Найти тему
История. А вы знали?

«Русские достали!»: Как советские партизаны доводили фашистов «рельсовыми червями»

Оглавление

В бою все средства хороши: никогда не знаешь, что поможет в борьбе с противником. И советский «Рельсовый червяк» – прекрасное тому доказательство. Примитивная конструкция смогла принести больше пользы, чем самые изощренные орудия.

В годы Второй мировой войны наиболее удобным способом сообщения между разными пунктами была железная дорога. По ней доставляли грузы, вооружение, людей. Разумеется, обе стороны прекрасно понимали: разрушение железной дорогие заметно обезвредит противника.

Рельсовая война

В июне 1943 года Центральный Комитет ЦК(б) Беларуси принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны».

Согласно этому плану, следовало уничтожать железнодорожные пути массированными атаками.

-2

Партизаны взрывали мосты, минировали рельсы. Это существенно замедляло ход противника: порой на восстановление сообщения уходило около месяца. В это время партизаны атаковали эшелоны вражеских войск, а перевозки сократились на 40%.

Популярностью пользовался клин Шавгулидзе, или сбрасывающий башмак. Он крепился к железнодорожным путям и способствовал сходу целого состава с рельс и его полному разрушению.

Но требовалось время на установку клина, поэтому он был не удобен в случаях, когда требовалось срочное отступление. Да и весило это приспособление больше 20 килограмм – не так просто было дотащить его до места операции.

-3

Но указанные способы были малоэффективны. Для восстановления железнодорожного сообщения фашистам требовалось лишь разобрать место аварии. После этого пути можно было продолжать использовать. Минирование мостов и путей отнимало много времени и ресурсов. Партизаны нуждались в более надежном и менее трудозатратном методе.

Как подпрапорщик спас положение

В очередной раз на помощь пришла солдатская смекалка. Подпрапорщик 4-го железнодорожного батальона с говорящей фамилией Червяк предложил простой способ надолго выводить из строя железнодорожные пути. А простота – залог надежности.

Названная в честь изобретателя конструкция была довольно примитивной и состояла из петли, которая крепилась к поезду. Для ее изготовления не требовались особые навыки: мог справиться любой кузнец. Клин клином вышибают: материалом для петли служил рельс. Его сгибали так, чтобы он был шире железнодорожной колеи. С обратной стороны петлю крепили к поезду.

-4

Для приведения «Рельсового червяка» в действие требовалось разобрать железнодорожное полотно. Петлю подводили под рельсы, затем полотно собирали.

При движении поезда «червяк» деформировал рельс и отделял его от шпал, повреждал землю, вырывал столбы. Вся ветка приходила в полную негодность. За короткое «червяк» мог безвозвратно уничтожить большой участок пути.

Ремонт искореженной железной дороги был невозможен: требовалась прокладка новых путей. А это очень трудозатратно и долго. Немцы это понимали, поэтому злились и искали альтернативные варианты сообщений, которые оказывались более уязвимыми для атаки.

Но нововведение быстро подхватил противник. Вскоре на свет появился «Крюк» - мощный ответ советскому «червяку». Но было уже слишком поздно. Даже «Крюк» не мог изменить ситуацию, лишь ненадолго отсрочил конец фашистского режима.

-5

Не известно, каким был бы итог боевых действий без «Рельсового червяка». Противник нес огромные потери, а главное, терял самые ценные ресурсы – людей и время. Возможно, именно выигранное таким образом время стало критически важным для победы советского народа над фашистскими захватчиками.

Главное оружие в войне – смекалка. Согласны ли вы с этим?