Найти тему

Взгляд на проблемы современной российской полиции. Часть 2: гонки по вертикали

Нынешняя полиция так и не сумела избавиться от основной проблемы в устройстве российской милиции - избыточной централизации. Начиная где-то с середины 1990-ых, федеральный Центр забирал полномочия, увеличивал служебный бумагооборот и тем самым снижал эффективность работы на земле.

Стоит ли нам ожидать децентрализации МВД? Фото из открытых источников.
Стоит ли нам ожидать децентрализации МВД? Фото из открытых источников.

Во‑первых, милицию (в основном, это МОБ) снимали с местных (городских, региональных) бюджетов и переводили исключительно на федеральное финансирование. Где-то этим были довольны, ибо с зарплатой федералов была определённость и стабильность (чего не скажешь о регионалах); где-то, наоборот, богатый местный бюджет позволял не только лучше финансировать свою милицию, своевременно выплачивая сотрудникам зарплаты, регулярные премии, матпомощи и прочие доплаты, но и обеспечивать её автомобилями и техникой. Руководству территориальных ОВД приходилось частенько пускаться на всевозможные ухищрения, дабы в нарушение финансовой дисциплины перераспределять средства местного бюджета, направляя часть на поощрение федералов - сотрудников КМ, следствия, дежурных частей.

К слову сказать, у нас в подмосковной Дубне в начале 2000-ых руководство города основательно вложилось в материально-техническое обеспечение милицейских нужд. Совместно с областью было обустроено несколько стационарных постов ДПС и опорных пунктов, введены в строй помещения двух территориальных отделений милиции. Такое внимание нельзя недооценивать!

На торжественное открытие опорных пунктов правопорядка в Дубне прибыли первый заместитель министра А.Чекалин и начальник МОБ ГУВД по Московской области В.Крыхтин. Как тут не растеряться молоденькому участковому! Фото из архива ОМВД г.Дубны.
На торжественное открытие опорных пунктов правопорядка в Дубне прибыли первый заместитель министра А.Чекалин и начальник МОБ ГУВД по Московской области В.Крыхтин. Как тут не растеряться молоденькому участковому! Фото из архива ОМВД г.Дубны.
Мэр Дубны В.Прох с начальником ОВД А.Китовым открывают новое здание 1 ГОМ. Фото из архива ОМВД г.Дубны.
Мэр Дубны В.Прох с начальником ОВД А.Китовым открывают новое здание 1 ГОМ. Фото из архива ОМВД г.Дубны.
А здесь уже открытие здания 2 ГОМ с участием того же мэра и нового начальника ОВД В.Комиссаренко. Фото из архива ОМВД г.Дубны.
А здесь уже открытие здания 2 ГОМ с участием того же мэра и нового начальника ОВД В.Комиссаренко. Фото из архива ОМВД г.Дубны.

А кроме того из средств городского бюджета финансировалось содержание около 30 дополнительных штатных единиц в ППС, ДПС, ОДН и службе участковых. При этом не скажу, что для городских властей это была «карманная милиция», на работу которой они могли влиять как заблагорассудится. По сути, они выполняли те же функции, что и их коллеги, финансируемые из прочих источников, в первую очередь - это так или иначе касалось привлечения «муниципалов» к обеспечению правопорядка при проведении значимых общественных мероприятий в городе. Собственно, так или иначе ОВД обеспечивал бы этот правопорядок имеющимися силами, но дополнительные в таких вопросах никогда милиции не мешали.

Думается, очередную реформу (а без неё мы вряд ли обойдёмся!) надо начинать не с оптимизаций и переименований, а с разумной децентрализации и оптимизирования уровней управления. И в первую очередь, - сбалансировать местный, региональный и федеральный уровни, а иначе правоохранительные структуры будут деградировать, потому что в такой стране эффективно управлять всем из одного центра невозможно.

Надо вновь вернуться к формированию муниципальной милиции (или полиции, тут уж где как решат). По крайней мере, там, где муниципалитет состоятельный и граждане активны, она должна иметь право на существование! А создать её можно, к примеру, на базе патрульно-постовой службы.

В начале 1990-ых Москва стала первопроходцем в создании муниципальной милиции. Фото из открытых источников.
В начале 1990-ых Москва стала первопроходцем в создании муниципальной милиции. Фото из открытых источников.
Муниципалы - это было круто! И симпатично! Фото из открытых источников.
Муниципалы - это было круто! И симпатично! Фото из открытых источников.
Отбор в муниципальную милицию был предельно жёстким. Собственно, как и методы её работы... Фото из открытых источников.
Отбор в муниципальную милицию был предельно жёстким. Собственно, как и методы её работы... Фото из открытых источников.
Даже американские полицейские приезжали перенимать опыт работы московской муниципальной милиции. Фото 1993 года из открытых источников.
Даже американские полицейские приезжали перенимать опыт работы московской муниципальной милиции. Фото 1993 года из открытых источников.

Смысл идеи в том, что муниципальные власти должны ставить ей задачи и назначать (либо согласовывать) руководящие кадры. При этом необходимо предусмотреть региональный уровень управления и возможность учитывать специфику региона и характер преступности. В частности, логично передать на региональный уровень управления службы участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних, дежурные части, дознание. А тяжкие и особо тяжкие преступления, организованную преступность - это оставить федеральной полиции, создав её на базе Следственного комитета.

Предыдущий аналогичный опыт назвать успешным язык не поворачивается (в основном, по причине отсутствия чёткого разграничения функций муниципальной и территориальной милиции), а поэтому не будет лишним обратиться к опыту мировому. Если долго мучиться, что-нибудь получится! Кажется, это из Пугачёвой?

Сегодня, кстати, несмотря на отсутствие закона о муниципальной милиции, в отдельных населённых пунктах РФ продвинутые региональные власти учредили некие милицейские (чисто гражданские) структуры, задача которых - помогать полицейским заботиться о безопасности граждан. Правда, по своему статусу и функционалу они больше напоминают советские ДНД, а потому малоэффективны. Но первый шаг уже сделан...

В разных российских регионах нынешние муниципальные милиционеры выглядят по-разному. Фото из открытых источников.
В разных российских регионах нынешние муниципальные милиционеры выглядят по-разному. Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Возникает резонный вопрос: а за что же тогда будет отвечать МВД? Да ни за что! Если начальники региональных и муниципальных полиций будут подчинены местным властям, а сами структуры освобождены от всех неполицейских функций, то тогда нужда в этом сверхминистерстве, в общем-то, отпадёт.

Окажется ли власть способной и готовой к новой реформе? Чего-то радикального вряд ли стоит ждать, но и ничего не делать с правоохранительными органами уже нельзя. У людей есть спрос на безопасность, а если он не удовлетворяется, то они решают вопросы сами. К тому же, денег становится всё меньше, и бюджет МВД существенно расти вряд ли будет. Стало быть, меры по сокращению управленческой надстройки могут пройти легче.

Как вы считаете?

Читайте мои последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!