Найти в Дзене

Я открыл ИП: что делать дальше?

Оглавление

Вы зарегистрировались в качестве предпринимателя и выбрали налоговый режим. Даём пошаговую инструкцию, что делать после открытия ИП.

Откройте расчётный счёт в банке

Хотя ИП открывать расчётный счёт не обязательно, с ним удобнее вести бизнес — принимать безналичные платежи, оплачивать налоги и рассчитываться с поставщиками. Использовать для предпринимательской деятельности счёт физического лица нельзя. Об этом сказано в пп. 2.1 и 2.2 Инструкции Банка России № 204-И.

Если не откроете счёт ИП, сможете принимать оплату только наличными и не более 100 тысяч рублей за одну операцию — п. 4 Указания Банка России № 5348-У.

Что нужно узнать начинающему предпринимателю в банке до того, как он откроет расчётный счёт:

  • условия обслуживания — стоимость в месяц или за отдельные операции, лимиты переводов, процент на остаток;
  • нахождение — насколько удобно расположены офис банка и банкоматы;
  • наличие онлайн-банкинга — нужно ли ходить в отделение или все операции доступны в личном кабинете;
  • дополнительные возможности для ИП — эквайринг, зарплатный проект, корпоративные карты, льготные условия кредитов.

Как открыть расчётный счёт

Уведомите надзорные органы

Если деятельность вашего ИП есть в перечне Постановления правительства РФ № 584, уведомите Роспотребнадзор как минимум за день до фактического начала работы. Например, это обязательно для гостиниц, турагентств, химчисток, парикмахерских и салонов красоты, ресторанов и кафе, продуктовых магазинов и фотосалонов.

Как сообщить в Роспотребнадзор о старте бизнеса

Подайте уведомление в региональный Роспотребнадзор или МФЦ. Если у вас есть электронная подпись (ЭП), заполните заявление на Госуслугах. Можете послать документ заказным письмом с уведомлением о вручении, но начать работу сможете, только когда госорган его получит.

Если не уведомите Роспотребнадзор о начале работы, будет штраф от 3000 до 5000 рублей. Если предоставите неверную информацию — от 5000 до 10 000 рублей.

Уведомление в Роспотребнадзор о начале осуществления предпринимательской деятельности

Сообщать о регистрации ИП в Росстат и Социальный фонд России (СФР) не нужно. Налоговая сама передаст сведения, вас автоматически поставят на учёт.

Получите лицензию

Иногда предпринимателю требуется лицензия, перечень лицензируемых видов деятельности содержится в ст. 12 99-ФЗ. Например, лицензирование обязательно, если открываете аптеку, частный медицинский кабинет или хотите заняться грузоперевозками.

Что делать после регистрации ИП, если нужна лицензия:

  1. Узнайте в лицензирующем органе, какие требования выполнить для её получения. В какую именно инстанцию обратиться, уточните в Постановлении правительства РФ № 957. Например, разрешение аптекам и медцентрам выдаёт Росздравнадзор, а на перевозку пассажиров — Министерство транспорта РФ.
  2. Подайте в лицензирующий орган заявление.
  3. Оплатите госпошлину, — её размер указан в ст. 333.33 НК РФ.
  4. В течение трёх рабочих дней после отправки заявления документы примут или вернут на доработку. Если замечаний нет, через 45 дней вы получите лицензию в бумажном или электронном виде.
  5. В течение трёх рабочих дней после получения лицензии подайте сведения на Федресурс, иначе будет штраф от 5 до 50 тысяч рублей.

«Чтобы заниматься лицензируемой деятельностью, недостаточно уведомить надзорные органы. Сначала они проведут проверку на соответствие принятым нормам. Например, чтобы получить лицензию на образовательную деятельность, предприниматель должен привлечь к работе преподавателей с профильным или педагогическим образованием. Также ему потребуется программа обучения с определёнными критериями оценки знаний учеников, домашними заданиями и обратной связью».

Оформите электронную подпись

Если планируете вести электронный документооборот, закажите электронную подпись. С ней сможете сдавать онлайн-отчётность в налоговую и СФР, участвовать в госзакупках, подавать заявления на Госуслугах и отправлять документы контрагентам. Но можно работать и без электронной подписи.

Как сделать электронную подпись

Как индивидуальному предпринимателю получить ЭП:

  1. В специализированной фирме купите токен электронной подписи для официальных документов. Например, в Тензор он стоит от 1650 до 2500 рублей.
  2. Сходите в уполномоченное отделение ФНС и подайте заявку на сертификат. С собой возьмите купленный токен на флешке, паспорт и СНИЛС.
  3. Чтобы использовать ЭП, установите программу «КриптоПро CSP» на рабочий компьютер.

«Безусловно, предпринимателю нужна электронная подпись, она сэкономит время вам и вашему бухгалтеру. С ЭП удобно сдавать декларации, заходить в налоговый кабинет ИП, контролировать все движения по налогам, заказывать акты сверки и отправлять заявления. Например, на распределение страховых взносов, уменьшение патента или смену ОКВЭД. И всё это без похода в налоговую, в любое время дня и ночи».

Также с ЭП вы сможете подписывать документы в банковских сервисах для ИП. Например, в Онлайн-бухгалтерии от Точки.

Узнать подробностиОнлайн-бухгалтерия для ИП
Точка помогает ИП вести бухгалтерию онлайн. Вы можете самостоятельно рассчитывать налоги, формировать декларации, учитывать валютные операции в соответствии с законодательством или доверить работу с документами профессиональным бухгалтерам.

Установите кассу

Если будете работать с частными лицами, скорее всего, понадобится касса. Она не требуется только самозанятым, плательщикам НПД из этого списка и ИП в труднодоступной местности. Также в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ перечислены случаи, когда предприниматель может работать без кассы, например:

  • продажа бумажных газет и журналов;
  • торговля на розничном рынке, ярмарке или выставке;
  • реализация безалкогольных напитков, молока и питьевой воды в розлив;
  • ремонт обуви и ключей;
  • уход и присмотр за детьми, инвалидами и стариками.

Памятка для начинающих предпринимателей, что делать, если касса обязательна:

  1. Выберите модель и проверьте её по реестру ККТ, разрешенных к работе налоговой.
  2. Заключите договор на обслуживание с оператором фискальных данных (ОФД) из списка.
  3. Зарегистрируйте кассу на сайте ФНС.
  4. Когда налоговая присвоит ККТ регистрационный номер, введите его в онлайн-кассу.
  5. Отчёт о регистрации кассы передайте в ФНС через ОФД, налоговый кабинет или на бумаге.
  6. Дождитесь регистрации кассы в налоговой, после этого можно работать.

Онлайн-касса: кому нужна и как с ней работать

Закажите печать

Предприниматель может работать без печати. Она не требуется даже для участия в госзакупках. Но часто ИП оформляют печать для солидности, например, если собираются работать с крупными компаниями.

Требований к оформлению печати предпринимателя также нет. Обычно на ней указывают статус ИП, ФИО, регион и город регистрации, ИНН и ОГРНИП. Можно добавить логотип фирмы.

Разрешается заказать несколько печатей для разных целей, например, одну для договоров с контрагентами, другую для внутренних документов. Или одинаковые, допустим, для генерального директора и его заместителя.

Если хотите заказать печать ИП, обратитесь в специализированную компанию. Средняя стоимость — 600−1000 рублей.

Зачем бизнесу печать и как её правильно оформить.

Коротко

  1. Откройте расчётный счёт ИП, если планируете принимать оплату не только наличными.
  2. Отправьте уведомление в Роспотребнадзор о начале работы, если это необходимо. Уведомлять Росстат и СФР не нужно.
  3. Если для работы требуется лицензия, получите её.
  4. Закажите ЭП для сдачи отчётности и удобного документооборота.
  5. Если вы обязаны пользоваться кассой, купите и зарегистрируйте её в налоговой.
  6. Закажите печать, если планируете ею пользоваться.