Полвека – это много или мало? Большое видится на расстоянии. Эта старая, проверенная временем и уже достаточно избитая истина, запущенная в оборот почти столетие назад Сергеем Есениным, как нельзя лучше подходит для характеристики альбома Led Zeppelin "Houses of The Holy". Конечно, их каждый релиз отличался от предыдущего, но пятая студийная пластинка, вышедшая на "Atlantic Records" 28 марта 1973 года (американский релиз – 18 марта), собрала по началу рекордно обильную порцию негатива.
Особо усердствовали в этом отношении американские СМИ. Так, вскоре после появления альбома на прилавках магазинов журнал "Rolling Stone" разразился жестокой на него атакой. Гордон Флетчер назвал "Houses of the Holy" одним из скучнейших и бестолковых альбомов года.
Не смотря на такую неоднозначную реакцию, "Houses of the Holy" добился коммерческого успеха, получив со временем сертификат "Diamond", пробился в топы чартов по всему миру, а последующий в 1973 году концертный тур группы по Северной Америке побил рекорды посещаемости, поскольку выступления неизменно проходили в переполненных больших аудиториях и на стадионах. "Houses of the Holy" стал третьим альбомом группы, возглавившим британские и американские списки альбомов, и только в США было продано более трех миллионов его копий.
Сегодня его обзоры со стороны музыковедов носят оценку в преимущественно восторженных степенях. "Houses of the Holy" наряду с "Physical Graffiti" называют любимым многие "цеппелиноманы", бережно лелея в своих фонотеках и воспроизводя в особых радостных случаях. Его значимость и культовый статус не оспариваются, а усомнившиеся подвергаются остракизму. И, кстати, со временем некоторые спорные треки альбома, например "The Crunge" и "D'yer Mak'er", стали очень популярны. Они, как минимум, демонстрируют исключительное жанровое разнообразие и широкие возможности музыкантов.
Альбом стал стилистическим поворотным моментом для группы. Композиция и продюсирование заложили основу для последующих релизов. Музыкальное наполнение альбома имело некоторое красочное "искромётное" свойство, звук был более ярким и живым, чем на любом из предыдущих альбомов Zeppelin. По словам биографа группы Дэйва Льюиса, "в то время как эффект "мозгового штурма" ранней эпохи теперь нивелировался, и, несмотря на отсутствие электричества "I" и "II", явного разнообразия третьего альбома и отсутствия классического статуса четвертого, "Houses of the Holy" обрёл, тем не менее, своё законное место".
Группа прочно закрепилась на вершине рок-музыки, но публика ожидала от них того же, что и раньше. Однако, в "Hoses of the Holy" Led Zeppelin показали всем, что хотят раздвигать собственные границы и развивать новые идеи, пусть и рискованные. Альбом в значительной степени отказался от тяжелого, мрачного блюз-рокового дисторшна их предыдущей музыки в пользу чистого, экспансивного рок-звучания, о чем свидетельствует более резкий и яркий гитарный тон Пейджа. Также, по мнению автора интернет-издания "Consequence of Sound" Кристофера Ленца, это был самый эклектичный в музыкальном плане из их альбомов.
И здесь можно согласится, добавив, что он был и самым экспериментальным. Ритмы свинга в "Dancing Days" и заигрывания с регги в "D'Yer Mak'er" и, соответственно, психоделической прогрессив-роковой музыкой "No Quarter" и "The Rain Song" – лишь часть примеров этого. Пит Проун называл его "разнообразной коллекцией рок-номеров, баллад, регги, фанка и рок-н-ролла в стиле 50-х".
Чтобы отметить 50-ю годовщину этой выдающейся пластинки, просто напомню ряд вещей, некоторые из которых вы могли не знать.
После совершенствования блюза и практически изобретения хард-рока на своих первых двух альбомах, Zeppelin замедлили темп с более интроспективным и фолковым "Led Zeppelin III". Следующий альбом, "Led Zeppelin IV" (как его чаще всего называют, ещё одно распространённое название – "Четыре символа"), должен был стать ответом критикам, которые считали, что бренд группы начинает перерастать саму музыку. "Led Zeppelin IV" был и остается идеальным хард-рок альбомом с зарождающимся прогрессив-роковым креном.
В начале 1972 года "Black Dog" из "Четырех символов" еще гремел в британских чартах синглов, а репутация группы была высока как никогда. Но всё равно журналисты раздражали аудиторию сюжетами про то, что группа балансирует на грани распада, с намёком на недовольство иерархией. На самом деле все эти истории были лишь накрученными слухами, как это всегда и бывает с медийными лицами такого масштаба. Обычно, такие вещи развеиваются "на раз" выпуском не менее значимой в творческом отношении, чем предыдущие, пластинки.
Led Zeppelin на тот момент, разумеется, уже были состоявшейся супергруппой, вне зависимости от того, нравилось это самим музыкантам или нет. Им везло во всём, всё получалось. Публика пожирала их альбомы и синглы миллионами штук. Билеты на концерты раскупались сразу, как только появлялись в кассе, "Цеппелины" делали все с невообразимым размахом. Сама энергия группы и её колоссальный успех завораживали музыкальную индустрию и при этом вызывали зависть и обиду. Случись чего – ответный удар не заставил бы себя долго ждать. Но на тот момент Led Zeppelin были королями рока, даже, казалось, более великими, чем Элвис или The Beatles.
Гастроли по Британии завершились в декабре 1971 года, и группа взяла тайм-аут до конца года. Требовалась пауза, и на 1972-й они не стали планировать слишком много концертов, чтобы провести время с женами и подругами. Плант и "Бонзо" взяли покровительство над группой Bronco, чей гитарист Робби Блант, являлся их общим приятелем. Джонс пребывал в лоне семьи (к тому времени у него было уже три дочери). Дома у него появилась студия, где он мог плодотворно работать.
В этом году на Темзе произошло наводнение, и Джимми, увидев, что его коллекциям редких гитар и артефактов в Пэнгборне угрожала опасность, срочно купил владение в Сассексе – "Пламптон Плэйс" с домом 18-го века. Верхний этаж можно было переоборудовать в студию звукозаписи, о чём он так долго мечтал. Домашняя студия использовала часть оборудования от "Pye Mobile Studios", которое использовалось для записи концертного альбома The Who's "Live at Leeds" 1970 года.
Очарование неброской природы Англии настроило музыкантов на сентиментальный лад. Ничто в провинции не напоминало о ревущих стадионах, переполненных озверевшими молодыми разъяренными фэнами. Джимми и Роберту для творчества было необходимо чувство неподдельной, чистой экзальтации. Группа собиралась приступить к работе в середине февраля, дав первый концерт в Сингапуре по дороге в Австралию и Новую Зеландию. Репетиции и работа над новым альбомом начались раньше – в январе 1972-го в лондонской студии "Olympic" и продолжились в феврале в нью-йоркской "Electric Lady", где в свое время записывался Джими Хендрикс.
После гастролей в Австралии Джимми и Роберт решили поехать в Индию. Поездка в Бомбей преследовала цели ознакомления с настоящей восточной музыкой и соединения западных и восточных мелодий, о чём долгие годы мечтали музыканты Лед Зеппелин. Используя связи музыкального мира, они отзвонились местным музыкантам и собрали совместные сейшены. Индийские джемы произвели на свет англо-карнатические версии некоторых песен, но они так и не обработали материал. Как объяснял Плант:
"Это был просто эксперимент, мы проверяли – насколько будет легко соединить индийскую музыку с нашими идеями. Выяснилось, что индийским музыкантам трудно осознать западный подход к музыке... Мы обнаружили, что желаемую музыку сможем играть лишь в будущем".
"Старгровз"
В мае из Нью-Йорка прилетел звукорежиссёр Эдди Крамер, известный по работе со множеством звёзд, среди которых были The Rolling Stones, The Kinks, Дэвид Боуи и Джими Хендрикс. Решено было опять, как и при работе над "Zeppelin IV" годом ранее, использовать мобильную студию группы The Rolling Stones, поскольку это был приятный опыт. А так как поместье "Хэдли Грандж" в Восточном Хэмпшире было на этот раз уже занято, заехали в "Старгровз" – деревенскую усадьбу Мика Джаггера.
Заехали не с пустыми руками. Некоторые песни с альбома изначально были опробованы на предыдущих сессиях, например, "No Quarter" впервые была сыграна ещё во время сессий в поместье "Хэдли Грандж". Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс прибыли из своих домашних студий с полными композициями и аранжировками. Так Пейдж смог представить полную аранжировку "The Rain Song", включая нестандартные настройки гитары и разнообразную динамику, и "Over the Hills and Far Away", включающую несколько гитарных партий. Тем временем Джонс разработал новую оркестровку "No Quarter".
Как только группа обосновалась в "Старгровз", они вместе сочинили остальные песни на джем-сейшнах. Работа в "Старгровз" представляла собой просто эксперимент. Собравшись в загородном доме Мика Джаггера, группа решила дать волю дикой смеси рока, прога, фолка, фанка, регги, ду-вопа и всего остального, что могло прийти на ум. Крамер любил вспоминать те "старгровские сейшены":
"Они были великолепными, вдохновенными и прекрасными. Каждый из "Цеппелинов" действовал уверенно и чувствовал себя счастливым. Общее настроение было отличным. У меня очень хорошее зрение, и из окна студии я видел четырёх людей, плясавших в каком-то едином порыве на лужайке после первого воспроизведения "Dancing days". Этими людьми были Роберт, Бонзо, Джонси и Джимми. Так они выражали чувства по поводу записи неотразимой вещи".
Конечно, именно Джимми Пейдж являлся лидером группы, он использовал различные виды усилителей, чтобы разнообразить колорит гитарного звука. Но стиль Пейджа был настолько неясным и устремленным в перспективу, что каждый мог дополнить его своими собственными идеями. "No Quarter" показала их страсть к тайнам и драматургии. Джимми позволил Джону Полу Джонсу большое отклонение от курса для того, чтобы разнообразить тона в этой композиции. В "The Rain Song" Джон Пол самостоятельно создал пышную аранжировку на меллотроне, звучавшую, как целый симфонический оркестр. А Джон Бонэм продемонстрировал свои таланты как автор в "The Ocean".
Отдельные композиции
"The Song Remains The Same"
Альбом открывался со звенящих гармоничных гитар в "The Song Remains The Same" – первой из четырёх решительно оптимистичных песен Пейджа и Планта, на которых построен весь фундамент. "The Song Remains The Same" задумывалась как полуакустическая инструментальная композиция – этим и объясняется такое длинное интро. Рабочим названием песни, кстати, было "The Ouverture", то есть "Увертюра".
После того, как Роберт Плант добавил текст песни под впечатлением от очередного тура, она была временно известна как "The Campaign", пока наконец не придумалось известное всем название. Группа впервые исполнила эту песню вживую во время своего японского турне. Пейдж вспоминал:
"У меня был собран весь начальный материал, и Роберт предложил разбить его на перерывы в середине. После того, как мы поняли, что собираемся разбить её на части, песня была собрана за один день".
Пронзительный вокал Планта был усилен Пейджем в студии, звон гитар был спёрт с начальных аккордов песни Yardbirds "Tinker, Tailor, Soldier, Sailor" с альбома "Little Games", где авторами значились Пейдж и ударник Джим МкКарти, и был доведён до такого предела, что начал походить на звук ситара или тамбуры. А искусственно усиленный до столь высокого регистра вокал Планта также отдавал восхищением индийскими инструментами и вокальным искусством.
"The Rain Song"
Прекрасная мелодичная композиция, тихая и неброская, как будто звучит в лобби отеля. Джимми Пейдж первоначально сочинил мелодию этой песни у себя дома в Пламптоне, где он недавно установил студийный микшерный пульт. С рабочим названием "Slush" – отсылкой к его легкой для прослушивания имитированной оркестровке, Пейдж смог создать законченную аранжировку мелодии, для которой Роберт Плант написал слова.
Плант оценивает свое вокальное исполнение на треке как одно из лучших. Сочиняя этот монолог о переменчивых настроениях любви, Плант явно пребывал в грустно-романтичном духе. "Вот весна моей любви", – еле выдыхает он, ему вторит нежная акустическая гитара Пейджа. Джон Пол Джонс добавил в аккомпанемент экзотическую текстуру с нарастающим оркестровым звуком своего только что приобретенного меллотрона.
В финале песни звучит фраза: "На нас на всех прольется дождь". Говорят, что песня родилась после общения с Джорджем Харрисоном, внезапно оказавшимся большим фанатом Led Zeppelin. Харрисона поразило, что "Цеппелины" играли на сцене по 3 часа, поскольку самый длинный "битловский" концерт шёл примерно 30 минут. Из воспоминаний Пейджа:
"Однажды вечером Джордж разговаривал с Бонзо и сказал ему: "Проблема с вами, ребята, в том, что вы никогда не исполняете баллады". Я сказал: "Я сделаю ему балладу", – и написал "The Rain Song"... На самом деле, заметьте, что я даже цитирую его "Something" в первых двух аккордах песни".
Однако существуют некоторые разногласия по поводу того, что именно и кем было сказано. Как бы то ни было, Пейдж и Плант "приняли вызов", брошенный комментарием Харрисона, и группа создала "семь минут изысканной душевной боли". "The Rain Song" играли на концертах с 1973 по 1975 год сразу после "The Song Remains The Same", представляя песни в том же порядке, в каком они появились на альбоме, а к концу "цеппелиновской" карьеры её стали давать сольным номером.
Знаменитый музыкальный продюсер Рик Рубин сказал о "The Rain Song":
"Я даже не знаю, что это за музыка. Это не поддается классификации. В гитаре такие продуманные со вкусом, красивые детали, и ощущение триумфа, когда вступают барабаны – это грустно, угрюмо и сильно одновременно. Я мог бы слушать эту песню весь день. И это был бы хороший день".
"Over the Hills and Far Away"
Джимми Пейдж и Роберт Плант написали песню в 1970 году в "Брон-Эр-Айр" – небольшом коттедже в Уэльсе, где они остановились после завершения изнурительного концертного тура по Северной Америке. Первоначально она называлась "Many, Many Times".
Отрывистый ритм разрубает эту занятную вещицу с невнятной кодой. Всё оживает, когда барабаны Бонэма толкают Планта: "О, леди, у тебя есть любовь, такая мне и нужна". Звучит множество приятных фолковых гитар. Основная тема завораживает, но никак особенно не развивается. Пейдж играет вступление на шестиструнной акустической гитаре и повторяет тему в унисон с 12-струнной акустической гитарой. Это ведёт к секции, которую ведёт электрогитара со всей группой.
После финального куплета ритм-секция затихает, постепенно заменяясь эхом, отдающимся от электрогитары Пейджа, и несколькими аккордами, сыгранными Джонсом на клавинете. По словам Планта, сперва придумали партии инструментов, потом он сочинил лирику. Оказалось, что некоторые мелодические линии ему трудно спеть, зато он получил возможность окунуться в свою любимую кельтскую мифологию.
В мае 1973 года "Over the Hills and Far Away" выпустили в Америке синглом – она не попала даже в "Топ-50", заняв 51-ю позицию. Ещё до выхода альбома песня звучала на концертах в ходе американского турне 1972 года.
В последние годы песня получила большее признание. Эндрю Унтербергер из "Spin" в 2014 году назвал "Over the Hills and Far Away" лучшей песней Led Zeppelin, написав, что она "наилучшим образом демонстрирует практически всё, что группа делает хорошо: незабываемый и невозможно уловимый вступительный рифф, жизнеутверждающий переход от акустики к электричеству, постоянные смены тона и динамики, пронзительное соло с двойной кульминацией, безупречное взаимодействие гитары, баса и барабанов, неподражаемый визг Планта и великолепную коду".
"The Crunge"
Песня появилась случайно. Бонэм играл некий фанк-ритм в студии, и звукоинженер Джордж Чкианц спросил: "Качать готов?" Тут Джонс вступил на басу, а Пейдж начал в стиле гитариста Джеймса Брауна – Джимми Нолена – импровизировать фанковый гитарный рифф и последовательность аккордов, с которыми он экспериментировал с 1970 года. Получился спонтанный шарж на Брауна. Плант добавляет такой вокал, в котором отражается манера всех его любимых певцов – от Отиса Реддинга до Уилсона Пикета, а в конце произнёс слова Отиса из "Mr. Pityfool": "Где этот проклятый мост?".
То есть они все играли так, как будто они не Zeppelin, а какая-нибудь кавер-группа. Песня превратилась в фанк-пародию. Но поскольку они все-таки Led Zeppelin, то добавили свою "фишку" – танцевальный ритм, под который невозможно танцевать. У Планта здесь какой-то хипстерский тембр, а гитары все время сталкиваются и путаются. Между тем, группе так понравилась идея танцевальной песни, что они даже захотели поместить на конверте альбома схему "па", описывающую, как двигаться в этом ритме, который каждые несколько тактов скачет с сильной доли на слабую. Но воспроизвести такое было бы ещё сложнее, чем дизайн каталога семян на третьем альбоме.
Чтобы добиться характерного звучания а-ля Джеймс Браун, Пейдж сыграл на "Fender Stratocaster". Слышно, что в конце каждого такта он ослабляет рычаг-вибрато. Джимми рассказывал:
"Бонзо начал играть грув "The Crunge", потом Джон Пол Джонс вступил с этой нисходящей басовой линией, а я просто прибавил ритм-гитару. Слышно, как мы там веселимся".
Полностью песня на концертах никогда не исполнялась, но в 1975 году в лос-анджелесском "Форуме" Пейдж вбросил несколько тактов из риффа "The Crunge", а Плант соединил их с реальной песней из репертуара Джеймса Брауна.
"Dancing Days"
Один из самых сильных треков альбома, с волшебной извилистой мелодией, "Dancing Days" объединяет рок-н-ролл и ориентальную мелодику. Песня написана под вдохновением от некой индийской мелодии на странном инструменте – такое музыканты услышали в Бомбее. На Планта вообще сильно повлияла индийская музыка, которую он часто слышал в Бирмингеме, в районе, где жила его девушка.
В песне Роберт демонстрирует загадочно-сдержанную манеру пения: тянет одну ноту, гипнотизируя слушателя несколько куплетов. Опять возникло это "проклятие скрипящей педали у бочки" – как в "The Rain Song" и "Over The Hills And Far Away", опять никто ничего не заметил во время записи, хотя до того песню исполняли живьем несколько раз. Но это, конечно, самая маленькая проблема на треке, который многие поклонники считают странно-трогательным.
Песня записана в "Старгровз", смикширована в "Electric Lady", в Нью-Йорке. Эдди Крамер вспоминает, что, окончив запись и включив готовую песню, Пейдж и Плант стали от радости танцевать друг с другом на лужайке. А Крамеру во время её записи пришлось перетерпеть кучу розыгрышей и шуток. Например, он как-то развлекал у себя в спальне новую подружку, а к нему в окно все время лезли роуди. Под утро девушка в панике бежала.
"Dancing Days" – первый трек альбома из "Houses Of The Holy", который отдали на радио. Премьера состоялась 24 марта 1973 года в программе Би-Би-Си Радио-1 "Rosko lunch time show". Эта отменно сыгранная "угловатая" песня сильно выигрывает, если слушать ее на CD, а не на виниле: расслабленный вокал Планта, не похожий на себя, на компакт-диске звучит гораздо чище.
Как и "Over the Hills and Far Away", "Dancing Days" была представлена группой на концерте задолго до его коммерческого релиза. Самое раннее задокументированное упоминание о концерте относится к 19 июня 1972 года в Сиэтле, где песня была исполнена дважды: один раз во время основного сета и еще раз на бис. Затем она часто исполнялась в течение оставшейся части этого тура, и её версия появилась на концертном альбоме "How the West Was Won". Однако с выходом пятого альбома "Dancing Days" в значительной степени была исключена из концертов.
"D'yer Mak'er"
Название песни представляет собой игру со словом "Ямайка", произнесенным с английским акцентом. Они его спёрли из старой эстрадной шутки. Песня была задумана как подражание регги и его производному жанру – "дабу", появившемуся на Ямайке в начале 70-х годов, и была сделана на репетициях в "Старгровз", когда барабанщик Джон Бонэм начал с ритма, похожего на ду-воп 50-х, а затем изменил его на слегка сбитый темп, в котором и проявилось влияние регги. Характерный звук барабанов был создан путем размещения трёх микрофонов на приличном расстоянии от барабанов Бонэма.
Считается, что регги-ритм, в котором "Цеппелины" играют песню, вообще-то их не достоин. Не потому, что это регги, а потому, что они играют по-роковому тяжело там, где надо свинговать и "пружинить". Я бы не был столь ортодоксален, любые эксперименты надо только приветствовать. И потом, это ведь не чистокровное регги.
Роберт Плант всегда интересовался разными стилями разных народов. И ему показалось, что выпустить такую песню синглом – большой прикол. Промо-копии сингла разослали по радиостанциям, потом напечатали коммерческий тираж с "The Crunge" на обратной стороне, и в ноябре 1973 года песня добралась до 20-й строчки хит-парада "Billboard Hot 100". То есть Плант был прав, а критики – нет. "Цеппелины" снова показали, что их творчество опережает время.
Как и "The Crunge", песня никогда не исполнялась на концертах, хотя Плант пел пару строк в попурри. Позже он отметил, что критики приняли песню слишком серьёзно, и признал, что она – не настоящий регги:
"Играть регги умеют только ямайцы. Бледнолицым не дано".
"No Quarter"
После несколько спорных треков происходит возвращение к высокому музыкальному качеству в прогрессив-роковом ключе. Цельным "No Quarter" сделал Джон Пол Джонс, взявший бразды правления в свои руки. Его жутковатый синтезатор и фортепиано задают такое настроение, в котором таланты Роберта Планта проявились в полную силу. "Закрой дверь, погаси свет", – поёт он загадочно, голосом, словно пропущенным через какую-то электротёрку. Позже слушателя предупреждают: "Псы обреченности воют и воют, всё больше и больше, бог Тор насылает холодные ветра, пора надевать теплое белье или, по крайней мере, верную блестящую сталь".
Название песни происходит от военной практики не проявлять милосердия к побежденному противнику и от храброго поступка не просить пощады, когда побеждён. "No Quarter" – это фраза пиратов, её часто произносил Джон Сильвер. Фразу очень любил покойный Кит Мун.
Интересная аранжировка. Множество напряженных пауз. Атмосферные клавиши Джонса спасают остальную часть альбома. Присутствует даже джаз-роковый грув, но всё равно не покидает чувство, что это что-то не вполне "цеппелиновское". Нет стержня, четкого направления, будто все музыканты реализуют свои идеи по отдельности.
Версия для "Houses of The Holy" была записана в 1972 году в "Island Studios", Лондон. Энди Джонс спроектировал трек и смикшировал его в "Olympic Studios". Он возник из более быстрой версии, которую Led Zeppelin записали ранее в "Хэдли Грандж" на сессиях "Led Zeppelin IV".
Интересно наблюдать какую метаморфозу приобрела композиция после того как Джонс её тщательно проработал в своей домашней студии и представил свои идеи коллегам по группе, а те развили их в гипнотический, полный магии трип. Имеется раритетная версия 1970 года, просто сравните. Другой темп и ритм, другие акценты, нет пока ещё риффа, а Плант поёт словно в школьном ансамбле – невнятно и пока без слов.
Джимми Пейдж применил "vari-speed", чтобы сделать всю песню полутоновой, придать ей более насыщенное настроение. В дополнение к изменению высоты звука, альбомная версия содержала очень сильно сжатый гитарный трек, придающий ему уникальный для Led Zeppelin тон. Эффект гитарного соло был достигнут путем непосредственной подачи и компрессии.
"The Ocean"
Авторство основной темы отчасти приписывается Джону Бонэму, но у лирики Планта есть свое личное содержание. "Теперь я пою свои песни девочке, которая покорила мое сердце", – это он про дочь, трёхлетнюю Кармен. "The Ocean" насыщена вулканизмом и взрывами, гитарными наслоениями и конструкциями над акустической мощью. Под "океаном" понимаются неизгладимые впечатления Роберта от разгоряченной толпы юнцов, которые раскачивались и кружились напротив сцены, как волны во время приливов и отливов.
Хрипловатым голосом Бонэм отсчитывает с угрозой: "Четыре уже сделали, теперь приготовились, снова 1,2,3,4". Но вообще-то, наверное, ничего такого страшного он не имеет в виду – просто четыре здесь – уже выпущенные альбомы Led Zeppelin.
"The Ocean" отмечает возврат группы к великолепной форме крепкого состава единомышленников. Гитарный рифф резко дёргается. Несколько тактов страшноватого "ла-ла-ла" придают вокалу что-то эльфийское. В некоторых частях песни слышится изумительно вдохновенная игра, в частности, приджазовое гитарное соло Пейджа, которое Плант встречает возгласом "Вот здорово!"
Когда группа ударяется в свинговый темп, просто физически ощущаешь радость. "Распевать песни, пока ночь не превратится в день", – заливается Плант во время исполнения песни, которую он всегда посвящает публике. Песня заканчивается "секвенцией рок-н-ролла 50-х", дополненной "ду-вопом", которая не имеет никакого отношения к предыдущей части. Только такие заводные вещи и должны присутствовать на альбоме.
Группа была настолько продуктивна в то время, что много хорошего материала пришлось отложить до лучших времён. Однако сам Джимми Пейдж говорил, что до прибытия в "Старгровз" группа мало что спланировала:
"Когда мы туда приехали, готовых конкретных идей у нас не было. Вопрос был просто в том, чтобы собраться всем вместе и дать идеям выйти наружу. У нас, мне кажется, вообще никогда не было периодов застоя".
Стоит отметить, что сейшены в "Старгровз" создали вещи, не вошедшие в данную пластинку, но попавшие в следующий альбом – "Physical Graffiti": "Black Country Woman", "The Rover" и "Houses of the Holy". Причём, последняя всё же послужит названием для текущего альбома. Была и другая запись – "Walter’s Walk", звучащая с необычайной скоростью. Бонзо здесь играл агрессивно и свирепо... И вдруг, приходит мелодия Пейджа, неожиданная, как ночное письмо. Эта песня обнаружится позже на альбоме "Coda".
Было ещё несколько неясных ритм-мелодий различного качества. Позже, когда группа прослушивала воспроизведение "старгровских" песен и композиций в своей обычной лондонской лаборатории – студии "Olympic", они поняли, что не так уж и довольны качеством полученного звука, как это было после записи в старом доме "Хэдли Грандж". Несмотря на то, что для записи использовалась та же студия "роллингов", саунд нового альбома получился не столь ярким и цельным, как на "Четырех символах". В новом помещении не было тех усиливающих звук коридоров и прихожих, и никаких призраков. Как бы то ни было, в альбоме есть сильные места.
Много месяцев будет потрачено на монтаж и аранжировку в Лондоне и Нью-Йорке. А обычные уже споры с лейблом вокруг необычного конверта диска отложат его выпуск до следующего года.
Обложка
Снова на конверте нет названия и вообще крайне мало информации. Название альбома, "Houses of the Holy", появляется только на внутреннем конверте, в котором лежит пластинка. Конверт – "гейтфолд", на лицевой и оборотной стороне которого фото обнаженных детей, карабкающихся по камням "Дороги гигантов" в Северной Ирландии. Это место было выбрано раньше, чем альтернативное в Перу, которое также рассматривалось. В фотосессии приняли участие юные Стефан и Саманта Гейтс.
Внутри на развороте – ещё одна обнаженная фигура, которая держит обнаженную девушку у разрушенного замка в луче света. Эту жутковатую сцену сфотографировал Энди Пауэлл из дизайн-студии "Hipgnosis", команды, которая оформляла, в частности, "The Dork Side of the Moon" группы Pink Floyd.
Обложка "Домов святого" была вдохновлена романом Артура К. Кларка "Конец детства", где автор создал нечто столь же мистическое, как и пластинка. Книга 1953 года рассказывает о мирном вторжении инопланетян на Землю странными "Повелителями", чье прибытие на планету положило начало эпохе кажущейся утопии под их правлением.
В 1974 году альбом был номинирован на премию "Грэмми" в категории "Лучший альбомный конверт". Обложка в 2003 году заняла 6-е место в списке "50 величайших обложек альбомов" по версии "VH1". Сегодня за его изображение зачастую банят соц.сетях, и я не удивлюсь, если этому примеру последует и наш любимый "Дзен".
Что интересно, изначальный дизайн, который предложили в "Hipgnosis", был менее вызывающим. Торгерсон принёс Джимми Пейджу картинку с изображением теннисного корта и ракетки. Пейдж спросил, что сие означает, на что дизайнер ответил: "Ракетка – это "рок", понял?" Пейдж сильно обиделся: "Это было грубое оскорбление".
Переиздания
Альбом переиздавался несколько раз. Последний релиз альбома с новыми миксами состоялось 27 октября 2014 года , в комплекте с "Led Zeppelin IV", переизданием которых занимался лично Джимми Пейдж. Релиз состоялся в шести форматах: стандартный компакт-диск, двухдисковая делюкс-версия, стандартная виниловая версия, двухвиниловая делюкс-версия, супер-делюкс версия и цифровая версия с альтернативным миксам каждого трека и роскошным буклетом.
В 2003 году в журнале "Rolling Stone" поставили "Houses of the Holy" на 149-е место в списке "500 величайших альбомов всех времен". В пересмотренном списке 2012 года он был переведен на 148-е место, а в 2020 году – на 278-е место. Впрочем, у каждого из нас своя версия "лучших".
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: