Найти в Дзене
История транспорта

Электровозы ЧС1 на Южной железной дороге

В конце пятидесятых годов ХХ века параллельно с электрификацией Московско-Курско-Донбасской (с 1959 г. Московской) железной дороги, была развернута электрификация на Южной, Сталинской (с 1961 г. Приднепровской) и Донецкой железных дорогах, таким образом, чтобы электрификация магистрали Москва – Крым и Москва – Кавказ происходила одновременно и «равномерно».

В период с сентября 1957 по декабрь 1959 гг. были электрифицированы следующие участки:

Южной дороги: Харьков – Мерефа – Лихачево – Лозовая, Харьков – Белгород.

Южной и Донецкой дороги: Лозовая – Славянск.

В ноябре 1960 года были электрифицирован участок Славянск – Иловайское Донецкой железной дороги.

Тогда же, в ноябре 1960 года был электрифицирован участок Курск – Белгород Московской железной дороги, после чего линия Кавказского направления Москва-Курская – Иловайская протяженностью около 1200 километров была полностью переведена на обслуживание электровозами.

До этого в пассажирском движении на направлениях Москва – Крым и Москва – Кавказ работали паровозы типа ИС и Су.

Статья из журнала «Электрическая и тепловозная тяга» №10 за 1967 год, посвященная истории локомотивного депо «Октябрь».
Статья из журнала «Электрическая и тепловозная тяга» №10 за 1967 год, посвященная истории локомотивного депо «Октябрь».

Первые серийные электровозы ЧС1 производства чехословацкого завода «Шкода» в Советский Союз поступали в локомотивные депо Москва-пассажирская-Курская Московской, Москва и Ленинград-пассажирский-Московский Октябрьской железной дороги. В конце 1960 года одни из последних серийных ЧС1 поступили в ТЧ-2 «Октябрь» Южной железной дороги. Всего харьковское депо получило 16 электровозов этого типа.

ЧС1-077 на заводе «Шкода» перед отправкой в СССР. Обратите внимание на ребра на кузове. Источник фото: trainpix.org.
ЧС1-077 на заводе «Шкода» перед отправкой в СССР. Обратите внимание на ребра на кузове. Источник фото: trainpix.org.
Будущий харьковский ЧС1-080 на конвейере завода «Шкода». Источник - группа в Контакте "Советская железнодорожная коллекция".
Будущий харьковский ЧС1-080 на конвейере завода «Шкода». Источник - группа в Контакте "Советская железнодорожная коллекция".

Электровозы ЧС1 депо «Октябрь» обслуживали участки: Харьков – Курск (244 км.), Харьков – Лозовая (147 км.) и Харьков – Иловайское (383 км.)

Электровоз ЧС1-077 на обслуживании в локомотивном депо.
Электровоз ЧС1-077 на обслуживании в локомотивном депо.

Летом 1962 года ТЧ-2 стало получать из Чехословакии новые, более современные пассажирские электровозы типа ЧС2. Что позволило избавиться от старых ЧС1. Хотя назвать «старыми» электровозы, которым исполнилось всего два года от роду, можно с большой натяжкой. Но, тем не менее, во второй половине 1962 года все харьковские ЧС1 были переданы на Московскую железную дорогу, в основном, в депо Москва-Сортировочная Московско-Рязанского отделения.

Справочные данные:

Список электровозов ЧС1, работавших в локомотивном депо «Октябрь» в 1960 – 1962 гг.

074, 075, 076, 077, 078, 079, 080, 094, 095, 096, 097, 098, 099, 100, 101, 102.

Предыдущие статьи на тему:

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге часть 1.

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге часть 2.

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге часть 3.

Электровозы ЧС1 на Октябрьской железной дороге.

Спасибо за внимание.