Нынешняя полиция так и не сумела избавиться от основной проблемы в устройстве российской милиции - избыточной централизации. Начиная где-то с середины 1990-ых, федеральный Центр забирал полномочия, увеличивал служебный бумагооборот и тем самым снижал эффективность работы на земле.
Во‑первых, милицию (в основном, это МОБ) снимали с местных (городских, региональных) бюджетов и переводили исключительно на федеральное финансирование. Где-то этим были довольны, ибо с зарплатой федералов была определённость и стабильность (чего не скажешь о регионалах); где-то, наоборот, богатый местный бюджет позволял не только лучше финансировать свою милицию, своевременно выплачивая сотрудникам зарплаты, регулярные премии, матпомощи и прочие доплаты, но и обеспечивать её автомобилями и техникой. Руководству территориальных ОВД приходилось частенько пускаться на всевозможные ухищрения, дабы в нарушение финансовой дисциплины перераспределять средства местного бюджета, направляя часть на поощрение федералов - сотрудников КМ, следствия, дежурных частей.
К слову сказать, у нас в подмосковной Дубне в начале 2000-ых руководство города основательно вложилось в материально-техническое обеспечение милицейских нужд. Совместно с областью было обустроено несколько стационарных постов ДПС и опорных пунктов, введены в строй помещения двух территориальных отделений милиции. Такое внимание нельзя недооценивать!
А кроме того из средств городского бюджета финансировалось содержание около 30 дополнительных штатных единиц в ППС, ДПС, ОДН и службе участковых. При этом не скажу, что для городских властей это была «карманная милиция», на работу которой они могли влиять как заблагорассудится. По сути, они выполняли те же функции, что и их коллеги, финансируемые из прочих источников, в первую очередь - это так или иначе касалось привлечения «муниципалов» к обеспечению правопорядка при проведении значимых общественных мероприятий в городе. Собственно, так или иначе ОВД обеспечивал бы этот правопорядок имеющимися силами, но дополнительные в таких вопросах никогда милиции не мешали.
Думается, очередную реформу (а без неё мы вряд ли обойдёмся!) надо начинать не с оптимизаций и переименований, а с разумной децентрализации и оптимизирования уровней управления. И в первую очередь, - сбалансировать местный, региональный и федеральный уровни, а иначе правоохранительные структуры будут деградировать, потому что в такой стране эффективно управлять всем из одного центра невозможно.
Надо вновь вернуться к формированию муниципальной милиции (или полиции, тут уж где как решат). По крайней мере, там, где муниципалитет состоятельный и граждане активны, она должна иметь право на существование! А создать её можно, к примеру, на базе патрульно-постовой службы.
Смысл идеи в том, что муниципальные власти должны ставить ей задачи и назначать (либо согласовывать) руководящие кадры. При этом необходимо предусмотреть региональный уровень управления и возможность учитывать специфику региона и характер преступности. В частности, логично передать на региональный уровень управления службы участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних, дежурные части, дознание. А тяжкие и особо тяжкие преступления, организованную преступность - это оставить федеральной полиции, создав её на базе Следственного комитета.
Предыдущий аналогичный опыт назвать успешным язык не поворачивается (в основном, по причине отсутствия чёткого разграничения функций муниципальной и территориальной милиции), а поэтому не будет лишним обратиться к опыту мировому. Если долго мучиться, что-нибудь получится! Кажется, это из Пугачёвой?
Сегодня, кстати, несмотря на отсутствие закона о муниципальной милиции, в отдельных населённых пунктах РФ продвинутые региональные власти учредили некие милицейские (чисто гражданские) структуры, задача которых - помогать полицейским заботиться о безопасности граждан. Правда, по своему статусу и функционалу они больше напоминают советские ДНД, а потому малоэффективны. Но первый шаг уже сделан...
Возникает резонный вопрос: а за что же тогда будет отвечать МВД? Да ни за что! Если начальники региональных и муниципальных полиций будут подчинены местным властям, а сами структуры освобождены от всех неполицейских функций, то тогда нужда в этом сверхминистерстве, в общем-то, отпадёт.
Окажется ли власть способной и готовой к новой реформе? Чего-то радикального вряд ли стоит ждать, но и ничего не делать с правоохранительными органами уже нельзя. У людей есть спрос на безопасность, а если он не удовлетворяется, то они решают вопросы сами. К тому же, денег становится всё меньше, и бюджет МВД существенно расти вряд ли будет. Стало быть, меры по сокращению управленческой надстройки могут пройти легче.
Как вы считаете?
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!