За каждой большой стройкой, зданием, архитектурным проектом или объектом стоит имя человека, его профессиональная судьба. Порой сложная, капризная, но всегда увлекательная, ведь для того, кто искренне предан и любит своё дело - оно становиться благостью. Именно о таких людях мы расскажем в этом материале.
«Тридцать лет работаю я штукатуром на ленинградских стройках. И за все эти годы не было дня, не было минуты, когда я раскаялся бы в том, что избрал Эту профессию. И говорю я это не для красного словца, а вполне искренне, то, что чувствую, что, как говорится, на душе».
Вот так просто и без прикрас когда-то сказал Герой Социалистического Труда штукатур Иван Васильевич Карпов. Он родился в обычной крестьянской семье в 1912 году. Говорят, что из его родной деревни, ныне посёлок Дельниково, Мосальского уезда, Калужской области выходили талантливые штукатуры. И отец, и дед Карпова также имели золотые руки. Известно, что мастера приложили руку к стенам многих дворцов Москвы, Варшавы, Петербурга.
Именно город на Неве стал родным для Ивана Васильевича. Сюда в 1929 году его на работу привёз отец Василий Иванович. В начале 30-х семья поселилась в Ленинграде окончательно. В 1941 году нашего героя призвали в Военно-морской флот защищать Родину от фашистов. Вернулся Иван Васильевич с медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и другими. А после войны поступил на работу в 78-е управление треста «Ленотделстрой» №1, где и проработал до самой пенсии. Талантливому штукатуру доверяли многие интересные объекты, в том числе восстанавливать красоту Эрмитажа. Из его воспоминаний:
«Многие люди, не искушённые в тонкостях нашей специальности, а особенно молодёжь, считают, что штукатурное дело — очень простое, однообразное, скучное, что в нем нельзя развернуться, проявить свои творческие способности. Как же они ошибаются! Для меня, как и для многих моих товарищей по профессии, работа — всегда творчество. Да и как может быть иначе, если наш труд мы выносим на суд миллионов людей. А ведь это именно так. Все фасады зданий, как в Ленинграде, так и по всей нашей необъятной стране, за редчайшим исключением, отделаны нами - штукатурами. И если вы сравните дом до штукатурки и после неё, то наверняка будете относиться с уважением к труду тех людей, чьи умелые руки украсили это сооружение».
А это уже другая история.
«Беспорядочные груды кирпича и камня, исковерканные балки и арматура, пустые проёмы окон и закопчённые стены домов — таким был Воронеж после освобождения от фашистских захватчиков, таким запомнился он и героине моего очерка Нине Петровне Кривошеевой».
Так в своей книге пишет автор, публицист Владимир Масик. С большим пиететом он рассказывает о жизни и трудовом пути настоящего мастера, бригадира комплексной бригады строителей, депутата Верховного Совета РСФСР и просто мамы и жены.
Из книги:
Нина и Василий Кривошеевы отмечали рождение первенца — сына. Назвали его Виктором. В гости к ним пришли товарищи по работе, родственники, соседи. Небольшая, уютная комната, в которой живут молодожёны, наполнилась весёлым говором.
— А ну-ка, покажите мне его! — шумно тянулся к малышу коренастый пожилой столяр Прокофьев. — Ишь ты, орел! Весь в отца.
— Ой, неправда, дядя Вася! — возразила круглолицая каменщица Нюся Ситникова. Она взяла на руки розовощёкого, с белыми кудряшками, мальца. — Вы присмотритесь получше. Это же вылитая мать!
Дядя Вася надел очки в роговой оправе и с комическим вниманием посмотрел на большеглазого Витю, потом на смутившуюся мать и заключил:
— В мамашу сынок или в папашу — можно спорить.
Но строитель из него выйдет наверняка. По глазам вижу.
Все рассмеялись. Кто-то спросил:
— А не сможете ли вы, дядя Вася, по глазам определить, кем он будет: каменщиком или столяром?
— Думаю, что каменщиком.
Молодая мать счастливо покраснела и пригласила гостей к столу. Дружно подняли тост за будущего каменщика. Поздравили родителей.
Подобные факты личной жизни наших героев говорят о том, что, не смотря на достижение высоких профессиональных целей, они были совершенно обычными людьми со своими радостями и горестями. Любили, ценили и верили в своё дело, уважали труд коллег и родную землю, на которой работали. Этим, совершенно обычным постулатам, непреходящим ценностям и нас учат судьбы Ивана Васильевича и Нины Петровны. Узнать подробнее об этих и других замечательных тружениках, людях высоких устоев, ставшими ещё при жизни примером для современников, можно из книг, которые хранятся в фонде Центральной научно-технической библиотеки по строительству и архитектуре.