Вы зарегистрировались в качестве предпринимателя и выбрали налоговый режим. Даём пошаговую инструкцию, что делать после открытия ИП.
Откройте расчётный счёт в банке
Хотя ИП открывать расчётный счёт не обязательно, с ним удобнее вести бизнес — принимать безналичные платежи, оплачивать налоги и рассчитываться с поставщиками. Использовать для предпринимательской деятельности счёт физического лица нельзя. Об этом сказано в пп. 2.1 и 2.2 Инструкции Банка России № 204-И.
Если не откроете счёт ИП, сможете принимать оплату только наличными и не более 100 тысяч рублей за одну операцию — п. 4 Указания Банка России № 5348-У.
Что нужно узнать начинающему предпринимателю в банке до того, как он откроет расчётный счёт:
- условия обслуживания — стоимость в месяц или за отдельные операции, лимиты переводов, процент на остаток;
- нахождение — насколько удобно расположены офис банка и банкоматы;
- наличие онлайн-банкинга — нужно ли ходить в отделение или все операции доступны в личном кабинете;
- дополнительные возможности для ИП — эквайринг, зарплатный проект, корпоративные карты, льготные условия кредитов.
Уведомите надзорные органы
Если деятельность вашего ИП есть в перечне Постановления правительства РФ № 584, уведомите Роспотребнадзор как минимум за день до фактического начала работы. Например, это обязательно для гостиниц, турагентств, химчисток, парикмахерских и салонов красоты, ресторанов и кафе, продуктовых магазинов и фотосалонов.
Как сообщить в Роспотребнадзор о старте бизнеса
Подайте уведомление в региональный Роспотребнадзор или МФЦ. Если у вас есть электронная подпись (ЭП), заполните заявление на Госуслугах. Можете послать документ заказным письмом с уведомлением о вручении, но начать работу сможете, только когда госорган его получит.
Если не уведомите Роспотребнадзор о начале работы, будет штраф от 3000 до 5000 рублей. Если предоставите неверную информацию — от 5000 до 10 000 рублей.
Уведомление в Роспотребнадзор о начале осуществления предпринимательской деятельности
Сообщать о регистрации ИП в Росстат и Социальный фонд России (СФР) не нужно. Налоговая сама передаст сведения, вас автоматически поставят на учёт.
Получите лицензию
Иногда предпринимателю требуется лицензия, перечень лицензируемых видов деятельности содержится в ст. 12 99-ФЗ. Например, лицензирование обязательно, если открываете аптеку, частный медицинский кабинет или хотите заняться грузоперевозками.
Что делать после регистрации ИП, если нужна лицензия:
- Узнайте в лицензирующем органе, какие требования выполнить для её получения. В какую именно инстанцию обратиться, уточните в Постановлении правительства РФ № 957. Например, разрешение аптекам и медцентрам выдаёт Росздравнадзор, а на перевозку пассажиров — Министерство транспорта РФ.
- Подайте в лицензирующий орган заявление.
- В течение трёх рабочих дней после отправки заявления документы примут или вернут на доработку. Если замечаний нет, через 45 дней вы получите лицензию в бумажном или электронном виде.
- В течение трёх рабочих дней после получения лицензии подайте сведения на Федресурс, иначе будет штраф от 5 до 50 тысяч рублей.
«Чтобы заниматься лицензируемой деятельностью, недостаточно уведомить надзорные органы. Сначала они проведут проверку на соответствие принятым нормам. Например, чтобы получить лицензию на образовательную деятельность, предприниматель должен привлечь к работе преподавателей с профильным или педагогическим образованием. Также ему потребуется программа обучения с определёнными критериями оценки знаний учеников, домашними заданиями и обратной связью».
Оформите электронную подпись
Если планируете вести электронный документооборот, закажите электронную подпись. С ней сможете сдавать онлайн-отчётность в налоговую и СФР, участвовать в госзакупках, подавать заявления на Госуслугах и отправлять документы контрагентам. Но можно работать и без электронной подписи.
Как сделать электронную подпись
Как индивидуальному предпринимателю получить ЭП:
- В специализированной фирме купите токен электронной подписи для официальных документов. Например, в Тензор он стоит от 1650 до 2500 рублей.
- Сходите в уполномоченное отделение ФНС и подайте заявку на сертификат. С собой возьмите купленный токен на флешке, паспорт и СНИЛС.
«Безусловно, предпринимателю нужна электронная подпись, она сэкономит время вам и вашему бухгалтеру. С ЭП удобно сдавать декларации, заходить в налоговый кабинет ИП, контролировать все движения по налогам, заказывать акты сверки и отправлять заявления. Например, на распределение страховых взносов, уменьшение патента или смену ОКВЭД. И всё это без похода в налоговую, в любое время дня и ночи».
Также с ЭП вы сможете подписывать документы в банковских сервисах для ИП. Например, в Онлайн-бухгалтерии от Точки.
Узнать подробностиОнлайн-бухгалтерия для ИП
Точка помогает ИП вести бухгалтерию онлайн. Вы можете самостоятельно рассчитывать налоги, формировать декларации, учитывать валютные операции в соответствии с законодательством или доверить работу с документами профессиональным бухгалтерам.
Установите кассу
Если будете работать с частными лицами, скорее всего, понадобится касса. Она не требуется только самозанятым, плательщикам НПД из этого списка и ИП в труднодоступной местности. Также в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ перечислены случаи, когда предприниматель может работать без кассы, например:
- продажа бумажных газет и журналов;
- торговля на розничном рынке, ярмарке или выставке;
- реализация безалкогольных напитков, молока и питьевой воды в розлив;
- ремонт обуви и ключей;
- уход и присмотр за детьми, инвалидами и стариками.
Памятка для начинающих предпринимателей, что делать, если касса обязательна:
- Зарегистрируйте кассу на сайте ФНС.
- Когда налоговая присвоит ККТ регистрационный номер, введите его в онлайн-кассу.
- Отчёт о регистрации кассы передайте в ФНС через ОФД, налоговый кабинет или на бумаге.
Онлайн-касса: кому нужна и как с ней работать
Закажите печать
Предприниматель может работать без печати. Она не требуется даже для участия в госзакупках. Но часто ИП оформляют печать для солидности, например, если собираются работать с крупными компаниями.
Требований к оформлению печати предпринимателя также нет. Обычно на ней указывают статус ИП, ФИО, регион и город регистрации, ИНН и ОГРНИП. Можно добавить логотип фирмы.
Разрешается заказать несколько печатей для разных целей, например, одну для договоров с контрагентами, другую для внутренних документов. Или одинаковые, допустим, для генерального директора и его заместителя.
Если хотите заказать печать ИП, обратитесь в специализированную компанию. Средняя стоимость — 600−1000 рублей.
Зачем бизнесу печать и как её правильно оформить.
Коротко
- Откройте расчётный счёт ИП, если планируете принимать оплату не только наличными.
- Отправьте уведомление в Роспотребнадзор о начале работы, если это необходимо. Уведомлять Росстат и СФР не нужно.
- Если для работы требуется лицензия, получите её.
- Закажите ЭП для сдачи отчётности и удобного документооборота.
- Если вы обязаны пользоваться кассой, купите и зарегистрируйте её в налоговой.
- Закажите печать, если планируете ею пользоваться.