Найти тему
Друг для друга Курск

Курская битва в кино и литературе

Оглавление

Курская битва длилась 50 дней и ночей – с 5 июля по 23 августа 1943 года. Она стала переломным моментом в ходе Второй мировой войны. Накануне 80-летия победы на Огненной дуге мы решили вспомнить, в каких художественных произведениях описано это сражение.

Борис Полевой, «Повесть о настоящем человеке»

24 августа 1943 года за спасение двух советских пилотов и уничтожение двух немецких самолётов легендарный лётчик-истребитель Алексей Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух летчиков и сбил сразу два вражеских истребителя. Подвиг он совершил на Курской дуге, летая с протезами после ампутации обеих ног.

   В фильме «Повесть о настоящем человеке» Алексея Мересьева сыграл Павел Кадочников
В фильме «Повесть о настоящем человеке» Алексея Мересьева сыграл Павел Кадочников

Всего за время войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь после, в том числе три на Курской дуге.

Судьбоносная для летчика встреча произошла в землянке под Орлом в августе 1943-го, когда репортер «Правды» Борис Полевой записал его рассказ в тетрадь «Дневник полета 3-й эскадрильи». Спустя три года после окончания войны корреспондент вернулся к идее создания произведения о подвиге безногого летчика. Так появилась «Повесть о настоящем человеке» с главным героем Алексеем Мересьевым. В основу легла жизнь реального военного летчика Алексея Маресьева.

Глава о Курской битве занимает важное место в произведении: «Они пролетели над передовой, дали полукруг над вражеским тылом, опять перемахнули линию боя. (…) Мересьев увидел, как из яркой зелени лиственного леса один за другим стали выползать на поле танки, похожие сверху на неповоротливых сереньких жучков. (…) Красные искорки стали слетать с их хоботков. Даже ребенка, даже нервную женщину не испугала бы эта гигантская танковая атака, этот стремительный набег сотен машин на остатки немецких укреплений, если бы они наблюдали её с воздуха, как наблюдал ее Мересьев. (…) В ушах у Алексея звенело, сердце готово было выпрыгнуть через горло. Он поймал самолет в паутинный крестик прицела и несся к нему, держа оба больших пальца на гашетках. Точно серые пушистые веревки мелькнули справа от него. Ага! Стреляют. Промазали. (…) Вот когда Алексей с торжеством ощутил совершенное слияние со своей машиной! Он чувствовал мотор, точно тот бился в его груди, всем существом своим он ощущал крылья, хвостовые рули, и даже неповоротливые искусственные ноги, казалось ему, обрели чувствительность и не мешали этому его соединению с машиной (…). Произошло то, о чем на следующий день советский народ (…) ликуя, читал во всех газетах. На одном из участков Курской дуги после мощной двухчасовой артиллерийской подготовки армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление. Из девяти машин эскадрильи… в этот день не вернулись на аэродром две. В бою было сбито девять «лаптежников». Девять – два, безусловно, хороший счет, когда речь идет о машинах. Но потеря двух товарищей омрачила радость победы. Выскакивая из самолетов, летчики не шумели, не кричали, не жестикулировали, с жаром обсуждая перипетии схватки и снова переживая минувшие опасности, как это бывало всегда после удачного боя. Хмуро подходили они к начальнику штаба, скупо и коротко докладывая о результатах, и расходились, не глядя друг на друга».

А в 1948 году на экраны вышел фильм режиссёра Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», снятый по одноименному произведению Бориса Полевого. Главную роль сыграл Павел Кадочников.

Анатолий Ананьев, «Танки идут ромбом»

Анатолий Ананьев сам воевал на Курской дуге. За первый день боёв от полка, в котором воевал младший лейтенант Ананьев, осталось меньше трети. Он выжил чудом, о чём и помнил всегда. Впоследствии он стал писателем, был пресс-секретарём Союза писателей СССР, 28 лет возглавлял журнал «Октябрь». Самый известный его роман – «Танки идут ромбом», написанный в 1962 году, рассказывает о первых днях Курской битвы. Писатель посвятил его своим погибшим сверстникам.

«Танк приближался, пятнистый, большой, отчетливо видимый издали и близко (тот, кто накладывал краски, не знал русской природы), исцарапанный пулями и снарядами. Он надвигался прямо на окоп; он пришел сюда с Рейна, этот пятнистый «тигр», рожденный в цехах крупповских заводов (…). Этот самый «тигр» надвигался сейчас на окоп, и два глазка, две прорехи – водителя и стрелка – в упор смотрели на Пашенцева. Кто был за этими прорезями, кто вел танк? Убежденный нацист или обманутый бюргер, чье Lebensraum (жизненное пространство, – ред.) у себя на родине куда больше, чем то, в три аршина с березовым крестом у изголовья, которое ему было уготовлено в России; или сидел за рычагами управления тот самый поэт, не хотевший умирать и не желавший никому смерти, тот улыбающийся унтер-офицер Раймунд Бах, о котором спустя 15 лет Генрих Белль жалостливо напишет: «Он сгорел в танке, обуглился, превратился в мумию...» Спустя пятнадцать лет после войны Германия, описанная Беллем и Ремарком, будет вызывать сострадание у тех, кто не видел, как рвутся бомбы, как горит земля и умирают солдаты (…).

Старшина выпрыгнул из окопа – Пашенцев хорошо видел, как выпрыгнул старшина, как размахнулся, чтобы бросить связку гранат, как затем припал на колено и еще с колена хотел размахнуться, но только беспомощно откинул руку и повалился на траву. «Убит!» – это слово ворвется в сознание чуть позже. «Старшина лежит, танк уходит!» Пашенцева словно волной выбросило из окопа, он еще пробежал несколько шагов и метнул в уходивший танк гранату».

Евгений Долматовский, «Сирень», «Поныри», «Курская дуга», «Песня о Курской битве»

Во время битвы на Курской дуге поэт и журналист Евгений Долматовский был в Понырях и Малоархангельске. Он посвятил стихи воинам-героям, стоявшим здесь насмерть. Это стихотворение «Сирень», ставшее в итоге песней, поэма «Поныри», написанная в соавторстве с композитором Матвеем Блантером песня «О Понырях», стихотворения «Курская дуга» и «Песня о Курской дуге».

   Евгений Долматовский и Наталья Боде в Берлине, 1945 год
Евгений Долматовский и Наталья Боде в Берлине, 1945 год

На фронте Долматовский был с первых дней войны. В августе 1941 попал в «Уманский котёл» на Украине, был ранен в голову и руку. Попал в плен, но смог бежать. А в Москве Долматовского посчитали погибшим. Константин Симонов посвятил памяти друга стихотворение «Мы не увидимся с тобой…». Но тот выжил. «Я должен пройти весь путь обратно, но уже в составе наступающей армии. Твой неистребимый сын», – написал поэт матери, когда наконец-то добрался до своих. Он дошёл до Берлина и стал свидетелем исторического Дня Победы. Написал много замечательных стихов и песен на военную тему, которые не только прославляли героизм советских воинов, но и давали бойцам надежду в эти страшные годы.

Пронзительные строки его поэмы «Поныри», созданной в 1943 году, наверное, знакомы каждому курянину:

«Иди вперёд, воюй, гори…

После войны когда-нибудь

Вернись в родные Поныри,

Где начинал победный путь.

Пройди на станцию, на шлях,

Где страшный след сражений свеж.

Какая сила в Понырях

Железным сделала рубеж?

Здесь не было ни гор, ни скал,

Здесь не было ни рвов, ни рек.

Здесь русский человек стоял,

Советский человек».

В «Песне о Курской дуге» Долматовский снова вспоминает знакомые ему по лету 1943-го Поныри: «Немцы полвойска здесь потеряли, в курских зеленых полях. Кончилась битва под Понырями, птицы запели в садах».

История известной песни «Сирень» на стихи Долматовского также началась на Центральном фронте летом 1943-го, накануне Курской битвы. Лирическое стихотворение поэт записал в свой фронтовой блокнот и вначале не собирался публиковать. Редакторы порой упрекали его, что сочиняет лирику в то время, как нужно писать патриотические стихи, которые бы воодушевляли на борьбу с врагом. Но однажды понадобилось именно такое, «не актуальное» стихотворение. Наше командование узнало о планируемом немцами крупном наступлении. Красная Армия стала готовить контрудар. И врага в это время решили дезинформировать, внушить, что бойцы «на отдыхе». И тогда редактор обратился к Долматовскому со странной просьбой – нужен стих про что угодно, только не про подвиги. Так «Сирень» попала в печать и появилась сначала на страницах фронтовой газеты, а позднее – в «Правде». Там её и увидел будущий композитор Павел Аедоницкий, который в годы войны, будучи студентом-медиком, проходил практику в одном из фронтовых госпиталей.

А для того чтобы у слушателей не сложилось впечатления, что это всего лишь одна из забытых фронтовых песен, Долматовский добавил к ней строчки: «А я вот не был на войне. Пришлось потом родиться, но знаю, что у нас в семье с войны письмо хранится...»

– Когда после Курской битвы наши войска стали стремительно продвигаться на запад, названия улиц, по которым они проходили, покидая освобождённые города, вдруг становились символическими, – вспоминал Евгений Долматовский.

Из этого наблюдения родилась его знаменитая песня «Дорога на Берлин», написанная в соавторстве с композитором Марком Фрадкиным уже после Курской битвы, в 1944 году: «С боем взяли мы Орел, город весь прошли и последней улицы название прочли. А название такое, право слово, боевое: Брянская улица по городу идет. Значит, нам туда дорога, значит, нам туда дорога, Брянская улица на запад нас ведет...»

Юрий Озеров, «Освобождение. Огненная дуга»

Знаменитая киноэпопея режиссёра Юрия Озерова «Освобождение», состоящая из пяти частей и рассказывающая о разных событиях Великой Отечественный войны, начинается фильмом «Огненная дуга». Он посвящён Курской битве, на экраны вышел в 1969 году.

   Во время съемок фильма «Освобождение. Курская дуга» Сергей Никоненко был контужен
Во время съемок фильма «Освобождение. Курская дуга» Сергей Никоненко был контужен

Изначально режиссёр планировал снимать все сцены на реальных местах боевых действий, однако разрешение ему не дали. На месте боёв ещё оставалось много снарядов, которые могли взорваться.

Одну из главных ролей сыграл Сергей Никоненко. В интервью газете «Друг для друга» в январе 2023 года народный артист РСФСР рассказал, что во время съёмок в фильме «Огненная дуга» получил контузию.

– Мне тогда было 26 лет, с тех пор плохо слышу и пользуюсь слуховым аппаратом, – признался Сергей Никоненко. – Чистое недоразумение, никто не виноват. Есть в фильме такой кадр, когда я ползу, прижавшись к земле, идет обстрел, батарея – пушки 45-го и 76-го калибров – ведёт беглый огонь по фашистским танкам. После команды «Мотор, начали» у расчета одно действие – зарядить, прицелиться, выстрелить. Вылетают гильзы, и так несколько раз. Отрепетировали и даже сняли один дубль. Оператор Игорь Слабневич говорит: «Серёжа, не уходи влево. Они закончат стрелять, а ты иди по прямой. Давай попробуем». И во время репетиции я подошел близко к пушке, как вдруг прозвучала команда «Стоп», и снаряд остался в канале ствола. Произошел самострел. Никто ничего не делал. Она сама грохнула! Свет выключили у меня в сознании. Как боксеры говорят: «Только я его хотел нокаутировать, а тут свет выключили!» Так и у меня. Только я хотел порепетировать, а тут свет выключили. Как мне потом рассказывали, сам Юрий Николаевич Озеров схватил меня на руки и побежал к врачам – машина санитарная всегда рядом дежурила, без этого съемки не проходили. Еще бы один шаг вперед, и мне могло бы голову оторвать».

Владимир Чеботарёв, «Дикий мёд»

В 1966 году на экраны вышел фильм режиссёра Владимира Чеботарёва «Дикий мёд» с Аллой Ларионовой в главной роли. Действие разворачивается во время Курской битвы. По сюжету фотокорреспонденту Варваре Княжич дано ответственное и опасное задание – отправиться на передовую и сфотографировать только появившийся у немцев танк «тигр». Советские бойцы под Понырями уничтожили один такой, он застрял на нейтральной полосе. Главной героине предстояло под обстрелом пробраться к нему и заснять с близкого расстояния.

   Действие фильма «Дикий мёд» разворачивается под Понырями. Главные роли сыграли Алла Ларионова и Александр Самойлов
Действие фильма «Дикий мёд» разворачивается под Понырями. Главные роли сыграли Алла Ларионова и Александр Самойлов

Во многих источниках указано, что прототипом главной героини стала Галина Санько, работавшая во время Великой Отечественной военным корреспондентом. Она уроженка Суджи, её имя было занесено в список ста лучших фотографов-женщин мира.

В жизни Галины Санько действительно был похожий случай, но под Прохоровкой. И это было другое немецкое «чудо» – истребитель танков «Фердинанд».

Делясь воспоминаниями о Галине Санько, журналист Владимир Житомирский рассказывал, что как-то прямо спросил её: главная героиня с неё списана?

– «Да нет, не обо мне это… О Наташке Боде», – ответила мне тогда Галина Захаровна. – Имя это в тот момент ничего мне не сказало. Боде – так Боде. Лишь много позже кое-что прояснилось. Это была ее приятельница, одна из трех-четырёх женщин-фотокоров, снимавших войну... По окончании войны Наталья Федоровна собрала негативы и отпечатки в коробку и убрала её так, что обнаружена она была лишь после её ухода. И вспоминать о войне не желала. От профессии отошла, посвятив себя семье – мужу, поэту Евгению Долматовскому, с которым познакомилась на фронте, и их дочери, – писал Житомирский.

Часть киноведов считают, что Княжич – образ собирательный, впитавший черты и Санько, и Боде.

Анна КОРШУНОВА

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1505/new/018492/.

Архив статей газеты ~ № 34 (1505) 22 августа ~ 2023 год.