Найти в Дзене
История транспорта

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге

Часть I. Московско-Курское отделение

Пятидесятые годы ХХ века характеризовались массовой электрификацией железных дорог Советского Союза. В частности, к началу 60-х гг. планировалось электрифицировать основную часть линий Москва – Харьков – Кавказ, Москва – Харьков – Крым и Москва – Ленинград, на которых было самое напряженное движение пассажирских поездов. При этом отечественная промышленность на тот момент не производила пассажирских электровозов – для этих целей использовались грузовые электровозы ВЛ19 и ВЛ22. Стране был необходим пассажирский электровоз постоянного тока. Советом Министров СССР принято решение поручить производство пассажирских электровозов для Советских железных дорог в братской Чехословакии. В ноябре 1956 года был подписан контракт о поставке в Советский Союз двух опытных электровозов постоянного тока напряжением 3000В.

Эти два опытных пассажирских электровоза постройки завода Škoda: ЧС1-001 и ЧС1-002 поступили в 1957 году в электродепо Перерва Московско-Курско-Донбасской железной дороги. На тот момент курский ход был электрифицирован только до станции Серпухов, горьковский – до станции Петушки, а электротяга использовалась, в основном, в пригородном сообщении. В пассажирском движении работали паровозы, преимущественно, типа ИС. В грузовом движении ходили электровозы ВЛ22м приписки того же электродепо Перерва.

Многообразие подвижного состава в депо Перерва: ВЛ22м, Ср3 и ЧС1. Источник указан на фото.
Многообразие подвижного состава в депо Перерва: ВЛ22м, Ср3 и ЧС1. Источник указан на фото.
ЧС1-001 и ЧС1-002 в электродепо Перерва, весна 1957 г.
ЧС1-001 и ЧС1-002 в электродепо Перерва, весна 1957 г.

В мае 1957 года началась опытная эксплуатация чехословацких электровозов на участках Москва-пассажирская-Курская – Серпухов.

ЧС1-001 выполняет свой первый рейс с пассажирским поездом. Москва, Курский вокзал, май 1957 г. На фото справа налево: начальник электродепо Перерва Л.П. Томфельд, представитель завода-изготовителя Škoda, машинист-инструктор А.И. Аксенов. Источник указан на фото.
ЧС1-001 выполняет свой первый рейс с пассажирским поездом. Москва, Курский вокзал, май 1957 г. На фото справа налево: начальник электродепо Перерва Л.П. Томфельд, представитель завода-изготовителя Škoda, машинист-инструктор А.И. Аксенов. Источник указан на фото.

В октябре 1957 года приписку тягового подвижного состава упорядочили: электровозы ВЛ22м и ЧС1 передали из Перервы в ТЧ Москва-Техническая (с 1960 г. ТЧ Москва-пассажирская-Курская), а Перерва, как и ранее, сосредоточилась на эксплуатации пригородных электросекций.

21 октября 1957 года от Москвы-Курской до Тулы пошли грузовые поезда, ведомые электровозами ВЛ22м.

Далее электрификация курского хода происходила следующим образом:

31.12.1957 Тула – Скуратово;

30.01.1959 Скуратово – Орел;

07.07.1959 Орел – Курск.

Электрификация Горьковской Ж.Д. на постоянном токе:

10.10.1959 Петушки – Владимир.

Параллельно с электрификацией Московско-Курско-Донбасской (с 1959 г. Московской) железной дороги, была развернута электрификация на Южной, Сталинской (с 1961 г. Приднепровской) и Донецкой железных дорогах. Таким образом, чтобы магистрали Москва – Крым и Москва – Кавказ электрифицировались одновременно и «равномерно».

02.09.1957 электрифицирован участок Харьков – Мерефа Южной Ж.Д.

02.08.1958 электрифицирован участок Мерефа – Лихачево Южной Ж.Д.

12.1958 электрифицирован участок Лихачево – Лозовая – Славянск (ответвление на Кавказ; Южная, Донецкая Ж.Д.)

11.1959 электрифицирован участок Лозовая – Синельниково II (ответвление на Крым, Днепропетровск; Южная, Сталинская Ж.Д.)

12.1959 электрифицирован участок Харьков – Белгород Южной Ж.Д.

11.1960 электрифицирован участок Курск – Белгород Московской Ж.Д.

То есть, к началу 1960 года значительная часть южного направления была электрифицирована.

В 1959 году на заводе «Шкода» в ЧССР началось серийное производство электровозов ЧС1. Серийные локомотивы были построены с учетом предложений и замечаний по результатам испытаний в Советском Союзе машин ЧС1-001 и ЧС1-002 и внешне отличались от своих опытных «старших братьев».

Первые серийные электровозы ЧС1 поступали в депо Москва-пассажирская-Курская. 15 локомотивов, №№003-017 приняты на баланс депо 16 января 1960 года. А всего до конца 1960 года депо получило из ЧССР 53 электровоза, не считая двух опытных ЧС1-001 и 002. (см. справочные данные в конце статьи).

Серийный электровоз ЧС1-006, 1959 г. Источник фото: trainpix.org.
Серийный электровоз ЧС1-006, 1959 г. Источник фото: trainpix.org.

В 1960 году ЧС1 ставили преимущественно на скорые, скорые фирменные и пассажирские поезда крымского и кавказского направлений. Сначала они работали на плече Москва – Курск, а с ноября 1960 года – на плече Москва – Харьков. На горьковском направлении ЧС1 работали с поездами на участке Москва – Владимир.

ЧС1-012 с фирменным поездом «Рица» Москва – Адлер у платформы Депо, апрель 1961 г. Источник указан на фото.
ЧС1-012 с фирменным поездом «Рица» Москва – Адлер у платформы Депо, апрель 1961 г. Источник указан на фото.
ЧС1-039 с пассажирским поездом на станции Орел, 1961 г. Источник: группа в ВК «Советская железнодорожная коллекция».
ЧС1-039 с пассажирским поездом на станции Орел, 1961 г. Источник: группа в ВК «Советская железнодорожная коллекция».

Первый год массовой эксплуатации «чехов» выявил их главный недостаток – мощности тяговых двигателей оказалось недостаточно для обслуживания советских пассажирских поездов. И поэтому уже в 1960 году ряд поездов южного направления были переведены на обслуживание электровозами ЧС1 по системе многих единиц. Что усложняло эксплуатацию и уменьшало количество тяговых единиц в депо.

Век ЧС1 на курском ходу был недолог: уже в 1961 году в депо стали поступать новые чехословацкие пассажирские электровозы ЧС3, оснащенные более мощными тяговыми электродвигателями. А с 1962 года ТЧ-1 Мск. Ж.Д. одним из первых в СССР в массовом порядке стало переоснащаться новыми чехословацкими электровозами ЧС2, что позволило избавиться от маломощных ЧС1. Передачи ЧС1 из Москвы – Курской начались уже в сентябре 1961 года. Последний ЧС1 покинул депо в августе 1964 года.

Справочные данные

Список электровозов ЧС1, работавших в локомотивном депо Москва-пассажирская-Курская

001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 010, 011, 012, 013, 014, 015, 016, 017, 018, 019, 020, 021, 022, 023, 024, 025, 026, 027, 028, 029, 030, 031, 032, 033, 034, 035, 036, 037, 038, 039, 040, 041, 045, 062, 063, 064, 065, 066, 067, 068, 069, 070, 071, 072, 073.

Продолжение следует.

Спасибо за внимание.

Предыдущая статья цикла: Электровозы ЧС1 на Октябрьской железной дороге