К началу шестидесятых годов магистраль, соединявшая две столицы: Москву и Ленинград была электрифицирована только на участке от Москвы до станции Калинин. Тяговый подвижной состав в пассажирском движении тогда состоял из тепловозов ТЭ7 для поездов дальнего следования и электропоездов ЭР1 и Ср (Ср3) в пригородном сообщении.
Семилетним планом развития народного хозяйства СССР (1959 – 1965 гг.) была предусмотрена полная электрификация магистрали Москва – Ленинград в период с 1960 по 1962 гг. С этой целью в ТЧ-1 Москва – Октябрьская в марте – апреле 1960 года поступило 18 пассажирских электровозов чехословацкого производства типа ЧС1. Номера по порядку 043 – 060, заводские номера 3980 – 3997. До этого ЧС1 уже работали в депо Москва-Пассажирская-Курская Московской Ж.Д. и успели зарекомендовать себя как удобные и надежные локомотивы.
А вот мощности тяговых двигателей «чехов» оказалось недостаточно для обслуживания советских пассажирских поездов. И поэтому уже в 1960 году ряд поездов Октябрьского направления были переведены на обслуживание электровозами ЧС1 по системе многих единиц.
Поскольку, как уже говорилось выше, в 1960 и 1961 годах был электрифицирован только участок Москва – Калинин, электровозы ЧС1 на этом участке обслуживали второстепенные пассажирские и почтово-багажные поезда со сменой локомотива на тепловоз в Калинине. Скорые поезда: «Красная Стрела», «Экспресс» и другие в это время продолжали обслуживаться тепловозами ТЭ7 без смены локомотива в пути.
Благодаря Александру Сергеевичу Бернштейну до нас дошли цветные фотоснимки поездов Октябрьского отделения, ведомые электровозами ЧС1.
В течение 1960 года на Октябрьской магистрали велись работы по электрификации участка Ленинград – Малая Вишера протяженностью 162 километра. Открытие планировалось осуществить к 7 ноября 1960 года. Фактически открытие состоялось досрочно, 4 ноября. Под это в ТЧ-8 Ленинград-Пассажирский-Московский стали поступать новые пассажирские электровозы ЧС1. Всего в течение октября 1960 года в ТЧ-8 поступило 12 «чехов» №№081-092, заводские номера 4018-4029.
В 1960 – 1962 гг. все ЧС1 приписки ТЧ-8 Октябрьской Ж.Д., также как и их московские собратья, обслуживали второстепенные пассажирские и почтово-багажные поезда со сменой локомотива в Малой Вишере.
В течение 1962 года производилась электрификация участка Малая Вишера – Калинин протяженностью 321 километр. Участок сдан в эксплуатацию 15 декабря 1962 года. Таким образом, с этого момента вся магистраль Москва – Ленинград была электрифицирована.
Первый пассажирский поезд по маршруту Калинин – Ленинград провела СМЕ из двух электровозов ЧС1 092+091.
Теперь одиночки и сплотки электровозов ЧС1 стали водить пассажирские и скорые поезда по всему участку магистрали из Москвы в Ленинград и обратно.
Но век ЧС1 на Октябрьской железной дороге уже подходил к концу. В 1962 году В ТЧ-1 и ТЧ-8 в больших количествах стали поступать новые и более мощные электровозы чехословацкого производства типа ЧС2. До 31.12.1962 в ТЧ-1 поступило 11 ЧС2, в ТЧ-8 – 19 ЧС2. За 1963 год поступило, соответственно, 22 и 34 ЧС2. Что позволило высвободить тепловозы ТЭ7 и электровозы ЧС1. Осенью 1963 года все электровозы ЧС1 Октябрьской железной дороги кроме ЧС1-057 были переданы в ТЧ-8 Днепропетровск Приднепровской Ж.Д.
Для данной статьи использованы фотографии А.С. Бернштейна, с ныне недействующих сайтов Андрея Полеводы и trainpix.org, а также из моей личной коллекции.
Спасибо за внимание.