Найти в Дзене
История транспорта

Электровозы ЧС1 на Приднепровской железной дороге

В конце пятидесятых годов ХХ века началась электрификация на Южной, Сталинской (с 1961 г. Приднепровской) и Донецкой железных дорогах, таким образом, чтобы электрификация магистрали Москва – Крым, Москва – Кавказ, Киев – Крым и Киев – Кавказ происходила одновременно и «равномерно».

При этом участок Долгинцево – Запорожье протяженностью 202,3 километра был электрифицирован напряжением постоянного тока 3000В ещё в 1935 году. Он соединял между собою промышленные центры Кривбасса: Запорожье, Никополь, Кривой Рог. В описываемое время на участке Долгинцево – Запорожье в грузовом и пассажирском движении работали электровозы ВЛ22м, а в пригородном – электросекции типа Ср.

1 октября 1958 года был электрифицирован участок Нижнеднепровск – Пятихатки Сталинской железной дороги протяженностью 205 километров. Для работы на этом участке в локомотивное депо Нижнеднепровск-Узел с завода в Новочеркасске стали поступать одни из самых первых серийных электровозов ВЛ23 №№008, 009, 010, 011, 012, 022, 023, 024, 025, 026, 027, 028 и другие. С открытием движения по участку, электровозы ВЛ23 стали водить по нему грузовые и пассажирские поезда.

До этого пассажирские поезда на этом направлении водили паровозы ИС приписки ТЧ-3 Мелитополь, ТЧ-7 Синельниково и Су приписки ТЧ-8 Днепропетровск.

7 ноября 1959 года электрифицирован участок Нижнеднепровск – Чаплино протяженностью 120,4 километра с дальнейшим продлением в ноябре 1959 г. от Чаплино до станции Ясиноватая Донецкой железной дороги. Таким образом, электрификация протянулась на 325 километров с запада на восток Сталинской железной дороги, а поезда под электрической тягой стали ходить до станций Харьков Южной ЖД и Иловайская Донецкой ЖД.

В 1961 году Сталинскую железную дорогу переименовали в Приднепровскую. Тогда же из депо Нижнеднепровск-Узел забрали все ВЛ23 и отправили на другие дороги страны, преимущественно, на Октябрьскую дорогу. Взамен депо Нижнеднепровск-Узел и Днепропетровск получили более старые ВЛ22м, которые два года работали в грузовом и пассажирском движении.

В 1963 году на Приднепровскую железную дорогу в локомотивное депо Днепропетровск стали поступать пассажирские электровозы постоянного тока типа ЧС1. В период с октября по ноябрь 1963 года с Октябрьской дороги из депо Москва и Ленинград-пассажирский-Московский поступило 28 электровозов, а из депо Москва-Сортировочная Московской железной дороги – 5 электровозов. Всего в Днепропетровске работало 32 электровоза ЧС1. Полный список электровозов ЧС1 в ТЧ Днепропетровск приведён в конце статьи в разделе «Справочные материалы».

Электровозы ЧС1 в локомотивном депо Днепропетровск, примерно 1969 г. Скан из буклета «50 лет институту ДнепроГипроТранс», 1981 г.
Электровозы ЧС1 в локомотивном депо Днепропетровск, примерно 1969 г. Скан из буклета «50 лет институту ДнепроГипроТранс», 1981 г.
Электровоз ЧС1-049, позже работавший на Приднепровской дороге, с пассажирским поездом. 1960 г. Фото А.С. Бернштейна.
Электровоз ЧС1-049, позже работавший на Приднепровской дороге, с пассажирским поездом. 1960 г. Фото А.С. Бернштейна.
Электровоз ЧС1-050, позже работавший на Приднепровской дороге, с пассажирским поездом. 1960 г. Фото А.С. Бернштейна.
Электровоз ЧС1-050, позже работавший на Приднепровской дороге, с пассажирским поездом. 1960 г. Фото А.С. Бернштейна.

В 1966 году в ТЧ-8 с других дорог страны стали поступать более современные и мощные пассажирские электровозы постоянного тока типа ЧС2 №№007, 013, 024, 025. Что позволило передать часть электровозов ЧС1 в ТЧ-12 Никополь. Теперь эти локомотивы водили пассажирские поезда и в обход Днепропетровска, от станции Пятихатки-Стыковая через Кривой Рог, Никополь к Запорожью, где выходили на магистраль Москва – Крым.

Электровозы ЧС1-45 и ЧС1-50 в депо Никополь, конец 60-х гг. Источник указан на фото.
Электровозы ЧС1-45 и ЧС1-50 в депо Никополь, конец 60-х гг. Источник указан на фото.

Также, как и на Московской и Октябрьской дорогах, ЧС1 приписки депо Днепропетровск и Никополь работали в сплотках по системе многих единиц.

Сплотка из электровозов ЧС1 приписки ТЧ Никополь в районе Станции Запорожье-Левое, середина семидесятых годов.
Сплотка из электровозов ЧС1 приписки ТЧ Никополь в районе Станции Запорожье-Левое, середина семидесятых годов.

В середине семидесятых годов электровозы ЧС1 стали выводить из эксплуатации. Согласно книге В.А. Ракова, по состоянию на 1 января 1976 года в инвентаре МПС СССР насчитывалось 76 электровозов серии ЧС1, из них на Приднепровской дороге 20 и на Западно-Сибирской – 56. Все 20 ЧС1 Приднепровской дороги работали тогда в депо Никополь. Массовое списание ЧС1 в Никополе произошло в 1980 – 1983 гг. Последний электровоз ЧС1 этого депо был списан в 1983 году. Вероятно, это был ЧС1-088, кузов которого впоследствии установили в пансионате имени Гагарина в Евпатории.

ЧС1-088 в Евпатории на территории пансионата им. Ю.А. Гагарина, 1984 г. Обратите внимание на розетку на лобовой части кузова: перед списанием этот электровоз работал вторым в сплотке. Скан из рекламного буклета.
ЧС1-088 в Евпатории на территории пансионата им. Ю.А. Гагарина, 1984 г. Обратите внимание на розетку на лобовой части кузова: перед списанием этот электровоз работал вторым в сплотке. Скан из рекламного буклета.

Справочные данные:

Список электровозов ЧС1, работавших в локомотивном депо Днепропетровск в 1963 – 1972 гг.

029, 035, 038, 039, 040, 043, 044, 045, 046, 047, 048, 049, 050, 051, 052, 053, 054, 055, 056, 081, 082, 083, 084, 085, 086, 087, 088, 089, 090, 091, 092, 093,

Список электровозов ЧС1 (неполный), работавших в локомотивном депо Никополь в 1966 – 1983 гг.

045, 050, 088…

Предыдущие статьи на тему:

Электровозы ЧС1 на Октябрьской железной дороге.

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге, часть 1.

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге, часть 2.

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге, часть 3.

Электровозы ЧС1 на Южной дороге.

Спасибо за внимание.