Найти тему
Old school dude

"The Dark Side of the Moon" полвека спустя. Ряд фактов, о которых вы могли не знать

Оглавление

Пять десятилетий назад, ранней весной 1973 года в местном летоисчислении, в небольшой периферийной системе одной Галактики, на третью от Солнца планету внезапно снизошла благодать. Населявшие её разумные существа – как они себя самонадеянно считали – только недавно закончившие глобальные братоубийственные ристалища, изрядно сократившие их численность на планете, уже начали предаваться рефлексии в поисках ответов на вечные, как им казалось, вопросы: о смысле своего существования, предназначении человека, неизбежной энтропии отчуждения и безумии саморазрушения.

Самые нестандартно и глубоко мыслящие из них наряду с техническим прогрессом во главу всего ставили гуманитарные аспекты. Надо отметить, что для услаждения своего бытия на планете среди населения сформировалась традиция ритуально внимать комбинациям звуковых колебаний разной частоты, тембра и ритмического рисунка. Они называли это музыкой и отводили ей благоговейную, чуть ли не религиозную роль. Это было древнее искусство, с помощью которого человек мог выразить свои чувства и мысли.

И как раз именно в ту эпоху происходил бурный всплеск развития её разных форм. В сочетании с ритмичным метафоричным вербальным изяществом изложения идей – поэзией – это сливалось в сложные композиции, заставлявшие человеков не только ритмически двигаться в такт звукам, но и радоваться, смеяться, гневаться, а порой и философски размышлять об окружающем их мире, обществе себе подобных и своей внутренней природе.

Создатели таких опусов приобрели у населения планеты культовый статус, их превозносили, им благоговейно внимали, с радостью поглощая эмонации созданных ими произведений. Разные продвинутые эксперименты с использованием изощрённых технических средств как при звукоизвлечении, так и при записи в студии в совокупности со сложными многоплановыми формами породили в ходе эволюции особый жанр – "прогрессивный рок", и это была высшая на тот момент форма развития популярной музыки.

К данному периоду такой жанр, хоть и не был пока ещё мейнстримом, но всё более и более увлекал созидателей на ниве музыкального самовыражения – рок-группы. Особо им пришёлся по душе концепт – музыкальное произведение формата альбома с набором отдельных номеров, совокупной длительностью более получаса, объединённых какой-либо квази-идеей.

И был на острове Британия квартет Pink Floyd, основанный в 1965 году однокурсниками по архитектурному факультету Лондонского политехнического института – Ричардом Райтом (клавишные, вокал), Роджером Уотерсом (бас-гитара, вокал), Ником Мейсоном (ударные) и их другом из Кембриджа Сидом Барреттом (вокал, гитара). В конце 1967 года к четвёрке музыкантов присоединился поющий гитарист Дэвид Гилмор. Он заменил страдавшего в то время от зависимости Барретта.

Pink Floyd. Фото из открытых источников
Pink Floyd. Фото из открытых источников

Парни вначале изыскивали новаторские музыкальные авангардистские формы в психоделии, выпустив несколько альбомов и записав саундтреки к паре экспериментальных фильмов. На пятом своём студийном альбоме "Atom Heart Mother" в 1970 году они рискнули дополнить композицию хоральными и оркестровыми партиями, продемонстрировав, что чётко следуют самым передовым музыкальным тенденциям. Их последующий интеллектуальный релиз 1971 года, "Meddle", утвердил их значимой величиной в прогрессивном роке. Они создали себе звучное имя в андеграундной среде, но широкой в мировом масштабе популярности ещё не обрели.

И вот запал им навязчивой идеей этот самый концепт – хоть стой, хоть падай. В период между выпуском "Meddle", состоявшимся в ноябре 1971 года, и перед запланированным на середину января 1972 года концертным туром по Великобритании у музыкантов Pink Floyd появилось свободное время для работы над новым музыкальным материалом. Главный креатор, Роджер Уотерс, уже работал над очертаниями концептуального альбома.

У него имелись кое-какие идеи, несколько песен на стадии развития – у "Time", к примеру, уже был куплет и припев, хотя текст пока что отсутствовал. Ещё он предложил песню "Breathe", написанную им для другого проекта. Кроме того, Роджер создал необычный басовый рифф размером в 7/8 (основа будущей песни "Money"), который казался весьма радикальным.

Помимо песен Роджера было несколько фрагментов с более ранних репетиционных сессий, а также некоторое число более-менее законченных композиций. Так у Рика Райта в почти готовом виде имелась пьеса "The Violent Sequence", мотив которой стал основой для будущей песни "Us and Them". Однако пока не существовало связной темы, которая помогла бы Уотерсу развить свои первоначальные разработки. Когда Сид в 1968 году покинул группу, на Роджера легло основное бремя ответственности за написание большинства текстов песен, а Дэвид и Рик над ними работали лишь изредка. Как вспоминал Ник Мейсон:

"Дискуссии, в результате которых на свет явился альбом "The Dark Side Of The Moon", состоялись на собрании группы, проходившем за кухонным столом у меня дома на Сент-Огастин-роуд, что в Камдене. Это было довольно необычно: хотя мы виделись каждый день на студии или в дороге, для сосредоточения на следующем проекте нам требовалась другая окружающая среда, и мы это почувствовали.
Пока мы разговаривали, тема стресса проходила как общая нить, хотя в то время никакой особой тревоги мы не испытывали: по сути, тогда шел один из наиболее стабильных периодов нашей жизни. Однако, несмотря на такую спокойную жизнь, мы составили целый список трудностей и напрягов современной жизни, которые оказывали на нас особенно заметное воздействие".

Идея, проходящая сквозной линией через всю пластинку, Роджеру была теперь понятна. За основу нового проекта он предложил взять те явления современной жизни, которые "сводят людей с ума", взяв за основу их собственный опыт. Сообща в ходе обсуждения составили следующий список: цейтнот, длительные поездки, боязнь полёта, соблазн денег, страх смерти, умственное напряжение на грани безумия и прочее в том же ключе. Приняв всё это, Роджер Уотерс приступил к сочинению текстов песен. Впервые стихи для всех песен альбома было доверено написать одному участнику группы, даже если он не являлся автором музыки к той или иной композиции.

Не спешили, исходя из грандиозности замысла, однако постепенно всё оформилось в довольно симпатичное полотно, которое дополнительно ещё расцветили инновационными студийными техническими решениями. Музыка оказалась достаточно новой, чтобы прозвучать свежо. Атмосфера цивилизованной утонченности не навевала определенный интеллектуальный снобизм. Музыкальное качество самих композиций, в первую очередь обеспеченное гитарой и голосом Дэвида, а также клавишными Рика, установило яркий фундаментальный саунд Pink Floyd.

Альбом содержал по-настоящему сильные, яркие песни. Общая идея, которая эти песни связала, нашла универсальный отклик в массах и по-прежнему продолжает захватывать воображение. Тексты очень глубоки, и они несут в себе резонанс, на который люди с легкостью откликаются. Кроме того, они достаточно просты и ясны, чтобы их понял слушатель, недостаточно хорошо владеющий английским языком.

В мгновение, словно по мановению взмаха волшебной палочки, Роджер Уотерс, Рик Райт, Дэвид Гилмор и Ник Мейсон приобрели репутацию новоявленных мессий и провидцев. И "флойдомания" не только шумно разродилась, но и с пандемической скоростью разнеслась по планете. Как я уже писал, на Землю снизошла благодать...

А теперь о некоторых фактах, которые вы могли не знать.

"The Dark Side of the Moon" . Фото из открытых источников
"The Dark Side of the Moon" . Фото из открытых источников

Музыка и тексты для всего альбома были написаны в течение семи недель в 1971 году, когда Pink Floyd готовились к гастрольному туру, который должен был начаться в январе 1972 года. Музыканты спешили, поскольку они отчаянно возгорелись идеей представить в нём уже весь новый материал и обкатать его на аудитории. Так что, по большому счёту, это всё было написано для тура, а не для альбома.

Группа репетировала на складе в Лондоне, принадлежащем The Rolling Stones, и в Лондонском "Rainbow Theater" на Финсбери-парк. Оборудование, которое включало новые динамики, акустическую систему, 28-канальный микшерный пульт с четырехканальным квадрофоническим выходом и изготовленную на заказ осветительную установку, перевозилось на трех грузовиках.

Шоу "Dark Side of the Moon: A Piece for Assorted Lunatics" было показано для собравшейся прессы 17 февраля 1972 года в "Rainbow Theater", более чем за год до его студийного выпуска, и оно было восторженно встречено критиками. Майкл Уэйл из "Таймс", к примеру, описал произведение как "вызывающее слезы на глазах". Для рядовых же зрителей его впервые представили 21 января 1972 года в Портсмуте. Новый материал исполнялся в том же порядке, в котором он и был в итоге записан на альбоме. Отличия заключались в отсутствии синтезаторов в таких треках, как "On the Run", а также в том, что вокал Клэр Торри в "The Great Gig in the Sky" был заменён на чтения из Библии.

Однако, лирика к заключительной композиции "Eclipse" не была написана до восьмого концерта тура, когда музыканты Pink Floyd, наконец, поняли, как же вся эта музыкальная сюита должна заканчиваться. Предварительным названием песни во время концертных исполнений в 1972 году и во время студийной работы было "End – All That You". Ник Мэйсон так описывал её постепенное преображение:

"Последний трек, "Eclipse", представлял собой вещь, в которую еще до записи колоссальный вклад внесли "живые" выступления. Первоначальным версиям "Eclipse" недоставало настоящей динамики, однако с постепенным развитием на сцене – где нам всякий раз требовалось заканчивать эту вещь на все более величественной ноте, – она приобрела достаточную мощь для того, чтобы составить подходящий финал".

"Флойды" никогда не стеснялись перерабатывать стоящий неиспользованный материал. Если "Us And Them" произошла от трека Райта "The Violent Sequence", записанного в 1969 году для саундтрека к фильму Микеланджело Антониони "Zabriskie Point", но не включённого в него режиссёром, как "слишком грустного", то "Breathe" возникла в результате совместной работы Роджера Уотерса и Рона Гисина для саундтрека к фильму 1970 года "Тело", а музыка для "Brain Damage" была позаимствована из альбома 1971 года "Meddle".

Обрывки разных фраз, разбросанные по альбому, записали за один вечер как раз перед окончательной сборкой альбома. Идею внедрения в альбом фрагментов речи высказал Роджер, и через полчаса изобрели способ, посредством которого это можно было осуществить. Роджер набросал список вопросов о безумии, насилии и морали, их записали на карточках. Затем перевернули эти карточки и разложили их на музыкальной стойке.

Далее в студию стали приглашать всех, кого только смогли найти в комплексе "Abbey Road": членов дорожной бригады, звукооператоров, других музыкантов, которые тоже там записывались, – в общем, всех, кроме самих членов группы Pink Floyd. Приглашенных просили сесть на табурет, прочесть про себя выбранную наугад карточку, а затем просто дать свой ответ в микрофон.

Пол Маккартни со своей группой Wings, работавшие тогда в одной из студий "Abbey Road" над альбомом "Red Rose Speedway", тоже согласились дать свои комментарии. Линда и Пол вели себя осторожно, очень сдержанно, и "Флойды" не стали использовать их запись. Ник Мэйсон так это объяснял:

"Должно быть, у нас существовало очень ясное представление о том, что мы хотим получить, ибо в ином случае сложно представить, как мы решились отвергнуть два столь знаменитых голоса".

После записи монологов наступил черед монтирования затуханий звука. В доцифровую эпоху эпизоды, когда одна вещь затухает по мере того, как другая всплывает, все еще были чертовски сложным маневром. Пришлось прикатить со всех концов здания гигантские магнитофоны и подключить их к микшеру. Поскольку затухания обычно также включали в себя семи-или- восьмифутовые петли, потребовался целый лес микрофонных стоек в качестве временных подставок, чтобы эти самые петли не запутывались.

Магнитофоны останавливались и снова запускались, пока дрожащие руки возились с микшерными потенциометрами. Важность всей этой синхронизированной командной работы состояла в том, чтобы получить правильные уровни для одного заканчивающегося трека и начинающегося другого, пока все звуковые эффекты в свою очередь затухали и всплывали. Как только переход оказывался успешным образом достигнут, он вставлялся в главную пленку.

Алан Парсонс и Pink Floyd в студии. Фото из открытых источников
Алан Парсонс и Pink Floyd в студии. Фото из открытых источников

Командовал всем Алан Парсонс. Его заслуга в звуковом насыщении альбома в целом была очень велика, однако окончательный микс всё же делал не он. Дело в том, что незадолго до этого финального шага "Флойды" пригласили его стать звукооператором следующего альбома, предложив не очень большие деньги, и он, к их изумлению, отказался, покинув студию, чтобы начать формировать собственный проект – группу The Alan Parsons Project.

На финальную стадию производства во второй половине февраля пригласили Криса Томаса, некогда работавшего над битловским "White Album" в качестве ассистента Джорджа Мартина. При этом сами "Флойды" выступили как известный квартет в басне Крылова. Стремясь к простоте, Дэвид и Рик отдавали предпочтение чисто музыкальным решениям, тогда как Ника с Роджером тянуло к экспериментам с балансом инструментов, а также к более широкому использованию немузыкальных элементов.

Кроме того, Дэвид любил эффект эха, а Роджер склонялся к тому, чтобы звук был суше. Конфликтов еле удалось избежать: не имея особых предубеждений, Крис просто сделал так, как ему показалось правильным. Тот факт, что Алан и Крис сообща сумели выйти на звуковой финиш, который даже пятьдесят лет спустя отличается поразительно хорошим качеством, является явным свидетельством их высокого звукооператорского искусства.

В ходе репетиций альбом решили назвать "The Dark Side of the Moon" и Pink Floyd использовали это название в ранних своих выступлениях, однако позднее обнаружили, что альбом с таким же точно названием выпустила фолк-блюзовая группа Medicine Head. Они его так проименовали по названию песни альбома, которую группа выделила как сингл. В связи с этим музыкантам Pink Floyd пришлось поменять имя своей пластинки на "Eclipse", но после того, как выход диска Medicine Head остался незамеченным, группа вернулась к первоначальному варианту названия. Гилмор вспоминал:

"Он у них плохо продавался, поэтому мы подумали: "Какого тогда черта…""

Не является секретом, что зрители не очень жалуют слушать на концертах новый для них материал. А вот Pink Floyd полностью исполнили весь "The Dark Side Of The Moon" не менее 87 раз до его релиза в марте 1973 года, а всего – 171 раз. Они впервые в оригинальном составе полностью исполнили всю сюиту в Портсмуте 21 января 1972 года (по другим источникам – 20 января в клубе "Dome" в Брайтоне) и в последний раз – в Небуорте 5 июля 1975 года. Pink Floyd уже без Роджера Уотерса возродили эту пьесу в гастрольном туре "The Division Bell" 1994 года, на котором она была сыграна 20 раз. Уотерс отдельно с 2006 по 2008 год исполнил её 119 раз в своих сольных турах.

В 2011 году по мнению читателей интернет-издания "Music Radar" обложка диска заняла первое место в списке "лучших альбомных обложек всех времён". Её авторы – Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл из дизайн-студии "Hipgnosis". Они предложили музыкантам Pink Floyd семь различных макетов обложки, но единогласно было выбрано изображение пирамидальной призмы, превращающей белый луч в цвета радуги, а чтобы цена на альбом не была высокой из-за дорогого оформления, все согласилась на меньший гонорар. Друг группы, Сторм Торгерсон, был удивлён быстро прошедшей презентации дизайна обложки:

"Они пришли, переглянулись, покивали друг другу и сказали: "Это"...Это было время, когда обложки действительно что-то значили. Это был подарок для поклонников".
Обложка альбома "The Dark Side of the Moon". Фото из открытых источников
Обложка альбома "The Dark Side of the Moon". Фото из открытых источников

На изображении белый луч рассеивается сквозь призму на лицевой стороне и возвращается в прежнее состояние, проходя через другую призму на обратной стороне обложки, символизируя тем самым основную идею альбома. При этом демонстрация дисперсии света имела существенную ошибку: при рассеивании происходит его разложение лишь на шесть, а не семь основных цветов – был потерян синий цвет.

Альбом открывают и завершают звуки сердцебиения, связывающие воедино весь цикл песен. Этот циклический мотив в виде кардиограммы повторяется и на развороте обложки пластинки среди текстов песен. Согласно комментариям Дэвида Гилмора:

"Это соотносится с внутренним миром человека и задаёт настроение для музыки, описывающей чувства, испытанные им в течение всей его жизни. Среди хаоса существует красота и надежда для человечества. С помощью этого эффекта слушателю легче понять смысл всего того, о чём идёт речь".
Разворот альбома "The Dark Side of the Moon". Фото из открытых источников
Разворот альбома "The Dark Side of the Moon". Фото из открытых источников

До записи триумфального вокала Клэр Торри на "The Great Gig In The Sky" (Великий Ангажемент В Небесах), этот трек фигурировал под более серьезным названием "The Mortality Sequence" (Последовательность смертей) и включал в себя соло на электрическом пианино, подкрепленное записанными библейскими чтениями из "Книги Ефесянам", "Молитвой Господней" и выступления скандального телеведущего и борца за моральные устои Малкольма Маггериджа.

Студийные записи, выпущенные спустя годы, показали, что на треке по предложению Алана Парсонса ещё была речь командира "Аполлона-17" Юджина Сернана, записанная перед его отлётом с поверхности Луны 14 декабря 1972 года, наложенная поверх фортепианного соло:

"Когда мы покидаем Луну и "Таурас Литтроу" (место прилунения аппарата), мы уходим, как пришли, и, дай Бог, мы вернемся с миром и надеждой для всего человечества… Дай бог, экипаж Аполлона-17".

Однако вокализ-импровизация Клэр Торри поменяла первоначальное видение этой композиции, и все эти вещи не попали на трек. Когда Торри пришла на сессию, группа дала ей лишь небольшое музыкальное направление и рассказали идею концепта, при этом все тоже не были до конца уверены, о чём идёт речь. Она спела несколько вариантов партии в разных вокальных позициях и с разным уровнем громкости, из частей которых затем скомпилировали окончательный вариант для записи трека.

Ник Мейсон, кстати, предложил сперва на роль вокалистки Кэти Бербериан, но группа остановила свой выбор на варианте инженера Алана Парсонса, после того, как тот услышал Клэр Торри на альбоме каверов "Pick Of The Pops". Клэр получила стандартную удвоенную оплату в размере 30 фунтов стерлингов за сеанс звукозаписи, поскольку это происходило в воскресенье. Позже в суде она выиграла половину авторских прав в деле, которое она возбудила в апреле 2005 года против группы и "EMI Records". В будущих тиражах альбома авторство трека сменилось с "Ричард Райт" на "Р. Райт/вокальная композиция К. Торри".

Pink Floyd не выпускали ни одного сингла со времен "Point Me At The Sky" в 1968 году. Американский лейбл "Capitol Records" был настолько убеждён в коммерциализации материала "The Dark Side of the Moon", что настаивали на выпуске синглов. Однако, когда звукозаписывающая компания поняла, что в "Money" содержится слово "bullshit", они попытались пощадить нежные американские уши, выпустив специально отредактированный промо-сингл, предназначенный для радио. "Money" заняла 13-е место в чарте "Billboard 100" в США и 10-е в "Cash Box Top 100".

Вторым синглом стала "Us and Them", при этом почти восьмиминутную песню урезали до 3:19. Сингл займёт 72-е место в "Cash Box Top 100". Сопоставьте два варианта.

Саксофонист Дик Пэрри, чьи партии украсили "Us and Them" и "Money", был в середине 60-х членом кембриджской группы Soul Committee, в которую входил будущий роуди Pink Floyd – Алан Стайлз, который изображен на обратной стороне обложки альбома "Ummagumma". В другую группу Пэрри, Jokers Wild, входили Дэвид Гилмор, и ещё Рик Уиллс, который позже играл в Roxy Music, Foreigner и Bad Company. Гилмор признавался, что они пригласили Пэрри, потому что никого больше не знали:

"Мы были такими замкнутыми… Мы действительно не знали, как заполучить саксофониста. И ещё, это может быть напряжно – привлекать этих бойких, профессиональных сессионщиков. Немного пугающе".

Пэрри гастролировал с Pink Floyd в период с 1973 по 1977 год, а также в был в их турне 1994-го "Division Bell" . Кроме того он играл с ними на их воссоединении на "Live 8" в 2005 году.

Обкуренный смех на заднем плане песен "Speak To Me" и "Brain Damage" – это смех Питера Уоттса, гастрольного менеджера Pink Floyd, который тоже был изображён на обратной стороне обложки альбома "Ummagumma". Его дочь – Наоми Уоттс – голливудская актриса, номинированная на две премии "Оскар" за лучшую женскую роль: "21 грамм" в 2004 году и "Невозможное" в 2013 году.

Питер Уоттс умер от передозировки в 1976 году. В интервью 2003 года Наоми прокомментировала: "Я всегда росла, думая, что умру в в том же возрасте, в котором умер мой отец. Ему был 31 год". Сейчас ей 54 года. По данным "IMDB", рингтоном на её телефоне является " Money" Pink Floyd.

Инженер Алан Парсонс по праву прославился всевозможными новаторскими студийными трюками. Так, полифонию тиканья и боя курантов многочисленных часов, а также звон будильников, что использовался в композиции "Time", он записал для тестовой квадрафонической пластинки в антикварном часовом магазине рядом со студией "Abbey Road" ещё примерно за месяц до начала работы над альбомом. И это было просто счастливое совпадение, что у "Флойдов" оказалась песня с подходящим названием "Time", куда и можно было вставить этот фрагмент.

Для синхронизации звона часов с основным треком композиции использовалось большое число магнитофонов, плёнки с записями включались в нужное время по секундомеру.

Продюсером альбома по сути был Алан Парсонс, хотя в качестве такового была обозначена сама группа, а сам Парсонс был просто указан на обложке в качестве инженера. Это было несправедливо, и как заметил барабанщик Floyd Ник Мейсон:

"Алан Парсонс, без сомнения, сделал больше, чем просто спроектировал пластинку. Алан определенно был инженером и продюсером".

Поэтому он так и не заработал больших денег на монументальном успехе альбома. "Иногда меня огорчает, что я мало заработал на альбоме или не заработал совсем, – сетовал Парсонс в книге "Pink Floyd: Pigs Might Fly", – "но это компенсируется тем фактом, что он сотворил чудеса для моей карьеры".

Некоторые считают, что на поздних тиражах компакт-дисков "The Dark Side of the Moon" после финальной композиции "Eclipse" можно услышать едва слышимое наложение песни The Beatles "Ticket To Ride". Это может быть связано с повторным пользованием для перезаписи старых кассет, что является обычной студийной практикой. Бутлег-альбом "A Tree Full Of Secrets" включает в себя усиленную, расширенную версию этой странности. Оцените всё сами, сделав погромче.

Фрагменты съёмок работы музыкантов Pink Floyd над альбомом "The Dark Side of the Moon" в студии "Abbey Road" были включены в отснятую и изданную в 1973 году новую версию музыкального фильма "Live at Pompeii". Режиссёр ленты Адриан Мабен добавил в паузы между композициями концерта в амфитеатре эпизоды с записью треков "On the Run", "Us and Them" и "Brain Damage".

Вы не слышали о теории заговора, согласно которой существует эмоциональный эффект от "The Dark Side of the Moon", создаваемый проигрыванием альбома одновременно с просмотром кинофильма 1939 года "Волшебник из страны Оз"? Конспирологи обнаружили множество совпадений между текстом и музыкой альбома и событиями фильма. Это будет наглядно, если альбом включить на проигрывание одновременно с просмотром фильма после третьего львиного рыка "MGM". Конечно же, Pink Floyd отрицали такое намерение, Гилмор, к примеру, указал, что для группы в тех условиях было бы просто невозможно иметь копию фильма для работы.

«Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz, 1939)

Для журнала "Rolling Stone" рецензию на альбом написал начинающий 23-летний критик Ллойд Гроссман. Позже он сделает карьеру гитариста в панк-группе Jet Bronx And The Forbidden и на ТВ в качестве одного из соавторов и ведущих праймого шоу "Через замочную скважину". В 1995 году Гроссман представил свой собственный бренд кулинарных соусов, который стал самым успешным британским брендом соусов от знаменитостей. Сегодня он выступает в качестве приглашенного музыканта с Jethro Tull и Иэном Андерсоном, а в те годы писал:

"Есть несколько слабых мест. Вокал Дэвида Гилмора иногда бывает слабым и тусклым, и "The Great Gig in the Sky", которая завершает первую часть, вероятно, можно было бы сократить или обойтись без неё...
Но, если оставить в стороне все придирки, это прекрасный альбом с текстурным и концептуальным богатством, которое не только приглашает, но и требует участия. Здесь есть определенное величие, которое выходит за рамки простой музыкальной мелодрамы и редко встречается в роке".

К концу 1973 года продажи "The Dark Side Of The Moon" только в Великобритании превысили 700 000 копий. Несмотря на такие огромные цифры, он так и не занял у себя на Родине 1-е место, застряв на втором после хита "Billion Dollar Babies" Alice Cooper. В США на то, чтобы возглавить аналогичные списки понадобилось всего два месяца. Он продержался в чарте "Billboard 200" четырнадцать лет, и разошелся тиражом более 45 миллионов копий по всему миру. Сейчас он считается четвертым самым продаваемым альбомом всех времён после "Thriller" Майкла Джексона, "Back In Black" AC/DC и саундтрека "Телохранитель".

На 16-й церемонии вручения премии "Грэмми", проходившей 2 марта 1974 года в Лос-Анджелесском зале "Hollywood Palladium", "The Dark Side Of The Moon" был номинирован на премию "Лучший инженерный альбом", но в итоге проиграл "Innervisions" Стиви Уандера. По иронии судьбы, через четыре дня после выпуска "Innervisions" Уандер попал в автокатастрофу, в результате которой он на четыре дня впал в кому с повреждением мозга.

В 2003 году компания "Eagle Rock Entertainment" выпустила документальный DVD из серии "Classic Albums" под названием "Classic Albums: Pink Floyd – The Making of The Dark Side of the Moon".

Запись альбома затягивалась не только гастролями, но и выступлениями совместно с труппой "Roland Petit Ballet" во Франции и перемежалась записью "Obscured By Clouds" – саундтрека к художественному фильму "La Vallée". Работа над пластинкой прерывалась и менее высокопарными увлечениями музыкантов – просмотром футбольных матчей и скетч-сериала "Летающий цирк Монти Пайтона".

"Флойды" был настолько большим поклонником комик-группы "Монти Пайтон", что вложили прибыль от релизов "The Dark Side" в фильм "Монти Пайтон и Святой Грааль" 1975 года. Среди других инвесторов были Led Zeppelin, Элтон Джон, Джордж Харрисон и Иен Андерсон из Jethro Tull.

Каверы

Конечно, такая монументальная вещь не могла оставить к себе равнодушными и последующие поколения музыкантов. Несколько групп выпустили полные каверы "The Dark Side Of The Moon", а одна из них выпустила сразу даже две версии. Регги-коллектив, основанный в 1997 году Майклом Голдвассером, Эриком Смитом, Лемом Оппенгеймером и Реми Герштейном, The Easy Star All Stars, в 2003 году выпустили "The Dub Side Of The Moon".

А в 2010 году они же сделали ремикс-версию этого альбома под названием "Dubber Side Of The Moon".

Dream Theater в 2006 году выпустили концертную версию в рамках своей серии "Official Bootleg".

The Flaming Lips сделали свой кавер на альбом в 2009 году, в котором приняли участие Peaches и Генри Роллинз.

Блюграсс-рокеры из Poor Man's Whiskey в том же году выпустили свою версию "Dark Side of the Moonshine".

Другие релизы

К 30-летию было выпущено переиздание на "SACD", содержащее новый мастеринг стереофонической версии и современный микс 5.1, сделанный по мотивам оригинальной квадрофонической версии.

Рик Райт не дожил до 50-летней годовщины эпохальной пластинки, уйдя из жизни от рака 15 сентября 2008 года в возрасте 65 лет.

Рик Райт. Фото из открытых источников
Рик Райт. Фото из открытых источников

24 марта 2023, ровно через 50 лет после выхода альбома в Великобритании, Дэвид Гилмор и Ник Мейсон, коим юридически и принадлежит бренд "Pink Floyd", выпустят новое издание классического альбома "The Dark Side Of The Moon" в честь его 50-летнего юбилея – очередную де-люксовую коробочку.

Дэвид Гилмор и Ник Мейсон. Фото из открытых источников
Дэвид Гилмор и Ник Мейсон. Фото из открытых источников

Новый бокс-сет в три раза увеличивается в цене по сравнению с предыдущим изданием в серии "Pink Floyd Immersion Edition" и будет включать "Dolby Atmos Mix" и впервые выпущенное на виниле концертное выступление на Уэмбли 1974 года "Live at Wembley Empire Pool".

Специально для этого релиза, альбом заново ремастировали и данный сет будет включать как компакт-диск так и виниловую версию, а также новый "Dolby Atmos Mix", наряду с оригинальным 5.1 миксом и "Hi-Res стерео", представленным на двух "Blu-ray" и одном "DVD" дисках. Квадрофонический микс, включенный ранее в "Immersion box 2011", неизданные трэки из коллекции 1972 "Early Mix" и бонусы, такие как демо "The Hard Way" из "Household Objects" 12-ти летней давности, не будут включены в новое переиздание.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Что касательно "ништяков", комплект будет украшать 160-ти страничная книга, изданная под художественным руководством от сооснователя "Hipgnosis" Обри Пауэлла и кураторством фотографа Джилла Фурмановски, также этот фолиант будет доступен отдельно по цене £30. Ещё в бокс будет входить музыкальная партитура альбома, реплика "EMI pamphlet" и приглашение на превью, состоявшееся в Лондонском Планетарии в феврале 1973-го. Виниловое издание альбома будет включать оригинальные постеры, стикеры, а концерт на Уэмбли ещё и два постера.

В новый бокс-сет так же войдут реплики двух синглов: "Money/Any Colour You Like" и "Us And Them/Time", таким образом, общее количество аудио дисков в коробке составит 9 штук: два CD, два LP, два Blu-ray, два Seven-inch сингла и DVD. При всём таком богатстве никакого видеоконтента представлено не будет. Но Pink Floyd объявили, что приглашают новое поколение аниматоров для участия в конкурсе на создание видеоклипов на любую из 10 песен этого культового альбома 1973 года.

Роджер Уотерс: "Это не замена оригиналу, который, очевидно, незаменим".

Роджер Уотерс. Фото из открытых источников
Роджер Уотерс. Фото из открытых источников

Другой бывший "Пинк" – Роджер Уотерс – вовсю заканчивает перезапись "The Dark Side of the Moon". При помощи своих близких друзей – музыканта и продюсера Гаса Сейффера и своего соавтора Шона Эванса – он с нуля переделал все 10 треков альбома. Работа подходит к завершению, но ещё остаются нерешенными некоторые технические моменты, поэтому релиз, изначально запланированный на март 2023-го, перенесён на май. Подождём. Тогда же состоится посвященный этому событию концерт.

Роджер Уотерс проделывал всё это но втайне от всего мира, не поставив в известность даже бывших коллег Дэвида Гилмора и Ника Мейсона. Упреждая их негативную реакцию, Уотерс заявил в интервью:

"Я написал "The Dark Side of the Moon". Давайте избавимся от всего этого дерьма "мы"! Все внесли свой вклад, но это мой проект, и я его написал. Так что… бла-бла-бла!"

Позже он более мягко высказался по этому поводу и объяснил свою мотивацию:

"Когда на горизонте маячила 50-я годовщина выхода "Dark Side of The Moon", мне пришло в голову, что он вполне мог бы стать подходящим кандидатом для переделки, отчасти как дань уважения оригинальной работе, но также и для того, чтобы по-новому обратиться к политическому и эмоциональному посылу всего альбома.
Я обсудил это с Гасом и Шоном, и когда мы перестали хихикать и кричать друг другу: "Да это же чёртово безумие", – именно тогда было принято решение взяться за это дело. Сейчас мы находимся в процессе доработки окончательного микса. Получилось действительно здорово, и я рад, что все это услышат.
Это не замена оригиналу, который, очевидно, незаменим. Но для 79-го мужчины это способ оглянуться через прошедшие 50 лет в глаза 29-го и сказать, процитировав моё стихотворение о моем отце: "Мы сделали все, что могли, мы оправдали его доверие, наш папа гордился бы нами". Для меня это также способ почтить запись, которой Ник, Рик, Дейв и я имеем полное право очень гордиться".

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

➤Другие материалы подобного рода:

К 50-летию альбома "Deep Purple in Rock". Воспоминания музыкантов группы
Old school dude21 июня 2020
"All Things Must Pass", 50 лет альбому Джорджа Харрисона. Воспоминания участников
Old school dude7 февраля 2021