныне мэтрами - Анатолием Безугловым и Юрием Кларовым («Конец Хитрова рынка», 1957 год), Леонидом Словиным («Такая работа», 1965 год), Павлом Шестаковым («Через лабиринт», 1967 год), Николаем Леоновым («Мастер», 1968 год), Аркадием и Георгием Вайнерами («Часы для мистера Келли», 1970 год), Эдуардом Хруцким («Комендантский час», 1972 год)...

А здесь в гостях у сотрудников моего бывшего ОВД братья Вайнеры. Фото 1976 года из архива ОМВД г.Дубны.
А здесь в гостях у сотрудников моего бывшего ОВД братья Вайнеры. Фото 1976 года из архива ОМВД г.Дубны.

Кто-то спросит: а где же Юлиан Семёнов или Виктор Пронин? Но первого я не отношу к милицейским авторам, он, скорее, был писателем смежного ведомства. К тому же, его «Петровка, 38» и «Огарева, 6» не выделялись на общем фоне. Равно как и Пронина, которого я считаю просто талантливым романистом.

Не побоюсь сказать, что именно благодаря им спрос на литературу такого рода стал неимоверным! Этот немногочисленный отряд писателей-приключенцев (именно так они настойчиво просили себя называть) не мог заполнить существовавшую ранее нишу и справиться с растущими потребностями издателей. Помню, что в 1970-ые их книги в свободной продаже достать было из разряда фантастики, разве что только через общества книголюбов. И то - в обмен на сдачу макулатуры. Поэтому мы обходились советской периодикой, в которой те печатались - журналами «Смена», «Юность», «Человек и закон», «Советская милиция». Конечно же, особо котировалась подписка на библиотеку приключений «Подвиг», являвшуюся приложением к журналу «Сельская молодёжь», но это было дело почти безнадёжное… Из таких журнальных публикаций мы мастерили самодельные книги, которые передавались из рук в руки и зачитывались буквально до дыр.

Городское общество книголюбов проводит презентацию новых книг в стенах Дубненского ОВД. Фото 1978 года из архива ОМВД г.Дубны.
Городское общество книголюбов проводит презентацию новых книг в стенах Дубненского ОВД. Фото 1978 года из архива ОМВД г.Дубны.

Почему к этим книгам был такой интерес в милицейской среде? Наверное, в силу доверия к авторам, многие из которых сами прошли хорошую оперскую и следственную школу, а потому достоверно изображали милицейскую изнанку. Да и сюжеты в большинстве своём у них были самые что ни на есть реальные. Отсюда и читательский успех.

Не будем забывать, что им зачастую приходилось преодолевать ещё один барьер - ведомственную и партийную цензуру. Ведь в советское время любая книга о милиции или чекистах должна была соответствовать чётким стандартам: одна повесть - одно убийство; о коррупции в милиции или об организованной преступности (наркомании и прочих язв зарубежного общества) в СССР- чтоб ни слова! Вот и посудите: какой в таком случае должна была быть книга, вышедшая из недр цензуры? Тем не менее, выходили! И довольно приличные...

Памятная книга местному священнослужителю из рук начальника Дубненского ОВД А.П.Старастенкова. Фото 1994 года из архива ОМВД г.Дубны.
Памятная книга местному священнослужителю из рук начальника Дубненского ОВД А.П.Старастенкова. Фото 1994 года из архива ОМВД г.Дубны.

Откровенно говоря, довольно часто врагами детективов становились даже не критики и цензоры, а сами авторы, пишущие неинтересно, небрежно и халтурно. Кстати, подобная ситуация была в эти годы и с «милицейским кино», по которому писатель Юрий Нагибин прошёлся предельно жёстко:

«Фильмы о милиции настолько приелись своим бездарным однообразием, безмыслием, гладкими, сытыми лицами старшего комсостава и юношески готовыми к любому подвигу (с непременным кряком какого-нибудь ветерана в спину удальца-лейтенанта: «Ах, и хорошее же мы вырастили поколение!»), что писать о милицейском фильме почти стыдно...»

На волне лихих 1990-ых этот литературный жанр, неожиданно оказавшийся лёгким и востребованным у обывателя, открыл нам столько новых имён, что их перечисление займёт не одну страницу. Привокзальные киоски буквально были завалены бездарным детективным ширпотребом, и каждый пассажир электрички стремился взять в дорогу «одноразовую» яркую книжечку в мягком переплете, распадавшуюся при чтении.

Разумеется, издатели тогда активно бросились разрабатывать эту жилу. И неважно, что было внутри под обложкой, - лишь бы героем был милиционер, спецназовец или сотрудник ФСБ. Печатали всё подряд. Многие авторы понятия не имели, как на самом деле работают органы. Хотели облагородить героя, а получалась карикатура. В результате жанр сильно «девальвировался», если можно так сказать.

1990-ые прошли под знаком питерского опера А.Пименова (Кивинова). Фото из свободного доступа.
1990-ые прошли под знаком питерского опера А.Пименова (Кивинова). Фото из свободного доступа.

По общему признанию, лидером жанра (по крайней мере, по популярности) в эти годы закономерно становится Андрей Кивинов с его «Ментами»...

Питерскому оперу легко было списывать своих литературных героев с натуры (в том числе и с себя) и писать про то, что хорошо знаешь. В этом, пожалуй, и кроется секрет его успеха. Надо обладать несомненным талантом, чтобы пересказывать служебные будни ярким живым языком и не получить потрясающую по занудности сводку происшествий без всякого намёка на интригу или сюжет! У него нет суперменов, в каждой книге появлялись какие-то характерные детали милицейских будней, что зачастую сбивало читателя с толку: он просто не понимал, где вымысел, а где реальность.

Основной фишкой питерского опера стал сленг милиционеров и юмор. Время было жёсткое. Опера неделями жили на службе, и если бы всё воспринимали серьёзно, то недалеко было и до психушки! Там сама работа требует защитной реакции - вот и спасались юмором. Вообще-то милиционер, который шутит и иронизирует (зачастую, на свой счёт), - явление уникальное!

У женщины особый взгляд на детективный жанр. Фото из свободного доступа.
У женщины особый взгляд на детективный жанр. Фото из свободного доступа.

Ещё одна примета 1990-ых. На смену признанным мэтрам классического детективного жанра начинают приходить дамы с их криминально-психологическим и ироничным чтивом для расслабления и отдыха - Маринина, Малышева, Донцова, Устинова, Дашкова, Семёнова…

Типичная особенность дамского детектива: главный герой - женщина, либо мечта женщины, либо мужчина с характером и психологией женщины. Банальный сюжет и чрезмерное количество «сладких» и «мыльных» подробностей вызывают у большей части мужчин предубеждение к подобному чтиву.

Сегодняшние полицейские предпочитают читать детективы из серии "Я-вор в законе", возводящие фигуру вора в ранг героя, хотя это обычные бандиты конца XX века. Фото из свободного доступа.
Сегодняшние полицейские предпочитают читать детективы из серии "Я-вор в законе", возводящие фигуру вора в ранг героя, хотя это обычные бандиты конца XX века. Фото из свободного доступа.
А этот служивый зачитался книгой французского писателя Жака Деларю, рассказывающей о зарождении и функционировании известной германской карательной организации. Фото из свободного доступа.
А этот служивый зачитался книгой французского писателя Жака Деларю, рассказывающей о зарождении и функционировании известной германской карательной организации. Фото из свободного доступа.

Сегодня спрос на милицейскую прозу в России невелик. Как правило, тиражи не превышают 3-5 тысяч, при том что в девяностые они нередко зашкаливали за 300 тысяч экземпляров. Причина этому - явный «перекорм» читателя. Кроме того, с изменением криминальной ситуации в стране милицейская тематика потеряла актуальность. Плюс сыграло роль телевидение, поставившее на поток всевозможные низкопробные милицейские сериалы, в которых нет ни грамма достоверности. В итоге народ пресытился и тем, и другим. Издатели оперативно отреагировали на ситуацию, снизив обороты. Сейчас напечататься начинающему милицейскому автору без имени практически невозможно - издатели заворачивают, не читая рукопись…

Читаем самую востребованную полицейскую книгу... Фото из свободного доступа.
Читаем самую востребованную полицейскую книгу... Фото из свободного доступа.

Хотя у правоохранителей правдивые книги о милиции-полиции до сих пор востребованы, и современные полицейские с интересом читают «про себя». При условии, что писал профессионал.

Читайте мои последние публикации на канале:

Мои наиболее популярные публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!