Думается, что все, проходившие службу в МВД, отчётливо помнят два момента: поступление на службу и уход с неё.
И здесь любопытным представляется следующее: в отличие от современной полиции в советскую милицию можно было относительно легко устроиться, но вот чтобы порвать с ней отношения, порой требовалось пройти не один круг ада! Сразу же вспоминается пословица «Вход копейка, да выход рубль!». Чего не скажешь о нынешних реалиях, когда полицейские обладают полной свободой выбора и в любую минуту без каких-либо осложнений для себя могут снять погоны.
Возможно, в условиях нынешнего катастрофического кадрового голода в МВД возврат в «советское милицейское рабство» (именно так можно окрестить тогдашние «правила кадровой игры») отчасти стал бы решением этих проблем. Подчеркну, что лишь отчасти, поскольку возврат к хорошо забытому старому в современных реалиях полностью их бы не решил, - тут необходим целый комплекс мер. Но вот сдерживающим фактором вполне мог бы выступить...
Сразу же вспоминаю своё трудоустройство в милицию после службы в армии в конце 1970-ых. Оформление заняло тогда не более двух месяцев, у нынешних кандидатов оно занимает втрое больше времени. Такое ощущение, что врачей по месту жительства проходил вдвое меньше (были лишь основные), и никаких тебе психологов, ПФО. В патрульно-постовую службу ВВК зарубила по зрению, что милицейскую кадровичку (она была в единственном лице) ничуть не смутило: та выписала мне новую путёвку на должность милиционера на внутренние посты, и вопрос тут же решился! Взяли, разумеется, в ППС, и никто потом на имеющееся несоответствие группы предназначения не обращал внимания.
Единственное, о чём я сожалел при оформлении, - не взял из армии характеристику. Хотя начальник штаба предлагал, но я просто не думал, что та может пригодиться. Но и тут кадровичка, презрев все формальности, сумела обосновать перед начальником приём без таковой, лишь на основании военного билета: сержант, отличник СА - это она посчитала весомым аргументом в мою пользу. А характеристика пришла спустя два месяца после зачисления на службу…
Что же являлось главным сдерживающим фактором в советской милиции? Ответ лежит на поверхности: невозможность уволиться по собственному желанию. Поступая на службу, милиционеры попадали в законодательный «капкан», оказываясь, по сути, в положении государственных крепостных: для них были придуманы столь жёсткие кадровые обременения, что «вольную» можно было получить крайне в редких случаях.
Так, увольнение лиц рядового и младшего начсостава по собственному желанию существовало лишь по окончании срока обязательства (или подписки), которое заключалось на три года и всякий раз автоматически продлевалось на такой же очередной срок, вплоть до требуемой пенсионной выслуги или возраста. Конечно, можно было «забить» на эти условности, написать рапорт по собственному желанию и не выходить на службу, но тем самым пришлось бы подвести себя к увольнению по отрицательным основаниям- за нарушение дисциплины.
Исключения из правил были сделаны лишь для женщин - те могли уволиться со службы по семейным обстоятельствам. К таковым относились необходимость ухода за тяжелобольным близким родственником, переезд к месту жительства мужа и т.п. Тут порой приходилось пускаться на всевозможные ухищрения, включая фальсификацию ряда документов, чтобы обосновать подобное увольнение. Особенно, когда речь шла о женщинах из числа среднего и старшего начсостава, ибо вопрос их увольнения находился в компетенции областного Главка. Как правило, проходило! Правда, при одном условии: тут же требовалось представить кандидата на замену увольняемому сотруднику.
У мужчин из числа среднего и старшего начсостава таких преференций, как у милиционеров и женщин, не было: для них «воля» наступала лишь при достижении установленных возраста (50 лет), выслуги срока службы (25 лет) и по состоянию здоровья. Были, правда, ещё ряд любопытных оснований- в связи с переходом на работу в другие ведомства (например, в КГБ) и на выборную партийно-советскую работу, но на практике они применялись крайне редко. В мою бытность подобное, во всяком случае, не наблюдалось.
Вот и приходилось тем увольняться либо по отрицательной статье - за нарушение дисциплины (сотрудники самовольно переставали выходить на службу), либо по полуотрицательной - по служебному несоответствию (в основе также было нежелание продолжать службу, но формально вопрос решался более цивилизованно - по согласованию с руководством). Собственно, многим формулировка была «по барабану», поскольку в их трудовой книжке основание увольнения не указывалось, а новые работодатели не были столь щепетильными и редко стремились выяснить истинные причины у милицейских кадровиков.
С развалом союзного государства и принятием Закона РФ от 18.04.1991г. № 1026-1 «О милиции» долгожданное увольнение по собственному желанию стало обычной нормой, давшее старт массовому оттоку сотрудников из МВД. Вот так мы добрались к «выходу на копейку»!
А если учесть, что на фоне этого произошло заметное увеличение и ужесточение обязательных кадровых процедур при приёме на службу, стоит ли удивляться снижению привлекательности полицейской службы и катастрофическому некомплекту! И это вроде бы при массе бонусов от государства, которые гражданским людям и не снятся!
Почему такое происходит? Разговаривал тут на днях со своими коллегами-кадровиками и задал вопрос: неужто всё так безнадёжно? Те как-то обречённо признались: плачевность ситуации в том, что крест на мечтах о службе каждого третьего потенциального кандидата ставит пресловутый «вход на рубль»! Это когда вроде бы человек рвётся в органы, грезит будущей службой, обивает кучу порогов, тратит время, силы и деньги, а его в полицию не пускают. Судите сами...
Заполняем анкету и прочие документы, запуская процесс проверочных мероприятий. Тут многое зависит от заинтересованности и расторопности кадровиков, а также исполнительности непосредственных исполнителей (извиняюсь за каламбур!)- ИЦ, участковых и оперов. Худо-бедно в три месяца укладываемся!
Сам кандидат в это время занят сдачей анализов, сбором многочисленных справок и прохождением медосмотра по месту жительства. А это добрый десяток врачей, к каждому из которых надо ещё попасть! Да ещё заплатить немалую сумму за хождения по мукам! На выходе (это занимает порой не менее месяца) нервы уже основательно измотаны...
Следующий этап - поездка на ВВК. Опять время, опять деньги! Вот там-то начинается настоящая жесть, своего рода тест на испытания и унижения. Помимо довольно странной организации рабочего процесса здесь встречаешь сплошь и рядом равнодушных и озлобленных сотрудников, для которых любой кандидат - источник их личного дискомфорта.
В регистратуре принимают не сразу, всякий раз находя недостатки в медицинских документах. Любые попытки разобраться по-человечески пресекаются на корню. С каждым разом нарастает злость и приходит отчаяние. С четвёртой-пятой попытки удаётся записаться на комиссию.
Медосмотр проходит под тем же соусом: врачи хамят, часто отлучаются на прочие дела, излучают откровенную предвзятость к кандидату. То и дело по общему коридору с пакетами в руках снуют высокие полицейские чины с блатными кандидатами - таких пропускают вне очереди! Совсем швах, если прохождение комиссии совпадает с разгаром отборочной кампании по комплектованию ведомственных ВУЗов: в этой ситуации абитуриенты также идут внепланово.
В общем, шансов пройти ВВК с первого раза практически нет, даже если все обстоятельства удачно сложились: у кого-то подскочило давление (ещё бы - встать в 4 часа утра и быть под таким прессом!), у кого-то обнаружился небольшой недобор веса (иди, нагуливай, через полгода приедешь!), и т.п.
После третьего приезда многие сами «сливаются» (поскольку морально измотаны, да и денег на поездки ни гроша), некоторых отговаривают родные…
Остальным же предстоит ещё собеседование у психолога и проверка на полиграфе с его дурацкими вопросами, ответы на которые можно не угадать. Следующий этап - полгода стажировки (тут тоже никаких гарантий) и столько же первоначальное обучение в УЦ со всеми его «прелестями». Вот и думайте - стоит ли служба всего этого?
Но «джин из бутылки» (речь о требованиях к приёму и увольнению сотрудников) в своё время был выпущен и управлять им уже практически невозможно. А стало быть, последствия этого шага можно считать необратимыми и катастрофичными для ведомства…
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!