Почему-то многим кажется, что если девушка стала фрейлиной, то она обязательно была из богатой привилегированной семьи и никогда ни в чем не нуждалась. Не спорю, таких ситуаций действительно много, но они не составляют даже большинство. Нередко на службу ко двору шли как раз для улучшения материального состояния себя и своих близких. И даже если родня девушки была не из простых, они тоже не всегда могли обеспечить воспитаннице должное благополучие. Наша сегодняшняя героиня, Татьяна Васильевна, была племянницей самого Григория Потемкина, но по-настоящему проявить себя в обществе она смогла лишь в качестве фрейлины Екатерины II. Любимой фрейлины, между прочим.
Татьяна Энгельгардт (а именно так ее звали при рождении) была дочерью небогатого ротмистра Василия Андреевича и родной сестры князя Потемкина Марфы Александровны. Она родилась в 1769 году и была пятым ребенком в семье, каждого из которых в дальнейшем ждала любопытная судьба. Сама Татьяна росла именно в те годы, когда ее дядя стремительно восходил по карьерной лестнице и был близок с императрицей, и он как мог старался помогать при устройстве племянниц.
Еще в 11-летнем возрасте Татьяна стала фрейлиной Екатерины II. Роскошная обстановка дворца была для нее крайне непривычна, но она старалась лишний раз не показывать своего провинциального происхождения. От этого даже в ранние годы она получила репутацию умной и воспитанной девушки, хотя не будем исключать, что могло иметь влияние и близкое родство с могущественным царским фаворитом. Вместе с признанием росло и материальное состояние девушки, и вскоре она уже совсем перестала нуждаться в деньгах.
Когда Татьяне было 15 лет, она познакомилась в прибывшей в Россию авантюристкой герцогиней Кингстон. Британка настолько прониклась юной фрейлиной, что стала считать ее чуть ли не родной дочерью и даже предложила увезти ее с собой в Англию, чтобы там сделать наследницей своего огромного состояния. Однако Энгельгардт отказала.
Уже в следующем 1785 году она вышла замуж за своего дальнего родственника генерал-поручика Михаила Потемкина, который был старше ее на 25 лет. В этом браке на свет появилось двое детей: сын Александр (в будущем участник войны 1812 года, один из видневшихся дворян эпохи, действительный тайный советник, супруг Татьяны Голицыной, с именем которой связано имение Артек) и дочь Екатерина (ее крестной матерью была сама императрица, а девочка выросла в кавалерственную даму и стала женой красавца графа Рибопьера). Однако через 6 лет Михаил Потёмкин скончался, а его вдова приняла решение удалиться от двора, лишь изредка наведываясь по особым просьбам государыни.
В одну из таких поездок Татьяна познакомилась с только что вернувшимся из Италии князем Николаем Юсуповым. Он был богат и знаменит, славился своим особым вкусом и любовью к искусству, владел подмосковными усадьбами Архангельское и Васильевское и сумел покорить ее сердце. С личного благословения Екатерины II они поженились. У Татьяны и Николая родилось трое детей, но лишь старший Борис не умер во младенчестве, ему по наследству перешли богатейшие имения и огромное состояние, что сделало его несколько высокомерным и язвительным человеком, не держащимся за службу.
Но все же второй брак Татьяны Васильевны не был удачным. Довольно скоро супруги приняли решение, что хотят жить раздельно (причиной послужили постоянные измены князя). Женщина забрала ребенка и полностью посвятила себя его воспитанию. При этом их с мужем продолжала объединять любовь к прекрасному, и Михаил Юсупов не забывал на праздники дарить Татьяне произведения искусства или привезенных экзотических зверей.
В доме на Английской набережной, где стала проживать Юсупова, под ее руководством активно действовал популярный салон, где собирались избранные лица эпохи и обсуждали самые важные и интересные вопросы. Частыми гостями там были: Державин, Крылов, Жуковский, Пушкин, конечно же. В этом же доме княгиня поселила Прасковью Луполову (известную как Параша Сибирячка), прибывшую в Петербург искать милости у царской семьи для помощи ссыльному отцу. Татьяна Юсупова помогла организовать встречу с императрицей Марией Федоровной и помогла сделать эту историю известной во всей Европе.
Юсупова, как оказалось, была отличным управленцем. Она сама руководила имениями мужа и увеличила семейное благосостояние. Принадлежащие им дома сравнивали с настоящими дворцами, а находящиеся на территории парки могли соревноваться с царскими. Внутри можно было найти ценные собрания картин. В наследство от Потемкина она получила 18 миллионов рублей, но каждый год эта цифра увеличивалась. Многие обращались к ней за советами в финансовых вопросах. При этом сама княгиня жила скромно, не любила роскошь, всегда накрывала простой стол и платья носила до заплат. Другим Юсупова тоже в долг не давала и осуждала беспечность, которой так славились многие помещики. Кто-то даже, не стесняясь, называл ее скупой. Зато она никогда не скупилась на благотворительность, часто анонимно отправляла большие суммы пожертвований. Например, она помогла выкупиться крепостному поэту Слепушкину.
Настоящее удовольствие приносило Юсуповой коллекционирование драгоценных камней. В ее собрании, например, можно было найти легендарный бриллиант «Полярная звезда», серьги Марии-Антуанетты, алмаз Аль-дебаран, диадемы неаполитанской королевы и жемчужина Пелегрина. Многие из собранных ею сокровищ еще не одно поколение составляли важную часть имущества семьи Юсуповых.
Как отмечали современники, Татьяна Васильевна до конца своих дней «сохраняла знаменитые свои ум и шарм». Многие даже удивлялись, узнавая ее возраст. При этом она всегда боялась, что про нее позабудут после смерти и старалась во всем оставить след, даже просила ювелиров гравировать ее инициалы на некоторых драгоценностях. В пожилые годы она почему-то неожиданно стала появляться в новых дорогих нарядах. На вопрос, отчего такие перемены, она отвечала: «Вот умру, так что мои люди будут донашивать? Пусть уж в новом пощеголяют — меня лишний раз вспомнят». Говорили, что часть своих знаменитых драгоценностей она даже передала крепостным девушкам по наследству.
Она умерла в 1841 году и была похоронена в Александро-Невской лавре.