Допустима ли утилизация отработанных масел путем смешения их с нефтью, бензином, керосином, а также топливом различных видов?
Отвечает ведущий юрист Центра Дорофеева Ксения:
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г.) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Из указанного определения следует, что важнейшим критерием при решении вопроса о принадлежности или непринадлежности вещи к отходам до 1 января 2015 г. являлось сохранение или утрата вещью потребительских свойств, а также относимость вещи к остаткам сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – ФЗ № 458) абзац второй ст. 1 изложен в новой редакции.
Так в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ № 458) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Также, в соответствии с указанной статьей Федерального закона отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
На основании изложенного с 1 января 2015 года основными признаками, позволяющими отнести вещества или предметы к отходам, являются:
- образование веществ и предметов в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления;
- применение собственником веществ и предметов действий по их удалению.
При этом признаком, позволяющим отнести вещества или предметы к отходам от использования товаров, является утрата готовыми товарами (продукцией) полностью или частично своих потребительских свойств.
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, (далее – ГОСТ 30772-2001), отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
В соответствии с п. 3.11 ГОСТ 30772-2001 отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. При этом к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
В соответствии с п. 3.12 указанного нормативного документа отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
При этом к отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации.
На основании изложенного назначение масел и их эксплуатационные свойства определяются в соответствии с сопроводительной эксплуатационной документации.
При этом утрата маслами своих потребительских свойств, указанных в сопроводительной эксплуатационной документации, является основанием для отнесения масел к отходам.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании изложенного в случае отнесения масел к отходам (в случае образования данных отходов при эксплуатации объектов I и II категорий), необходимо:
- утвердить паспорт на данные отходы (в случае отнесения масел к отходам I - IV классов опасности);
- установить для масел нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 27.06.2011 ратифицирован Технический регламент Таможенного союза № 152-ФЗ «ТР ТС 030/2012. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 59) (далее – Технический регламент).
Данный нормативный правовый акт вступил в силу с 1 марта 2014 года.
В соответствии с преамбулой Технического регламента данный документ разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям и к продуктам, полученным в результате переработки (утилизации) отработанной продукции на этапах жизненного цикла продукции, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с п. 1.1 Технического регламента указано, что данный технический регламент устанавливает требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к продуктам, полученным в результате переработки отработанной продукции, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях ресурсосбережения.
При этом Технический регламент распространяется в т.ч. на отработанную продукцию.
На основании ст. 2 Технического регламента отработанная продукция - отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей.
В соответствии с п. 3.3 указанного нормативного правового акта идентификация отработанной продукции проводится по признакам:
- предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов;
- получена в результате использования продукции по прямому назначению;
- используется в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.
Важно отметить, что п. 3.8. Технического регламента установлены требования к обращению отработанной продукции.
На основании п. 3.8.1 указанного нормативного правового акта отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).
При этом хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно Приложению 2 к данному Техническому регламенту.
В соответствии с п. 3.8.2 Административного регламента отработанная продукция, поставляемая с пунктов сбора отработанной продукции на переработку (утилизацию) либо подготовленная к самостоятельной переработке (утилизации) организацией-производителем отработанной продукции, должна сопровождаться паспортом качества и соответствовать требованиям, изложенным в Приложении 3 к Техническому регламенту.
При этом важно отметить, что требования данного Технического регламента, изложенные в Приложении 3, на отработанную продукцию, сдаваемую на пункты сбора отработанной продукции, не распространяются.
В соответствии с п. 3.8.3 Административного регламента при обращении отработанной продукции запрещается в т.ч. смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.
Необходимо отметить, что порядок получения разрешения на смешение отработанных масел с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, а также государственный орган выдающий такое разрешение в Российской Федерации, не определен.
Важно отметить, что в соответствии с п. 3.8.4 Технического регламента деятельность по сбору и утилизации отработанной продукции осуществляется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
На основании изложенного обращение с отходами - отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитыми из рабочих систем должно осуществляться с учетом требований п. 3.8 Технического регламента.
При этом идентификация отработанной продукции проводится по следующим признакам:
- продукция предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов;
- продукция получена в результате использования продукции по прямому назначению;
- продукция используется в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.
Важно отметить, что юридическое лицо самостоятельно определяет наличие у отработанных смазочных материалов, отработанных масел и отработанных специальных жидкостей признаков, позволяющих отнести их к отработанной продукции, в понимании данного понятия Техническим регламентом Таможенного союза № 152-ФЗ.
В случае если отработанные масла не предназначены исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов обращение с ними осуществляется юридическим лицом по своему усмотрению.
При этом юридическое лицо вправе осуществить любые виды деятельности по обращению с отработанными маслами, в т.ч. по их обезвреживанию или утилизации, в т.ч. путем сжигания.
До определения порядка получения разрешения на смешение отработанных масел с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, а также государственного органа выдающего такое разрешение, организации вправе смешивать отработанные масла с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок по своему усмотрению.