Эксперты считают, что в ближайшие годы дизельный рынок будет сильно штормить
Цены на дизельное топливо бьют глобальные рекорды, по крайней мере если считать в сравнении с ценами на нефть. Причинами топливного кризиса стали высокий спрос на дизель в Китае, а также введенный в начале этого года запрет на поставки этого нефтепродукта из России в Европу. Усугубили ситуацию закрытие множества нефтеперерабатывающих заводов в США и нестабильность цен на нефть. В России трудности не с производством дизеля, а с логистикой, пишут «Известия».
История вопроса:
За последние несколько недель нефть подскочила до отметки $83-86 за баррель. Однако еще больше подорожали нефтепродукты, и прежде всего дизель. Маржа производителей этого вида топлива резко выросла.
В США объем всех нефтяных дистиллятов, включая дизель, к середине августа сократился до 115 млн баррелей – на 18% меньше, чем в среднем за последние 10 лет. Показатель стал одним из худших за всю историю наблюдений.
На первый взгляд ситуация не катастрофическая, и рынок можно было бы обеспечить за счет производства нефтепродуктов. Однако в реальности интенсифицировать работу нефтеперерабатывающих заводов вряд ли возможно. Загрузка НПЗ в США составляет около 94%, что существенно больше среднего показателя за последние годы и является максимумом с 2015 года. Одновременно на историческом минимуме оказались и запасы бензина, что вынуждает производителей использовать немногие свободные мощности для производства именно этого продукта.
В январе 2023 года антироссийские санкции практически вынудили европейские компании скупать весь доступный российский дизель, сокращая закупки сырой нефти. Благодаря этому временно сложилась ситуация, похожая на происходящее с природным газом: хранилища забиты под завязку, и дефицита в первый зимний сезон удалось избежать.
На данный момент запасы достигли своего сезонного пика: 248 млн баррелей. Однако этот показатель существенно ниже обычного для лета уровня. В ближайшие месяцы запасы будут быстро сокращаться, считают аналитики Wood Mackenzie. Бразилия, ранее закупавшая дизель в США, увеличила импорт из России на 25% – до 235 тыс. баррелей в сутки.
Переход европейцев на более легкую арабскую нефть, из которой получается существенно меньше дизеля, частично замещали китайскими поставками. Пекин в нынешнем году увеличил экспорт нефтепродуктов – до 300 тыс. баррелей в сутки и зарабатывал на этом больше, чем от продаж на внутреннем рынке. В среднем европейцы переплачивали на 280 юаней ($39) за 1 тонну.
В ближайшие дни правительство КНР примет решение по экспортным квотам. При этом спрос на внутреннем рынке страны растет из-за больших расходов на инфраструктуру и спада в секторе жилищного строительства.
Дефицит и дороговизна нефтепродуктов, по мнению аналитиков, будут повторяться из года в год.
Напомним, региональные власти в РФ жалуются на дефицит и перебои с поставками топлива. Аграрные регионы страдают от нехватки и подорожания дизеля в период проведения сезонных полевых работ. LR