Найти в Дзене

Стиль, эпатаж и подача: применяем архетип речи Творец

Оглавление

Учимся создавать запоминающийся образ

Сегодня в центре внимания архетип речи Творец. Не буду скрывать, он достаточно сложный. Почему? Потому что существует на пересечении других архетипов и прекрасно их дополняет. 

Давайте разбираться, какие у Творца есть особенности и как с ними управляться.  

Какими бывают Творцы?

Чтобы было понятнее, приведу пример. Есть смешение Творца и Бунтаря, а-ля Круэлла Де Виль из нового фильма. В противовес этому кричащему образу существуют Творцы, которые, наоборот, сильно замкнуты в себе.

Стервелла Де Виль (по транслитерации Круэлла Де Виль; англ. Cruella De Vil) — главная антагонистка диснеевского полнометражного мультфильма 1961 года «Сто один далматинец».
Стервелла Де Виль (по транслитерации Круэлла Де Виль; англ. Cruella De Vil) — главная антагонистка диснеевского полнометражного мультфильма 1961 года «Сто один далматинец».

Совсем недавно в социальных сетях был популярен такой тренд: люди рассказывали, что просто хотели заниматься любимым делом, но вместо этого им пришлось еще учиться маркетингу, речи, фотографии и всему остальному. 

В этих реалиях Творец не может позволить себе, также как и Эксперт, быть тихим созидателем. Тогда каким же люди видят его, если исходить из гипотезы, что он должен себя продвигать? В первую очередь — вдохновенным

Если человек работает без вдохновения, мы начинаем считать его скорее ремесленником, который сделал свое дело и пошел дальше. А ведь нам хочется видеть, что ручная работа или индивидуальные исследования — это нечто, сделанное от души. 

Чтобы было понятнее, рассмотрим Творца на конкретных примерах. Одним из известных людей, проявляющимся через этот архетип, является Сергей Зверев.

Сергей Анатольевич Зверев — советский и российский парикмахер, актер театра и кино, шоумен, певец, телеведущий.
Сергей Анатольевич Зверев — советский и российский парикмахер, актер театра и кино, шоумен, певец, телеведущий.

Дизайнеры, как правило, тяготеют к Творцу. Даже Коко Шанель и Ив Сен-Лоран в биографических фильмах были сняты в этих образах. 

Ив Сен-Лоран — французский модельер, работавший в мире моды с конца 1950-х до конца 1980-х годов, создатель модного дома Yves Saint Laurent.
Ив Сен-Лоран — французский модельер, работавший в мире моды с конца 1950-х до конца 1980-х годов, создатель модного дома Yves Saint Laurent.

Если вам интересно узнать ваш собственный архетип, можете можете пройти мой авторский тест и получить рекомендации по результатам. 

Звучание, содержание и сочетания архетипа

Через что подается вдохновение? Одновременно через «полетность» и глубину. Другими словами, голос должен звучать не просто объемно, а заполнять собой все пространство. Здесь могут быть и различные перекосы в манерность, актерство. Чтобы понять, о чем я говорю, вспомните Ренату Литвинову. Ее базовый архетип — Любовник, но это не мешает ей примешивать к нему Творца. 

Любовник у Ренаты проявляется за счет голоса, Творец — через интонации. К слову, они для этого архетипа тоже крайне важны. Кто-то, может быть и знает, как передать вдохновение монотонным голосом, лично я — нет.

А вот логика и содержание речи, наоборот, для него практически не играют никакой роли. Потому что Творец относится к архетипам подачи. Здесь важнее то, как он говорит.

Никита Борисович Джигурда — советский, украинский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, исполнитель песен.
Никита Борисович Джигурда — советский, украинский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, исполнитель песен.

Вы наверняка видели множество творческих людей, которые несут все подряд, при этом делают это с какой-то особенной подачей. С этой точки зрения к Творцу можно отнести и Джигурду, и Боярского. Вспомните любого, чей голос можно узнать, не глядя на самого человека, и будьте уверены — они Творцы

Михаил Сергеевич Боярский — советский и российский актер театра и кино, певец, музыкант, народный артист РСФСР.
Михаил Сергеевич Боярский — советский и российский актер театра и кино, певец, музыкант, народный артист РСФСР.

Вы можете позволить себе и тихий, и детский, и слабый голос. Однако они подойдут только при совмещении Творца и Эксперта. Такая комбинация чаще всего встречается в продажах. Это творческие люди, которые вместе с тем являются экспертами в своем деле. 

Если же ваш Творец чисто из разряда «я — вдохновенная личность», то это вариант лайфстайла. В таком случае можно не обращать внимания на голос. Там важно, какой вы человек, что вы говорите о своей жизни и так далее.

Если вы хотите продемонстрировать свою компетентность в том или ином вопросе, в речь следует добавить Эксперта. Если желаете донести, что очень дисциплинированы и все сдаете в срок, нужен Правитель.

Ребенок даст возможность продать творчество через эмоции, показав, какое оно на самом деле чувственное. Тем же самым занимается и Любовник. 

Многим Творцам, как правило, хочется эпатажа. Так что отдельно я бы рассмотрела вариант Творец плюс Бунтарь. К нему, кстати, можно отнести Кару Делевинь. 

Кара Делевинь (Cara Delevingne) — британская супермодель и актриса.
Кара Делевинь (Cara Delevingne) — британская супермодель и актриса.

Внешний вид Творца

Бывают и такие интересные случаи: Творец в выраженных архетипах есть, но внешне его не видно.

Такая ситуация произошла у одной из моих учениц. Ее доминирующий архетип — Творец. Помимо него, она хотела подтянуть Правителя. При этом, когда мы это делали, ей казалось, что Творец остается в некоем «ущербном» состоянии. Я посоветовала лайфхак — добавить что-то во внешность.

Так что, если вы не можете выразить базовый архетип через речь, сделайте это через другую плоскость вашей личности

Моя ученица, честно говоря, поняла меня немножко иначе и сделала себе три разноцветные пряди. Но, как говорится, кому что. 

В моей жизни, кстати, подобное тоже было. В какой-то момент, после длительной работы в горячих точках в камуфляжной форме, я поняла, что мой архетип — это Бунтарь. После этого я еще долго его эксплуатировала. 

Когда я начала строить бизнес, то сместилась в сторону Правителя, добавила Славного малого и ярче проявляла Эксперта. Они были выражены в моем характере и до Бунтаря, однако, его мне стало отчаянно не хватать. 

Как я это исправила? Продолжила добавлять стиль милитари в некоторые элементы своей одежды. Этого хватило для того, чтобы избавиться от ощущения: «Боже мой! Я чувствую себя не собой!»

Теневая сторона Творца

В положительных качествах Творцам присуща некая цепляющая сумасшедшинка. В их интонациях и подаче всегда есть особенность, по которой мы их узнаем. Что для этого архетипа крайне важно? Быть не такими, как все. 

Однако, у Творца, как и любого другого архетипа речи, есть теневая сторона. Она подразумевает под собой гиперконтроль. Такие люди пытаются подогнать под себя весь мир и считают, что если их не понимают — то это проблема окружающих. 

Как это выражается в речи? Через излишнюю напыщенность и презрение в голосе. Слыша его, люди не думают: «О, Какая интересная личность! Как хочется узнать его поближе!». Они думают: «Боже мой, что за пафосный индюк…»

Почему так происходит? Если подходить к вопросу с точки зрения моей компетенции, то виноваты зажимы в челюсти. Они создают напыщенные, неприятные интонации и заставляют проглатывать звуки. Кроме того, зажатый голос создает ощущение скрытности. 

В конечном счете, получается образ замкнутой личности. Люди слышат, что вы, как собеседник, напрягаетесь, и в этом есть какая-то демоническая угроза. С одной стороны, это тоже фишка. С другой, изюминка должна быть одна, килограмм изюма — это уже перебор.  

Другими словами, если и челюсть зажата, и дыхание нарушено, есть картавость и шепелявость, то ничего хорошего в речь Творца это не принесет.

Делаем выводы

Во-первых, Творца обязательно нужно с кем-то совмещать. Сам по себе он, конечно, существует, но не дает ощущения компетентности и целостности личности. Что, например, мешает продажам. 

Во-вторых, Творец — это всегда человек с какими-то особенностями в речи. Если у вас нет собственной манеры говорить, учитесь пользоваться правилами интонирования.

В-третьих, Творец не должен перегибать с контролем, пытаться все подгонять под свои лекала. При этом он и не должен быть зажат. Все это — теневая сторона архетипа, которая создаст образ неприятного пафосного человека. 

Надеюсь, стало понятнее. На моем канале можно найти информацию и про другие архетипы речи. Если вы только начинаете свой путь в изучении ораторского искусства, предлагаю почитать бесплатный гайд «С чего начать улучшать речь»

(Реклама ИП Бернацкая Ю.Н ИНН 165125741188)