Найти тему

Электровозы ЧС1 на Октябрьской железной дороге

К началу шестидесятых годов магистраль, соединявшая две столицы: Москву и Ленинград была электрифицирована только на участке от Москвы до станции Калинин. Тяговый подвижной состав в пассажирском движении тогда состоял из тепловозов ТЭ7 для поездов дальнего следования и электропоездов ЭР1 и Ср (Ср3) в пригородном сообщении.

Семилетним планом развития народного хозяйства СССР (1959 – 1965 гг.) была предусмотрена полная электрификация магистрали Москва – Ленинград в период с 1960 по 1962 гг. С этой целью в ТЧ-1 Москва – Октябрьская в марте – апреле 1960 года поступило 18 пассажирских электровозов чехословацкого производства типа ЧС1. Номера по порядку 043 – 060, заводские номера 3980 – 3997. До этого ЧС1 уже работали в депо Москва-Пассажирская-Курская Московской Ж.Д. и успели зарекомендовать себя как удобные и надежные локомотивы.

Первый ЧС1-043 на Октябрьской железной дороге на территории локомотивного депо Москва – Октябрьская.
Первый ЧС1-043 на Октябрьской железной дороге на территории локомотивного депо Москва – Октябрьская.

А вот мощности тяговых двигателей «чехов» оказалось недостаточно для обслуживания советских пассажирских поездов. И поэтому уже в 1960 году ряд поездов Октябрьского направления были переведены на обслуживание электровозами ЧС1 по системе многих единиц.

СМЕ из двух электровозов ЧС1, головной 047. Москва, Ленинградский вокзал, 1961 год.
СМЕ из двух электровозов ЧС1, головной 047. Москва, Ленинградский вокзал, 1961 год.

Поскольку, как уже говорилось выше, в 1960 и 1961 годах был электрифицирован только участок Москва – Калинин, электровозы ЧС1 на этом участке обслуживали второстепенные пассажирские и почтово-багажные поезда со сменой локомотива на тепловоз в Калинине. Скорые поезда: «Красная Стрела», «Экспресс» и другие в это время продолжали обслуживаться тепловозами ТЭ7 без смены локомотива в пути.

ЧС1-052 приписки ТЧ-1.
ЧС1-052 приписки ТЧ-1.

Благодаря Александру Сергеевичу Бернштейну до нас дошли цветные фотоснимки поездов Октябрьского отделения, ведомые электровозами ЧС1.

ЧС1-053 с поездом Ленинград – Москва, 1960 г. Фото А. Бернштейна.
ЧС1-053 с поездом Ленинград – Москва, 1960 г. Фото А. Бернштейна.
ЧС1-055 с поездом Ленинград – Москва, 1962 г. Фото А. Бернштейна.
ЧС1-055 с поездом Ленинград – Москва, 1962 г. Фото А. Бернштейна.

В течение 1960 года на Октябрьской магистрали велись работы по электрификации участка Ленинград – Малая Вишера протяженностью 162 километра. Открытие планировалось осуществить к 7 ноября 1960 года. Фактически открытие состоялось досрочно, 4 ноября. Под это в ТЧ-8 Ленинград-Пассажирский-Московский стали поступать новые пассажирские электровозы ЧС1. Всего в течение октября 1960 года в ТЧ-8 поступило 12 «чехов» №№081-092, заводские номера 4018-4029.

Один из первых ЧС1-082 в ТЧ-8. Ленинград, Московский вокзал, весна 1961 г.
Один из первых ЧС1-082 в ТЧ-8. Ленинград, Московский вокзал, весна 1961 г.
Два электровоза ЧС1, один из них 085 на территории ТЧ-8. Примерно 1961 г.
Два электровоза ЧС1, один из них 085 на территории ТЧ-8. Примерно 1961 г.
ЧС1-086 с пассажирским поездом прибывает на Московский вокзал Ленинграда. Около 1961 г.
ЧС1-086 с пассажирским поездом прибывает на Московский вокзал Ленинграда. Около 1961 г.
ЧС1-088 на территории ТЧ-8.
ЧС1-088 на территории ТЧ-8.

В 1960 – 1962 гг. все ЧС1 приписки ТЧ-8 Октябрьской Ж.Д., также как и их московские собратья, обслуживали второстепенные пассажирские и почтово-багажные поезда со сменой локомотива в Малой Вишере.

В течение 1962 года производилась электрификация участка Малая Вишера – Калинин протяженностью 321 километр. Участок сдан в эксплуатацию 15 декабря 1962 года. Таким образом, с этого момента вся магистраль Москва – Ленинград была электрифицирована.

Первый пассажирский поезд по маршруту Калинин – Ленинград провела СМЕ из двух электровозов ЧС1 092+091.

Сплотка ЧС1 092+091 привела первый пассажирский поезд по новому электрифицированному участку на Московский вокзал города Ленинграда, 15 декабря 1962 года.
Сплотка ЧС1 092+091 привела первый пассажирский поезд по новому электрифицированному участку на Московский вокзал города Ленинграда, 15 декабря 1962 года.

Теперь одиночки и сплотки электровозов ЧС1 стали водить пассажирские и скорые поезда по всему участку магистрали из Москвы в Ленинград и обратно.

Но век ЧС1 на Октябрьской железной дороге уже подходил к концу. В 1962 году В ТЧ-1 и ТЧ-8 в больших количествах стали поступать новые и более мощные электровозы чехословацкого производства типа ЧС2. До 31.12.1962 в ТЧ-1 поступило 11 ЧС2, в ТЧ-8 – 19 ЧС2. За 1963 год поступило, соответственно, 22 и 34 ЧС2. Что позволило высвободить тепловозы ТЭ7 и электровозы ЧС1. Осенью 1963 года все электровозы ЧС1 Октябрьской железной дороги кроме ЧС1-057 были переданы в ТЧ-8 Днепропетровск Приднепровской Ж.Д.

Для данной статьи использованы фотографии А.С. Бернштейна, с ныне недействующих сайтов Андрея Полеводы и trainpix.org, а также из моей личной коллекции.

Спасибо за внимание.