Кстати, на этой картинке "Borgward", "MG" "Lotus" - не изначально Китайский бренд, а для самых внимательных - чей был "Derways"?
Ранее я написал статью о контрактном производстве, где рассказал, что Российские бренды / Автозаводы так или иначе состоят в кооперации с Китаем.
Конечно, такие новости всегда провоцируют праведный гнев патриотов "ничё сваево", "дожили". Но поглядите вокруг. Атаки Йеменских Хуситов на корабли в красном море остановили конвейеры Европейских автопроизводителей т.к. начались перебои с поставками деталей из Китая. Источник
ШТО? Европейцы тоже состоят из Китайских компонентов? А Китайцы из Европейских? Не может быть! Ведь довели до ручки только нас! Кстати, кто и как довёл можно почитать вот тут.
А сегодня хочу прикоснуться к не менее неоднозначной теме, чем все опубликованные ранее. Спустя полтора года, после "февраля 21го", когда с нашего рынка начался повальный уход с рынка Европейских, Американских (да ладно, если быть честными, у них дела и до февраля были не очень) Японских автофирм, и ровно такой же, повальный приход Китайских брендов, которых до сих пор ни произнести нормально (ой, да ладно многие из вас и Hyundai до сих пор не знают, как правильно), ни уж тем более запомнить.
Хочу порассуждать на куда-более глобальную тему, чем локальные ситуации конкретной машины, того или иного Китайского бренда.
О "Китаизации" наших брендов.
Почти все наши исконно русские бренды, такие как Газ, Ваз, Уаз, Москвич, Камаз и прочие, и ранее-то, полностью не производили свои автомобили на 100% из Российских компонентов на отечественных станках Добрыня-М, всегда присутствовали иностранные компоненты. Сейчас, на самом деле, ситуация не прям-уж радикально изменилась, одни иностранцы сменились другими. Хорошо ли это, плохо ли - вопрос сложный, технологии не имеют нации, а без конкуренции нет лидерства, развития.
Если кто-то готов поделиться своей технологией - это скорее правильно и хорошо, с другой стороны, если эта делёжка только при условии "невнедрения" и "неразработки" своих - это, конечно, колонизация, захват, поглощение, называйте, как хотите.
Европейские бренды, выкупившие отечественные именно этим путём и шли, конструкторские бюро, как таковые, ликвидировались, нашим конструкторам доверялось нечто архи-важное, как, например, разработка бачка омывателя или салонных ковриков (это я о НТЦ Ниссан, в Санкт-Петербурге, кто в курсе), в основном же, машины полностью базировались на их, иностранных платформах, на их двигателях и КПП и прочих блоках управления.
Постепенно ликвидировалась и отечественная база, как автомобилей, так и гаммы коробок-моторов. Некоторые вовсе не планировали содержать даже минимальный НТЦ на территории РФ. Хотя, конечно, слухи ходили, что СНГшный инженер нынче, стоит куда дешевле заморского, а что не сделает капитализм ради 300% прибыли...
Сейчас ситуация изменилась.
Все наши бренды замкнулись на одну страну, собственно - Китай.
Нет у нас, конечно, есть дружественная Индия, Турция и Иран...но чёт- не особо они поставщики технологий, которые мы сами не производим, привезли только фильтра да колодки тормозные, которых у самих навалом.
Но ведь Китай не замкнулся сам на себя? То, что они производят на своей территории почти все компоненты автопрома, не говорит о том, что все эти компоненты там разработаны. Более того, посмотрите на "средний" рынок Китайских авто - там сплошь и рядом европейские бренды то КПП, то блоков управления, то еще чего-то. Заполонившие наш рынок фуры "SITRAK" - вообще лицензионная копия "MAN", как и многое, из того, что они производят у себя. Brilliance имеет совместное предприятие с B.M.W. и Renault.
Тезис №1 - Китаизация - есть не переход к одному локальному бренду, родом из Китая. Часто, этот бренд и вовсе изначально не Китайский, а является "прослойкой" для захода на этот азиатский рынок.
Почему Китайское = плохое? Наверное потому, что лет 30 как, мы, если и сталкивались с какой-либо их продукцией то, самой дешевой, часто подделками, плохо воспроизведенными копиями и так далее. И ведь так и было, но мало кто помнит, что послевоенная Япония делала точно так же. И первые их поделки автопрома на мировом рынке были либо дешевой копией, либо вовсе отвратного качества, рядом не стоявшие ни с Америкой ни с Европой. Прошло 30-40 лет и бац - среднестатистический русский, рвёт полосатую майку, и орёт с красным лицом ЯПОНИЯ - ЭТА КАЧИСТВО!!!!!
А ведь, даже в нашем языке есть поговорка "Японский магнитофон", которая как раз-таки символизирует неудачу. Как результат негативного - опыта купить некачественную, Японскую технику, стало настолько частым, что превратилось в поговорку? Вероятно от того, что эти самые "бойцы за японское качество" обладатели короткой исторической памяти.
Но ведь с момента, как Китай делал откровенное "г" прошло...20-30 лет. Да, Китайцы - не Японцы. Но почему-то именно им весь западный мир доверил производить буквально всё, даже, несмотря на возросшую стоимость труда в Китае за последние годы в несколько раз. И дело не только в больших залежах полезных ископаемых и более развитой логистике. Могли бы своей, бывшей колонии Индии отдать. Или, например России. Причина несколько в ином - азиаты прекрасно умеют повторять то, что уже придумано, а потом учатся делать то же самое, но ощутимо дешевле, китаец это, кореец или японец не так важно.
Тезис №2 Китаизация - не есть убийство собственного автопрома.
Собственно, Китай не запрещает нам разрабатывать и производить свои Автомобили. Более того, даже спустя почти 2 года "с точки отсчёта" Китай не бежит скупать наши автозаводы, это скорее мы к ним побежали, "а дайте нам компонентов, а дайте что-то пособирать". И ведь не сказать, что нет потребности в авто в данный момент, ведь ранее мы продавали/производили 1.7-2 млн авто в год (возьмём это условной ёмкостью рынка), а сейчас продаем 700-800 тыс. Например, в пикапах и легких грузовичках есть острая потребность у Армии, покупай условный завод "Оки"(да-да он всё еще существует) и начинай на нём изо всех сил клепать дешевое и утилитарное. Но ведь этого не происходит? А вы думаете правительство будет против иностранных инвестиций в наш рынок?
Да и была бы цель - средства зайти на наш рынок, и жестко демпинговать были, еще во времена Европейцев, Китай - страна с экономикой №1 в мире. В нынешних то условиях, наделай машин, ввези, продай за 1 млн руб в убыток себе, но чтобы громко сделать имя, (это и есть демпинг, или как говорят менеджеры "репутационный проект"), но ведь этого не происходит?
Более того, Китай мог усиленно прессовать наше правительство, чтобы сбывать свои б/у машины на наш рынок - и дешевле получатся, для не особо богатых нас и утилизировать самим не придется. А ведь по правилам ЕАС мы должны им свой рыночек предоставить. Но ведь и этого нет?
Вообще, влезать под санкции, чтобы продолжил работу наш ВАЗ/УАЗ или чтобы помочь нам возродить "Москвич" - не скажу, что наш рынок даст куда больше, чем все которые закроются, после введения санкций, например рынки Южной Америки и Африки.
Я полагаю речь не о "дружбе". Это - о глобальной политике, где одни получили скидку на газ/уголь/нефть под обещания не лезть туда, куда не просят. Хотя кто знает, Восток - дело тонкое, нам не понять, вдруг реально хорошо к нам относятся...
Проблемы, собственно у нас самих. Конкуренты ушли, а мы за 2 года все еще "запрягаем коней" в попытке достичь технологической независимости бежим к Китаю, вместо жесткого отказа от альтернатив, чтобы ускорить запуск своей промышленности. Да, это "мягкий" переход для населения, нет уловной "шкоды" - ну поезди пока на "чангане", потом сами, что-то сделаем. (Или не сделаем :) А зачем делать, если можно не делать?).
Я уже объяснял, почему это - долгий процесс. Лишь бы он шел.
Так же, до сих пор МАССА моих знакомых делают всё, лишь бы не покупать...российское двигательное масло. По моим субъективным ощущениям, более половины наизнанку вывернется, но ни в коем случае не купит отечественное. Им всё равно на риски подделок. Всё равно на двукратную стоимость. Всё равно на сроки доставки. ЛИШЬ БЫ НЕ РОССИЙСКОЕ.
Что стоит отметить - маркетологи и политтехнологи "на западе" действительно в разы качественнее наших. Так зазомбировать, что представить себе, как во времена 2й мировой, тыл будет у гитлеровской германии затариваться... товарами общего потребления, по причине "не ну а чо?". Эти люди против нас санкции, снаряды-танки тем, кто убивает наших родственников и знакомых, а мы "вот, масло Шелл купил! Брат возит через 10е руки из Германии!"
- Вот ты и сам подтвердил, что у них всё лучше! Даже маркетологи!
Кстати, эти же люди потом ноют "ничё сваево!" Вот, без Китая бы загнулись совсем!
Тем временем даже в мелочах наш народ бежит покупать Турецкие фильтра, непонятно чьи масла (написано Немецкие, надпись, что обманывать может?), а машины, так тем более. У меня есть знакомые, которые уже после 22 года привезли себе "Американцев", прям из С.Ш.А.
Так может это не Китайский автопром погубит наш, а мы сами? А он просто созерцает на неразумных соседей со стороны?
Тезис №3. "И это - хорошо". Да, я начал статью с того, что в целом, Китаизация - хорошо.
Начнём от обратного.
Если наш рядовой гражданин купит даже, у ненавидящего его врага, лишь бы не покупать наше - так пусть и нашего тогда не будет? Покупать будем у, условных "друзей"? Ведь мы сами этого хотим? Вот и поможем рублём Азиатским друзьям, что санкции не ввели на другую, более важную технику. Высвободим кучу трудового ресурса из этого нелюбимого автопрома, наделаем побольше ракет на америку, да как жахнем! И не понадобятся больше, эти ваши машины...
Такие идеи мне тут на полном серьезе писали комментаторы, мол "разуй глаза, браза" весь цивилизованный мир от такого анахронизма, как производить свои машины отказался. Вон, мол глянь индекс счастья по планете, в топе те страны, которые машины не делают!
Далее, о брендах.
Китай породил такое количество брендов и суббрендов (на обложке статьи), что такого разнообразия наш автопром невидовал в лучшие свои времена. Их действительно так много, что и не запомнить всех, не отследить, кто еще зашел на рынок, кто уже вышел, а кто вышел и снова зашел. Вот уж воистину, выбор есть и среда самая, что есть конкурентная! Повышает ли это квалификацию наших СТОшников - конечно. Рано или поздно придется всё это чинить и во всём этом разбираться.
Появились ли новые возможности у наших производителей компонентов, тех же вышеупомянутых фильтров? Конечно! И с выходом Китая на другой рынок, уже сразу есть готовность поставлять аналоговые фильтра российского производства (если мы конечно не угробим эти заводы). А вдруг, сработает в обратную - наши, условные тормозные колодки поедут в Китай на условный Черри и Китаец купит, ведь наши дешевле? Не верится? Во многое пару лет назад не верилось... Так уж вышло, что Китай производит столько же машин, сколько вся Европа вместе взятая со всем своим псевдо разнообразием из VAG группы. Так что борьба за наш рынок - это реально борьба титанов нынешнего автомобилестроения. И я не уверен, что если завтра "откроются ворота" и вернется условный Форд, он сможет на равных поконкурировать с Китайцами.
Вся "старая школа" уже плохо конкурирует с ними, где бы то ни было. Даже в Германии (а кто в Европе "шарит за машины" лучше них?) идут продажи Китайских электромобилей, да так, что Европа всерьез обсуждает протекционистские (крайне честные и свободно-рыночные) меры для своего автопрома. Так что не сказать, что тренд Китаизации - наша головная боль, она общая. А может и не "боль" вовсе. Вот будет вся планета на Китайцах ездить и ничего. Бритвами Gilette бреетесь, Iphone пол планеты использует. Ну, "монополизировался рыночек, шож поделать". Зато запчасти везде будут, в любой стране починить смогут, все теперь под одну гребёнку причесанные будем.
Тем не менее, Китайские бренды - не всегда истинно Китайцы, и наоборот. Вот выкупили Китайцы Volvo - они не уходят с нашего рынка. А SITRAK привёз нам любимый и привычный MAN, говорят, даже лучше "Мана" (кое-где можно прошприцевать, смазать, где у Мана нельзя).
Вот не ввела бы санкции против нас условная Норвегия - не получили бы вы таких специфических возможностей, как: завезти и оригинальный бренд, и с китайским шильдиком, и китайский аналог. Выходит Китаизация - лучший из путей, так как даёт нам самые широкие возможности?
"Впереди планеты всей".
Пожалуй, самая основная часть статьи, потому, что то, что написано выше несколько вторично. С этой мысли, идеи, я начал писать статью.
На сегодня ситуация такая, что весь старый, привычный нам Европейский,, Американский автопром...мёртв. А то, что мы видим - предсмертные конвульсии. Сыграло очень большое количество факторов, как геополитика, западная инертность и традиционность...Но такие как Ford, GM уже уходили с рынка не только России, а Мирового. Задолго до всех событий, с которых ведём отсчёт. Не прям важно чувствовали себя и Европейские бренды, поэтому их скупал Volkswagen. Азия, шаг за шагом сначала отказалась от их автопрома, а позже вовсе заместила своим. От Америки, где во времена хиппи Фольц Жук и Вэн - реально был самой народной машиной, до времен, когда в топе продаж Америки - Тойота и Хёндэ. На собственных, JDM, KDM(Korean) и вовсе не осталось Американцев, минимально присутствие Европейцев.
А среди всех Азиатов прошел цикл: сначала все скупали Японцев, потом Корейцев, теперь Китайцев. И этот цикл касается всего и машин, и электроники, и судостроения...Ведь каждый новый азиат на рынке - делает дешевле.
Но. Никто из этих ранее привычных нам Азиатов не сможет делать дешевле Китая. Потому, что у Китая самые большие залежи природных ископаемых, самая удобная континентальная и морская логистика, самая большая локализация компонентов и самый большой внутренний рынок. Переход к Китайской продукции был очевиден и неизбежен, машины в нём - не исключение, начались бы события или нет. Просто всё ускорилось.
Но Китай не только впереди планеты всей по цене. Еще и по технологиям.
Посмотрите видео с Китайских автовыставок. (Кто ни разу не смотрел, много видео делает, например Гилевич Сергей на Ютубе. Ссылку вставлять не буду, скажете - реклама).
Там уже "другая планета" не то, что от нашей Лады Гранты, там и BMW делает конные повозки, на фоне космолётов. Все Американско-Европейские бренды безнадежно отстали в технологиях, предлагая меньшие по объему аккумуляторы, более слабые электродвигатели, хуже отделку салона, слабенькие-тупящие магнитолки и отвратительный скрипящий пластик. Дело даже не в цене. Китай производит всё это у себя. Любая магнитолка в Фольксвагене сделана в Китае. И Китай в своем понимании настолько преисполнился, что делает лучше Европейцев. С каждым днём машины - всё больше "смартмобили", как телефоны стали смартфонами. А ни одна страна, кроме Америки не может потягаться с Китаем в разработке электроники. Но куда Америке в ее производстве, на фоне Китая? Сами попали в зависимость от него.
Вот и получается, что хотели вы, не хотели, а Китайский автопром стал лидирующим в мире по:
1) Количеству проданных машин.
А это, безусловно плюс, покупая Китайца (или автомобиль на базе его компонентов) всегда есть детали, все знают, что как починить.
2) По деньгам.
И это - тоже плюс, есть деньги над продуктом основательно подумать, попробовать те или иные экспериментальные-безумные идеи. "Купить" лучших сотрудников, дизайнеров, инженеров в мире.
3) По технологиям.
Собственно, в связи с деньгами и покупкой лучших технологий, умов, и бюджетом на эксперименты-разработки.
Что это даёт нам?
В условиях стагнации западной цивилизации в автопроме есть только 2 адекватных пути: делать всё самим или примкнуть к сильнейшим (Ну, например, мы могли примкнуть к Индусам, или Туркам. А что? Они тоже машины производят).
Да, на сегодня сама мысль, что Китайский автопром в ближайшее время будет и технологичнее и надежнее, чем немецкий или японский (и уж тем более, Американский) людям, которые ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ истово верили, мечтали, ездили на этих машинах, привыкли к ним, будет казаться сумасшествием. Люди просто не хотят верить в это, открывать глаза фактам, новой реальности, так устроен наш мозг, хотя мы живём в мире интернета, вся информация на поверхности, хочешь узнать - в пару кликов по экрану всё в открытом доступе. Статистики продаж, характеристики машин, отзывы, гарантии, рекламации, отзывные кампании...Всё навиду, если просто интересоваться.
Увы, наш опыт взаимодействия с Китайскими автомобилями базируется на выводах о машинах:
1) Которые в самом китае не особо популярны.
2) Являются самыми дешевыми, потому что мы...ну не самая богатая страна. Никто нам премиум класс и не гонит.
3) Фирмах, которые ранее не имели представления об экспорте и опирались на требования внутреннего рынка. Китайцы банально никогда не думали, что Россия - экстремальная среда эксплуатации техники, климат холодный, дорог нет, расстояния огромные.
Но вспомните, как все мы, буквально 20 лет назад ходили с Нокией, Сименсом, Сони Эриксоном, и с опаской смотрели на Самсунги и LG, а китайские телефоны вовсе боялись в руки брать. За 20 лет мы прошли от "как-как ты сказал ксяоми? х..ёми же написано, ахахахах", до "ксяоми топ за свои деньги, надо брать" и до "купил Vivo, сейчас с этим айфоном гемора, то не работает, это не работает, ценник неадекватный".
И да, Vivo - был топом продаж на внутреннем рынке, когда мы во всю ходили с Ксяоми, как вы уже поняли, следующий этап китайского автопрома - заход их собственных топов продаж на наш рынок, уже с учётом наших экстремальных условий, любви клиента к тем или иным функциям.
Нам остаётся либо объединятся с ними и покорять весь мир вместе, либо закрыть свой автопром и ездить на их машинах. Это сильно будет зависеть от наших собственных, внутренних настроений, сможем ли мы конкурировать с Атлантами этого бизнеса, захотим ли. А пока экспансия началась, и идет она в осторожном, "мягком" формате, возможно из-за отношения Китайского народа к нам, возможно из-за страха санкций и взаимных палок в колёса в торговле, истина всегда где-то по середине. Так или иначе, мы первые, кто примкнули в к новому лидеру, а значит и первые, кто получим лучший продукт в мире, сделанный специально для нас.
Например, OMODA - Подразделение китайской компании Chery, основанное в 2022 году (Случайно так совпало с началом событий, как вы думаете?). Впервые марка была представлена в России и Казахстане в октябре 2022 года. Первой моделью компании является Omoda C5. На многих рынках автомобили продаются под названием Chery, а на некоторых рынках Omoda позиционируется как премиальное подразделение. Бренд был создан специально для нас, решение странное, ведь Чери мы знали годами и уже так-сяк привыкли. Тем не менее, по заверениям представителей самих Омодовцев, Российский рынок для них является флагманским, поэтому автопроизводитель концентрируется на наших пожеланиях и меняет свои машины в связи с нашими требованиями. Весь остальной мир получает машины, модифицированные в первую очередь под Россию.
А западная автошкола медленно, но однозначно умирает, неспособная конкурировать ни по цене, ни по технологиям на сегодня. Вам и самим доступно посмотреть, какой посмешище по заоблачным ценам клепает их автопром, а власти уже во всю придумывают барьеры Китайцам, ведь однозначно понимают, что европейским машинам просто нечего противопоставить, кроме привычки европейцев.
Всё, что у них осталось - ранее продуманные качественные продукты (проверенные временем) и репутация, что когда-то они "делали вещи".
Я не знаю, сработает ли тут принцип Феникса, что нужно уже сжечь до тла существующее, чтобы начать заново, с умом, поставив во главу саму идею сделать дешевле и качественней Азии, либо мы фиксируем просто медленную смерть привычных нам вещей.
А мы тем временем, может и со слезами на глазах машем белым платочком этому тонущему кораблю и уходим за ручку с нашим новым, пока еще не известно другом или нет.