Найти тему
Филиал Грамотности

Педагогические инновации. Часть 1

Оглавление

Часть 1

Термин "педагогическая инновация" появился в 1930-е годы. На Западе это направление стало развиваться с 50х, в Россию пришло позже - только с 90х.

Инновация всегда выходит за рамки существующих теорий и часто вызывает ситуацию конфликта - стремление получить новый результат приводит к непониманию "адептов" традиций. Зато результатом исследований и поисков может стать рождение новой практики.

Существует 10 вариантов классификации педагогических инноваций, но мне самым интересным показалась классификация по источнику:

  • случайные (приказ "сверху")
  • полезные (пользу для образования несут, но единого целого со школьной системой не составляют)
  • системные (готовятся очень продолжительное время на основе интересов учащихся и педагогов)

Традиционная схема в российском образовании.

На педсоветах постоянно говорят о необходимости менять классические подходы, но на деле оказывается, что далеко не все школы к этому готовы. Не все школы и не все родители. Например, на Западе уже давно практикуется обучение у инфлюенсеров ("блогеров"), а в домашнем задании часто можно увидеть задание создать мем на тему. К нам подобные идеи пришли не так давно, но популярностью не пользуются до сих пор. Достаточно вспомнить скандал с учительницей, которую уволили за фото в купальнике. А все форумы учителей пестрят осуждениями тех, кто активно ведёт соцсети.

Самый распространённый тип обучения даже в современной России - давно устаревшее программированное обучение.

Оно строится на 3 законах:

1. Закон подкрепления (создаём какой-то стимул - оценки/рейтинг)

2. Закон упражнения (многократное повторение навыка с подкреплением стимулом)

3. Закон готовности/установки (выработка привычки - навык=стимул - и создание потребности в выполнении этих действий)

Подобное обучение обычно строится так:

  • выдаётся нужный объём информации
  • даётся задача, для решения которой необходимо освоить весь объём
  • оценка решения задачи
  • анализ ошибок
  • новый объём информации
  • повторение цикла завершается итоговым тестом

Ничего не напоминает?

Так вот. Подобная схема обучения была выдвинута в 50е годы 20го века американским психологом Б.Скиннером. То есть этой схеме более 70 лет, а мы всё ещё пользуемся ей как основной!

Интересно, что в те же 50е годы в СССР два уже советских психолога начали разрабатывать иную концепцию - развивающее обучение. Про развивающее обучение, иные подходы к обучению и новейшие технологии в педагогике читай в следующих частях статьи!

Уважаемые коллеги, интересно ваше мнение! Пишите в комментариях, что думаете о современных педагогических инновациях и перспективах их развития в России.

Также вы можете подписаться на мою группу в Контакте, где я делюсь наработками, мыслями и материалами.

#образование #педагогика #педагогическиеинновации #образованиероссии #школа #учитель #филиалграмотности