В бою все средства хороши: никогда не знаешь, что поможет в борьбе с противником. И советский «Рельсовый червяк» – прекрасное тому доказательство. Примитивная конструкция смогла принести больше пользы, чем самые изощренные орудия.
В годы Второй мировой войны наиболее удобным способом сообщения между разными пунктами была железная дорога. По ней доставляли грузы, вооружение, людей. Разумеется, обе стороны прекрасно понимали: разрушение железной дорогие заметно обезвредит противника.
Рельсовая война
В июне 1943 года Центральный Комитет ЦК(б) Беларуси принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны».
Согласно этому плану, следовало уничтожать железнодорожные пути массированными атаками.
Партизаны взрывали мосты, минировали рельсы. Это существенно замедляло ход противника: порой на восстановление сообщения уходило около месяца. В это время партизаны атаковали эшелоны вражеских войск, а перевозки сократились на 40%.
Популярностью пользовался клин Шавгулидзе, или сбрасывающий башмак. Он крепился к железнодорожным путям и способствовал сходу целого состава с рельс и его полному разрушению.
Но требовалось время на установку клина, поэтому он был не удобен в случаях, когда требовалось срочное отступление. Да и весило это приспособление больше 20 килограмм – не так просто было дотащить его до места операции.
Но указанные способы были малоэффективны. Для восстановления железнодорожного сообщения фашистам требовалось лишь разобрать место аварии. После этого пути можно было продолжать использовать. Минирование мостов и путей отнимало много времени и ресурсов. Партизаны нуждались в более надежном и менее трудозатратном методе.
Как подпрапорщик спас положение
В очередной раз на помощь пришла солдатская смекалка. Подпрапорщик 4-го железнодорожного батальона с говорящей фамилией Червяк предложил простой способ надолго выводить из строя железнодорожные пути. А простота – залог надежности.
Названная в честь изобретателя конструкция была довольно примитивной и состояла из петли, которая крепилась к поезду. Для ее изготовления не требовались особые навыки: мог справиться любой кузнец. Клин клином вышибают: материалом для петли служил рельс. Его сгибали так, чтобы он был шире железнодорожной колеи. С обратной стороны петлю крепили к поезду.
Для приведения «Рельсового червяка» в действие требовалось разобрать железнодорожное полотно. Петлю подводили под рельсы, затем полотно собирали.
При движении поезда «червяк» деформировал рельс и отделял его от шпал, повреждал землю, вырывал столбы. Вся ветка приходила в полную негодность. За короткое «червяк» мог безвозвратно уничтожить большой участок пути.
Ремонт искореженной железной дороги был невозможен: требовалась прокладка новых путей. А это очень трудозатратно и долго. Немцы это понимали, поэтому злились и искали альтернативные варианты сообщений, которые оказывались более уязвимыми для атаки.
Но нововведение быстро подхватил противник. Вскоре на свет появился «Крюк» - мощный ответ советскому «червяку». Но было уже слишком поздно. Даже «Крюк» не мог изменить ситуацию, лишь ненадолго отсрочил конец фашистского режима.
Не известно, каким был бы итог боевых действий без «Рельсового червяка». Противник нес огромные потери, а главное, терял самые ценные ресурсы – людей и время. Возможно, именно выигранное таким образом время стало критически важным для победы советского народа над фашистскими захватчиками.
Главное оружие в войне – смекалка. Согласны ли вы с этим?