Все управленцы помнят ту растерянность, беспомощность и почти паническое состояние, когда столкнулись с первыми проблемами в новой должности. Как стать руководителем без опыта, с чего начать начинающему руководителю, как взаимодействовать с людьми, чтобы они слушались, понимали тебя и хорошо выполняли свою работу?
Растерянные начинающие управленцы...
Наконец-то долгожданное повышение, небольшой беспечный период наслаждения новым назначением и вот - первые проблемы, ошибки и огорчения...
Я помню свой собственный ужас, когда осознала, что совершенно не умею управлять людьми и не понимаю, как мне этому научиться. С чего начать? И это при том, что у меня профильное образование - я выпускница факультета "Экономики труда и Управления персоналом". Управления персоналом, черт побери! А меня этому не научили за пять лет очного обучения... Я не знаю, как быть руководителем
Дело в том, что в ВУЗе нас учили управлять СИСТЕМАМИ - выстраивать систему оплаты труда и мотивации персонала, систему обучения и развития, систему поиска и подбора... Но что делать с конкретными Васей, Петей и Машей, которые то болеют, то не понимают поставленную задачу, то вечно забывают то, что им поручили? А это называется "оперативное управление подчинением" и в ВУЗах этому, к сожалению, практически не учат... Пришлось все это осваивать самостоятельно - искать педагогов, коучей, книги и другие источники профессиональной информации
Конечно можно обижаться и ругаться на подчиненных, а можно учиться и стать профессиональным руководителем...
Наиболее распространенные проблемы в управлении у новичков
1. Команда не признает авторитет руководителя
Особенно часто это встречается в тех ситуациях, когда лучшего специалиста из той же команды повысили до руководителя. Вчера они еще вместе играли в бильярд и пили пиво, а сегодня он начинающий руководитель и им уже отдает приказы и критикует их действия
Управленцы, выросшие из той же команды, которую теперь им вверили в подчинение, очень часто сталкиваются с этой проблемой
Как строить отношения с командой, которая вас не принимает? Прежде всего вы должны понимать, что ваши отношения не останутся прежними. Порой люди принимают подобные изменения и легко перестраиваются. Но в большинстве случаев - нет. Трудности будут. Это нормально! Если вы это поймете и примете, переходный период не затянется. Ваш спокойный и уверенный настрой люди будут "считывать" и в конце концов поймут, что "фарш невозможно провернуть назад"
Те управленцы, которые пытаются продолжать дружить с подчиненными, боятся их обидеть и стараются усидеть на двух стульях, как правило, долго на новой должности не удерживаются. Либо сидят на ней, но руководителями их назвать сложно...
ЗАПОМНИТЕ: Вам придется выбрать один стул, потому что на двух усидеть невозможно. Вы либо рядовой член команды, либо руководитель. Выбор за вами!
Но бывает и такое, что начинающий руководитель пришел со стороны, а его не воспринимают, потому что он "чужой". В любом из этих вариантов вам важно набраться немного терпения и держаться спокойно, профессионально. Вот несколько рекомендаций, как себя вести, чтобы завоевать авторитет подчиненных:
➱ Будьте доброжелательны и проявляйте уважение к людям, но не допускайте панибратства со своей стороны и пресекайте подобное со стороны подчиненных. Сюда вы приходите работать, а не дружить! Ваша задача показывать людям хорошее расположение, но при этом держать дистанцию и удерживать личные границы. Вы все - единая команда, но лидер в ней ВЫ!
➱ Быть руководителем - не значит быть рабовладельцем. Ваше право ставить подчиненным задачи, проверять результаты, поощрять и наказывать. Но при этом помнить, что эти люди вам не принадлежат! И перед вами личности, которые ожидают уважения
➱ Не забывайте хвалить и поощрять подчиненных за хорошие результаты. Не надо льстить, заигрывать, пытаться им нравиться. Это они должны стараться нравиться вам! Но как говорится, доброе слово и кошке приятно. Поэтому, даже простые похвалы и благодарности за хорошо проделанную работу могут творить чудеса!
2. Коллеги не признают авторитет новичка
Вторая из самых распространенных проблем: ваши новые коллеги, равноуровневые управленцы, никак не хотят воспринимать вас равным. Возможно они еще помнят, как вы молодым студентом пришли на предприятие, ничего не знали, косячили, возможно даже лично им создали какие-то проблемы...
А сегодня вы вместе с ними за одним столом сидите на совещании и они должны воспринимать вас, как равного. Это не просто. Придется доказывать свою значимость и завоевывать авторитет
Рекомендации здесь примерно те же, что и в предыдущем пункте:
➱ Вы заняли новый стул, вы больше не специалист и стоите с ними в одном ряду. Не надо лебезить или пытаться им нравиться. Ваша задача - найти способы эффективного взаимодействия. Будьте так же уважительны и доброжелательны, но не прогибайтесь и не заискивайте
➱ Попробуйте поговорить с коллегами и выявить слабые места в тех бизнес-процессах, которые вверены вам, но влияют на результаты работы их подразделений. Сосредоточьтесь на устранении этих проблем и так вы докажете свою состоятельность не словом, а делом
3. Значительно вырос объем ответственности и работы, а в рабочем дне все те же 8 рабочих часов...
Если вы ужаснулись от того, сколько работы теперь на вас свалилось, не пугайтесь! Но и не спешите с головой уходить в дела. Вам придется осваивать
✏ тайм-менеджмент и технологии расстановки приоритетов,
✏ методы делегирования и контроля исполнения задач.
Без этих навыков молодые управленцы хватают все на себя и начинают работать по 12-14 часов в сутки, лишь бы все успеть и оправдать возложенные на них надежды. Так вы долго не выдержите и сломаетесь или завалите все дела...
Однако, если вы новичок, вы должны понимать, что стать профессиональным руководителем без опыта, знаний и навыков быстро не получится. Поэтому, возможно, некоторое время придется порой задерживаться или тратить личное время на обучение и освоение новых навыков. Это нормально. Это ваши инвестиции в собственное развитие и успех!
Так как стать профессиональным руководителем без опыта?
Опытные управленцы, поднаторевшие в этой работе, знают, что есть три основные составляющие профессионального руководителя, три кита:
1. Тайм-менеджмент
2. Технологии оперативного управления
2. Законы психологии (психология управления)
Изучив три эти составляющие, можно легко управлять кем угодно и где угодно!
Поэтому начинающему руководителю следует сосредоточиться на этих трех пунктах.
Тайм-менеджмент, как основа личной эффективности позволит вам научиться новые огромные объемы работы встраивать все в те же 8 рабочих часов и не забывать помимо работы еще и жить
Технологии оперативного управления - это база. Это как правила дорожного движения при обучении вождению автомобиля
А когда базовые вещи освоены, прочный фундамент поставлен, тогда можно переходить к тонким настройкам - осваивать законы и правила психологии. Некоторые элементы психологии влияния на людей я вам уже дала выше. Повторю:
➽ Относитесь к людям с уважением и будьте доброжелательны, но не допускайте панибратства с обеих сторон
➽ Держите рабочую дистанцию - выстраивайте личные границы и удерживайте их
➽ Помните, что вы руководитель и у вас появилось больше прав, но не будьте высокомерны и заносчивы
➽ Не забывайте хвалить и поощрять подчиненных, когда они это заслужили - этот пункт многие управленцы очень недооценивают!
➽ Чтобы заслужить авторитет у равноуровневых коллег - решайте проблемы, которые в вашем ведении, но влияют на результаты и их работы тоже - так вы заслужите авторитет не словом, а делом
Порой я сталкиваюсь с руководителями, имеющими большой стаж в управлении, которые обращаются за консультацией с возникшими проблемами и, казалось бы, у человека большой опыт и уже много знаний, но... Знания не системные. То есть он в процессе работы что-то осваивал, где-то учился, посещал какие-то семинары и перенимал опыт старших коллег. Но там, где нет системных знаний, даже опытные управленцы способны наломать дров...
Поэтому, если вы начинающий руководитель (или мечтаете им стать), либо опытный управленец со стажем, но время от времени испытываете трудности в работе с подчиненными, подписывайтесь на мой канал, помогу вам разобраться в дебрях технологий оперативного управления и в тонкостях человеческой психологии. Я 15 лет работала в бизнес-сфере, 9 из них на руководящих должностях. Получила системные знания в области управления, проводила авторские курсы для молодых руководителей, поэтому мне есть чем поделиться
А если кому-то из ваших друзей или коллег повезло получить повышение - поделитесь с ними этой публикацией - возможно она им сегодня очень нужна
Вам так же может быть интересно: Три пути развития руководителя