Азия — транспорт и путешествия. Оглавление
Продолжим изучение казахстанского состава Тулпар-Тальго, а потом взглянем и на куда более примитивные китайские вагоны, которые неопытный глаз от наших не отличит. Общее устройство Тальго, вагон-ресторан, столовая и СВ рассмотрены в первой части:
Итак, простой купейный вагон:
Внутрь успеем, пока почитаем надписи на вагоне. Тара — 17 тонн, жатын орындар, то есть мест — 18. Обычный купейный вагон — 36 мест (вдвое больше) и тара 55 — 60 тонн — втрое больше. Выигрыш в массе поезда таки есть, ведь Тальго и расшифровывается как Tren Articulado Ligero Goicoechea Oriol — сочленённый лёгкий поезд Гойкоэчеа и Ориоля.
Иногда приходится слышать, что в этих поездах сильно качает — лично я ничего такого не заметил, идёт довольно спокойно, это видно и по ролику. Хотя известно, что 2-осный бестележечный экипаж (типа той же ДГКУ) идёт куда менее спокойно, чем тележечный — база двух осей переживает в колее все эволюции, которые могла бы пережить тележка. Но тут, видимо, выручают длинная база и продуманная подвеска.
Итак, накапав хранителям русской словесности валерьянки, войдём вовнутрь:
И сразу ответ на очередной вопрос Ивана Петрова: никаких несъёмных ограждений на верхней полке нет. Зелёной стрелкой обозначена хранимая в зажимах П-образная дуга — это ограждение съёмное, ставится в гнёзда на краю полки.
Нижняя полка сейчас сложена — так сказать, работает в режиме кресел, спинки кресел закреплены на её обратной стороне:
Если полку откинуть — кресла окажутся под ней. А стола, как видим, тут вообще нет, на его месте — мусорный бачок. Съёмные столики хранятся в нише наверху, над коридором:
Откидные дуги столика вставляются в пластиковые бобышки на подлокотниках (отмечена зелёной стрелкой):
Причём я поломанных бобышек не нашёл — то ли пластик такой бессмертный, то ли никто не пользуется. Учитывая, что встать при установленном столике нельзя, фиксации никакой и устойчивости тоже — думаю, что второе.
У каждой полки есть и мощная лампа, и еле видимая ночная, включаются клавишами рядом. Мощная стоит в нише полки и при сложенной полке недоступна:
Вроде всё... Ах да, главный вопрос: где кипяток-то брать?.. В конце каждого купейного вагона стоит кулер:
Теперь — 4-осные вагоны китайского производства. Вот поезд Алма-Ата — Актобе в 2014 году, ведомый ещё тепловозом 2ТЭ10УТ с 2-тактным дизелем 10Д100М, сейчас таких на казахстанских дорогах нет:
Об устройстве тепловозов серии ТЭ10 рассказывает статья «ТЭД-16»:
Теперь взглянем в подробностях на этот, приветливо заявляющий, что он мейрамхана́, то есть ресторан:
Надпись на торце говорит, что построен вагон в 2007 году в КНР:
А силовые кабели намекают, что вагоны питаются от вагона-электростанции и получают 380 вольт постоянно — значит, даже на стоянке будут работать кондиционеры. Это радует. Вагон-электростанция стоит в голове состава — или в хвосте, смотря куда следует поезд, а здесь он прикрыт багажным вагоном:
Сверкающий топливный бак под вагоном видно даже отсюда.
Теперь — вид в профиль, чтобы рассмотреть тележку:
Вроде и похожа на нашу тележку ТВЗ-ЦНИИ, но видны и отличия: другая форма поводка, гидрогаситель (амортизатор) закреплён не в стороне, а между пружин центрального подвешивания.
В плацкартном вагоне — нестандартные 60 мест:
За счёт чего, если там даже боковых мест нет, а в проходе стоят лишь откидные сиденья и мини-столики?
А здесь — гениальное изобретение китайцев, обитаемые третьи полки!
Вид с третьей полки впечатляющий:
Залезть на неё — дело хитрое, но хотя бы при средней физподготовке — несложное. А вот если вы глубоко бабушка или у вас сломана конечность — то почти невыполнимое.
Но высота потолка вполне позволяет двигаться. У меня получилось даже сверстать там статью о разборке компрессора низкого давления АИ-25:
Косой коридор в начале вагона похож на оный у наших, только открыто стоящего титана нет — лишь кран с кипятком:
Что интересно, туалет со стороны титана, у наших вагонов с водяным отоплением на этом месте находится котельная отопления. А на том месте, где у наших вагонов передний туалет, тут находится щитовая:
Вот на этом снимке туалет выдаётся слева:
Задняя часть щитовой:
Над раковиной притаился щиток контроля вакуумных туалетов:
А вот левая половина главного щита. Читается хорошо? Если нет — сделаю вариант покрупнее:
Правая половина щита. Как ни странно, напряжение низковольтных цепей — наши старорежимные 50 вольт:
Нижняя правая часть щита:
Рядом с автоматами стоят дифференциальные расцепители — ВДТ (УЗО) без своих силовых контактов, для отключения они «пользуются» контактами автомата. Что такое УЗО — в статье «ТЭД-18»:
Нижняя левая часть щита. Ну вот никуда без китайского русского:
И раз уж мы увидели щиток контроля вакуумных туалетов... В большинстве помещений стоят нормальные чаши, но в одном из купейных вагонов я узрел вот этот шедевр:
На этой жизненно важной ноте осмотр китайских аналогов наших ТВЗ окончим!
В Телеграме открыта единая группа Дзен-каналов по транспорту: http://t.me/vsechtodviz