Ранее название статьи "Почему в России никак не могут выпустить полностью свой Авто"? Но в России есть и еще одна проблема - алгоритмы платформы, пришлось статью переименовать.
Просто, мало кто понимает, что автомобильная отрасль, как и авиастроение и ОПК - это вершина развития государства, разница лишь в том, что в ОПК и авиации более сложные для производства материалы, в автомобильной промышленности выше серийность продукта (например, Hyundai в Сестрорецке производил 1000 автомобилей в день). Я подробнее разберу, почему такое заявление аргументированно и не пустословное.
Это, так же, подтверждают все поставщики автокомпонентов от металла для кузова, до банальных автошампуней, что "хуже всего - оборонка, там еще и секретность, и тюремные сроки за несвоевременную поставку, и продукт должен о Сахары до Антарктиды работать, потом авиация со своей невысокой серийностью, но высокими требованиями, и автомобилка, со своими самым большим количеством запросов к продукту"
Основатель компании Grass, (основное направление Автохимия, но есть и бытовые продукты), например, утверждает, что создать шампунь для автомойки сложнее, чем шампунь для человека, так, как требования к автошампуню выше, можете посмотреть его интервью, если интересно.
Если с человеком всё более-менее не меняется уже пару тысяч лет и все уже придумано, то автомобильные лаки, краски и требования к ним меняются регулярно, плюс загрязнения человека редко бывают сильно специфическими, автомобиль же, обитает в загрязнениях гудроном, тормозной жидкостью, аккумуляторной кислотой, химией дорожников, моторным маслом, трансмиссионным маслом, омывающей жидкостью и так далее и средство мало того, что должно всё это смывать, так еще не повреждать лаки-краски.
Автомобили вовсе - "лакмусовая бумажка" экономического состояния страны.
Коммерческий транспорт - индикатор развития бизнеса, промышленности. Есть спрос на условные "Камазы" - значит работает крупная промышленность, нужно что-то возить. Нет спроса - значит промышленность ничего не производит, не отгружает, не закупает. Есть спрос на условные "Газели" - работает малый и средний бизнес.
Личный транспорт, так еще проще - есть деньги - покупаем машины. Нет денег - ездим на старье или автобусе. Поэтому, как количественный показатель авто на душу населения, так и средний возраст личного автопарка - индикатор, насколько уже "последний х...без соли доедаем", или "коты уже от красной икры блюют".
Кстати, несмотря на нытьё в интернетах, "средневзвешенная цена авто" последние 10 лет говорит о том, что население...назовём это "склонно прибедняться". Только не начинайте "это всё кредиты", и без Вас знаю, 70-90% купленных новых машин (в зависимости от класса) куплены в кредит, оф. статистка Форда в России, на 2016-17 год, не думаю что с того момента что-то сильно изменилось. Только, если у Вас зарплата сельского почтальона,12 тысяч рублей, то никто кредит Вам на новый Mondeo не даст, кредиты дают, если вы условно можете его выплатить.
Инженерная школа
Я в этой сфере много лет провёл, с инженерной школой всё в порядке, специалисты есть, мозгов не то, что на "реверс инжиниринг", а придумать новое хватает, но это - не единственная проблема.
Несмотря на некоторый провал, после распада СССР, полностью отрасль не умерла, однако престижность работы в этой сфере долго оставалась не на самом высоком уровне.
Советское наследие подарило нам некоторое количество моногородов, "Автоградов", где сосредоточена автомобильная промышленность и почти все они были в глубоком упадке в течении лет 20 после распада союза, спрос на машины в 90е был никакой, какие там машины, есть толком было нечего.
Плюс хлынул поток б/у иномарок, а изголодавшийся по комфорту и иностранным новинкам советский человек бросился сметать BMW и Volkswagen, вместо жигулей. Все жители "Автоградов", как Тольятии, Ульяновск, Набережные Челны в то время жили впроголодь или бросали эту сферу, уходя в другие, и честно скажу, если человек ушел из сферы на 5-7 лет, он вряд-ли в неё вернется.
Престиж работы в Автопроме вернулся лишь в 2010х, когда на Российский рынок зашли иностранные компании, такие как Ford, Nissan, Toyota, GM, Hyundaui и тому подобные. Но и то, вернулся престиж где? Не в "Автоградах", потому, что только ВАЗ и Камаз стал частью иностранного альянса (ладно, еще Газ собирал Фольксвагены), остальные открыли свои заводы, преимущественно в Санкт-Петербурге. Престиж-то вернулся, но престижно было работать в "Тойоте" или "Форд", а вот работать на "Ульяновском автозаводе" до сих пор не престижно. На это влияет, конечно же, не только уровень зарплат и отдалённость от общепринятых для переезда, "чтобы всё как у людей" мегаполисов, но и в целом отношение к отечественному продукту, а если уж добавить копеечные зарплаты получим то, что получили - острая нехватка кадров. Например, ВАЗу для реализации производственных планов в этом году пришлось завезти 500 Узбеков по договору с правительством Узбекистана.
А Вы "бросите всё и поедете в Тольятти спасать ВАЗ от нехватки кадров, ведь стране нужны хорошие отечественные машины", или "пусть кто-то другой поедет, кто-то же должен, что у нас в стране людей нет? Нет, Вы - нет, у вас никак сейчас такое не получится".
Верно. И я не поеду :)
Или, может сыграют патриотические чувства - "всё для фронта, всё для победы" - УАЗ не справляется с гособоронзаказом, что фронт вынужден по волонтёрам запрашивать то Нивы, то вовсе Mitsubishi L200, сгоняете в Ульяновск на пару лет, завод поддержать?
Не думаю :)
Ну тогда КТО должен Вам срочно "родить" 5 разновидностей отечественных машин за полтора года, да чтоб не дорого, чтобы без очередей на покупку, чтобы ОБЯЗАТЕЛЬНО из Российских компонентов, чтобы станки тоже Российские были?
Тем не менее, инженерная школа присутствует, причем большинство из неё - "новая школа", выпускники наших Вузов наложенных на опыт в иностранных компаниях, с пониманием Российского менталитета, но и не чужды к мировым трендам.
И, честно сказать, зарплаты инженеров Автопроме на сегодня выше, чем в среднем по рынку, (чего не скажешь о рабочем классе) поэтому, работать там не только интересно, но и выгодно, так что большого дефицита инженеров я там не вижу, основная проблема, что все они сидят в основном Москве или Спб, а не в Автоградах и никаким пряником из Москвы в Тольятти не заманить.
Чтобы не хуже, чем у соседей придумаем, что нашему клиенту нужно - знаем, как это произвести в России тоже знаем.
Производство
"Приклеить шильдик" или "собрать из разобранной готовой" может любое СТО в Африке, в то же время иметь очень высокий процент локализации - это иметь и заводы по производству компонентов и НТЦ/НИИ/НПО по разработке этих компонентов.
Можно еще почитать вот это.
В современном автомобиле около 30 000 деталей, а еще нужно немерянное количество расходников автопроизводства, таких как сварочные электроды, абразивные круги, растворители, смазки и так далее, вот и считайте, сколько должно быть поставщиков, (на практике 1 поставщик делает 5-7 компонентов автомобиля, например, все фары и все светильники в салоне). В реальности, наши автозаводы называют цифру 400-600 поставщиков, при нашем проценте локализации. Я как-то присутствовал на конференции, где было 150 российских поставщиков Ford, как пример.
Соответственно, 600 заводов давали 50-70% локализации чтобы повысить процент локализации, нужно дооткрыть всего-то 200-400 заводов автокомпонентов, и вуаля! Дело-то за малым :) Ладно, возможно, часть компонентов могут локализовать существующие заводы, но тогда готовьтесь к отсутствию разнообразия.
Вопрос, каждая ли страна имеет 1000 заводов и НТЦ, производящих разрабатывающих автокомпоненты? Могут не только лишь все, мало кто может это делать (с) Виталий Кличко.
С другой стороны это не совсем невозможно, 1000 заводов по 1000 человек - миллион кадров трудящихся в этой сфере. Крупные страны от 30млн жителей себе такое позволить могут, если, конечно есть такая цель.
В общем, иметь свою автопромышленность - блажь богатых и многочисленных стран. Задействовать миллионы человек ради, собственно простой цели - перемещать свою 5ю точку из пункта А в пункт Б.
А как же тогда в Союзе производили всё своё, и вот Китайцы там сейчас?
Ну, начнем с того, что ни Американцы, ни Европейцы, ни Японцы, ни Корейцы не имеют 100% локализации автопрома. Иностранный Ютуб Вам в помощь, они сами об этом подробно говорят. Почему так?
1) Сложность нынешнего автопрома.
Предварительно можно ознакомиться с вот этими статьями.
Увы и Ах, современный автопром значительно сложнее по конструкции и требованиям к нему, чем 20-30 лет назад. В силу вступили и экологические требования и безопасность, и желания клиента, чтобы автопром раз за разом усложнялся (чтобы сам парковался, да чтобы сам ездил - кто о таком просил 20 лет назад?). Поэтому, и число как разработчиков так производителей компонентов в машинах 30 летней давности куда меньше, и производили всё по полному циклу прям тут же - на этом же заводе.
Всё это привело к "двум стульям". Либо ищем разработчика и производителя условной магнитолы на стороне, среди производителей планшетов, либо объединяемся в Альянсы. Сначала иностранный автопром пошел по первому пути, но оказалось смежники не сильны в специфику, поэтому, позже пошли по второму пути.
На сегодня "свободных марок", как таковых не осталось. Почти все автопроизводители - части крупнейших транснациональных корпораций с сотнями тысяч сотрудников только головной фирмы, и соответственно с десятками миллионов поставщиков работников и субпоставщиков.
Вот скажите, условный УАЗ имеет такой широкий список разработчиков и производителей компонентов, как, например Фольксваген? Тогда КАК он должен производить продукт на уровне? Надрывом российской 5й точки на британский флаг?
2) Наличие ресурсной базы.
Нас эта проблема, благо, касается не так сильно, но условные Японцы просто не могут производить пластик для салона из отечественной нефти. Потому, что у них нет отечественной нефти. Точно так, может ли Корея производить автомобиль на отечественных литий-ионных батареях? Не может, отечественного лития у них нет.
Ну вот! А у нас всё есть, широка Россия-матушка! И в чём проблема?
Да собственно в том, что кто-то должен эту нефть добывать, кроме, как машинки клепать на конвейере. Чем шире отечественная ресурсная база - тем больше жителей задействованы именно в добыче и переработке полезных ископаемых.
"Стыд и позор! Пока мы в шахтах копаемся весь "цивилизованный мир" уже давно занят обработкой и услугами!"
Глупость и миф этого цивилизованного мира, щедро навешанный нам на уши.
Кому вы там будете оказывать услуги и что перерабатывать, если все будут заниматься этим? Чем больше проституток - тем дешевле их услуги, таковы условия рыночка. Услуги оказывают те, у кого ничего своего нет. А февральские события показали, как всё невещественное стало несущественным, у кого нефть-металл у того и правда.
И стоит обратить внимание и на такие аспекты, как, собственно, добыча углеводородов - "страна НЕбензоколонка" изо всех сил рвётся занять это место, поставляя в Европу вместо нас. А если вы думаете, что что-либо добыть и переработать может любой негр с тяпкой - ну уж удосужьтесь посмотреть, цикл добычи и производства Алюминия или размеры и сложность Амурского ГПЗ.
Шахтный комбайн, который нужен, чтобы "шахте копаться" - это не стыдно и ни разу не просто, и это, тоже - целый комплекс промышленности, его разработать и серийно произвести. На сегодня добыча ресурсов - это не собирательство, того, что разбросано вокруг по полям, это - сложная высокотехнологичная сфера.
Пока, условный японец может сконцентрировать силы на максимальной локализации и начать точить японские болты, из японской стали, на японском станке, а пластик, смирившись, хотя-бы из покупной нефти, но всё равно в Японии делать, мы вынуждены добывать все эти "богатства недр" самостоятельно и не можем (да и не нужно) весь трудовой ресурс пожертвовать на высокий уровень локализации автомобилей. А количество то жителей одинаковое +/-.
Как там у них дела обстоят с аэрокосмической сферой? А с атомной энергетикой? А с сельским хозяйством? А оборонно-промышленным комплексом? С собственным производством лекарств?
3) Целесообразность и автоматизация.
Ну ладно, ясно-понятно, некому, все в шахтах роются да "ракеты на америку делают". Но ты заводы-то видел Японские, там робот на роботе, роботом погоняет. Вот и нечего руками болты в жигулях крутить! Будет тебе рабочая сила.
Верно. Но робот целесообразен там, где нужна либо высокая точность, либо идет высокая серийность. Сам по себе робот не 3 копейки стоит, да и его обслуживание, программирование не каждый "узбек" осилит. Я как раз-таки сказал, автопром - высокая серийность. Да, достаточная серийность для роботизации породила роботизацию Корейских и Японских заводов.
Что мешает нам? Невысокая серийность :) Когда, Тойота продаёт 12 миллионов машин в год, являясь в том, числе тоже конгломератом нескольких компаний, условный "Москвич" не продает и близко таких серий автомобилей, и никогда не будет. И тут, избавляясь от человеческих рабочих рук, в пользу роботов нужно закладывать стоимость этих роботов в стоимость машины, а она у нас и так не самая низкая.
Да и роботов этих нужно где-то взять. Заморские купим? Ну-ну "ничё сваево всё оборудование иностранное (и то, если продадут)". Своих заделаем! Угу, шахтера из забоя вытащим, а ну-ка быстро роботов для уаза насобирай, народ просит.
Кроме того о сроках.
Типичный цикл разработки и производства новой модели автомобиля для Азии - 3 года, для Америки-ЕС 5 лет. 5 лет нужно альянсу Форд-Фольксваген, со всей его базой инженеров и рабочих, чтобы запустить новую машину с 0 в производство. У нас, вот прошло 1,5 года, и народные массы волнуются, Москвич шильдики лепит, у Ваза до сих пор нет 100% локализации, "ничё сваево". Увы, за такие сроки и не будет, ведь наложилось куча проблем, станки чужие не купить, на свои очередь, кадры в оборонку сбежали, а по рынку не видно, что он готов сметать Москвичи сотнями тысяч в год, как делал это с Hyudai Solaris (240 тысяч в год по Солярис-Рио). На столь форсированные сроки нет ни потребности ни возможности, так что господа-товарищи ждём, и ждем "чистокровный русский автомобиль" не, еще пол-годика, а 5-7 лет, если такая потребность будет.
Выводы.
Когда же будет нормальный, полностью отечественный автомобиль? Осмелюсь предположить - никогда. Цели такой нет. Куда важнее иметь обеспеченность продуктами питания, электроэнергией и современной, технологичной армией, медициной, обеспеченность интернетом и своим программным обеспечением, при этом сохранить высокий уровень жизни с доставкой пиццы, такси за 100 рублей через 3 минуты, чем просто красиво ездить из дома на работу на истинно-русском автомобиле. Ездить нам всем есть на чём.
Пока численность страны не будет, как в Союзе 300 млн жителей, некому будет производить все эти автокомпоненты, чтобы была оправдана 100% локализация, и некому в таких количествах покупать машины, чтобы было еще и разнообразие марок и цветов.
Как только мы закроем все более важные потребности, тогда можем дойти до "вершины развития" - имиджевых личных автомобилей, чтобы не только доехать, но и красиво! С надписью "я русский" и производственным штампиком на каждой детали "сделано в России".
Послесловие.
"Ну и чё ты предлагаешь делать, оставить, как есть? Смириться с надписью мэйд ин чайна?"
Предлагаю, если уж Вам важно производство в РФ, покупать отечественное и научится с ним работать.
Да-да, второе - немаловажно, не купить ладу и бежать в Дзен плакаться. А бежать в офис Лады и терроризировать её по тем вопросам, которые Вас не устроили, чтобы их система качества выдавала качественный продукт. Обратная связь очень важна, а пока ладу можно осадить решением "ну и пошли вы нафиг, куплю китайца" им есть смысл делать качественно.