Найти в Дзене
Детский мир

Как помочь ребёнку научиться читать

Оглавление

Как помочь ребёнку научиться читать? С чего начинать обучение, чтобы ребёнок не только начал читать по слогам, но и делал это бегло и с удовольствием?

Сказочный патруль спешит на помощь родителям! Варя, Алёнка, Маша, Алиса и Снежка дадут взрослым полезные рекомендации.

Варя: когда и как начинать

Варя — неформальный лидер команды волшебниц и признанный стратег. Она знает всё о том, как организовать обучение и какие методики использовать.

Можно начинать и в 2, и в 3, и в 4 года, но только в том случае, если ребёнок уже сам тянется к книге и просит показать ему буквы. Обратите внимание: «можно», а не «нужно». Есть дети, которые готовы к освоению букваря уже в 3–4 года, а есть те, которые «созревают» ближе к 1-му классу. Как правило, педиатры рекомендуют начинать обучение чтению не раньше 4 лет, а лучше в 5–6.

Когда ребёнок будет готов начать читать, можно приступать к обучению, вооружившись правильной методикой.

Маша: рассмотрим методику

Маша — мозговой центр всей команды. Ума палата — это про неё! Она школьница, как и остальные волшебницы, но вполне могла бы быть учительницей.

Первое, чему стоит научить малыша, — это умению соотносить букву и звук. Нельзя учить ребёнка названиям букв, как в алфавите: [бэ], [вэ], [гэ]. Вместо этого учите звукам, которые они обозначают. Не [эм], а [м], не [ка], а [к].

Как только малыш запомнит буквы и звуки, можно переходить к запоминанию слогов. Подберите подходящий тренажёр: важно, чтобы в книжке было мало текста и много картинок. Детские логопеды советуют выбирать такие пособия, где слова не разделены на слоги с помощью пробелов, дефисов или длинных вертикальных черт. Это создаёт трудности для визуального восприятия — ребёнку сложно воспринимать такое слово как что-то целое. Лучше всего, если слоги будут выделены дугами.

Снежка: режим без нажима

Снежка — творческая личность, которая действует только по вдохновению, поэтому она крайне чувствительна к давлению. Одновременно с этим она как никто другой понимает, что регулярность и дисциплина — ключ к освоению навыка.

Занимайтесь с ребёнком по чуть-чуть, но как можно чаще. Шаг за шагом, ребёнок выучит слоги, а затем потихоньку начнёт читать.

Хороший способ ненавязчиво помочь ребёнку освоить буквы и слоги — распечатать их крупным шрифтом на бумаге или написать вручную. Развесьте такие листочки по всему дому. Тогда практически в любой момент дня вы можете попросить ребёнка прочитать, что написано на той или иной бумажке, не отвлекая его от игр, а себя — от дел.

Алиса: понимание = интерес

Алиса, как и все члены Патруля, абсолютно предана делу и любит своих друзей, но она чаще остальных подвержена капризам и самолюбованию. Именно поэтому она знает всё о чужих капризах.

Ребёнок может капризничать и отказываться заниматься чтением. Наша задача как взрослых — показать и доказать, что этот навык открывает человеку дивные новые миры, что чтение — это увлекательный процесс, ведь можно погрузиться в книгу с головой и не вылезать из неё часами.

Алиса подсказывает: ребёнок может начать испытывать отвращение к чтению, когда взрослые требуют результат — уметь читать бегло, владеть техникой чтения. Понимание текста при этом часто отходит на второй план. Здесь важны два момента:

  1. Такая нацеленность на скорость и чисто технический навык может дать противоположную реакцию, даже если со стороны кажется, что ребёнок увлечён: «прочитаю, что скажете, только отстаньте». Но гораздо важнее заинтересовать самим процессом, чтобы ребёнок сказал: «я читаю потому, что мне интересно».
  2. Вытекает из первого пункта: обсуждайте с ребёнком прочитанное. Спросите, что ребёнок понял, что ему понравилось. Когда ребёнок начнёт читать слова, а затем и предложения, родителям надо проверять понимание прочитанного. Это необходимо, чтобы ребёнок не просто читал хорошо, но и понимал смысл текста.

Алёнка: чтение — это веселье

Алёнка — настоящий клубок энергии. Весь мир для неё — это огромная игровая площадка. Остальным волшебницам приходится вечно контролировать этот живой огонь!

Ребёнок познает мир и осваивает навыки в процессе игры — не забывайте об этом! Используйте игры, песни и стихи, чтобы помочь ребёнку научиться звукам и словам. Для изучения слогов подойдут кубики с буквами или магнитные буквы — играя с ними, малыш быстрее запомнит сочетания.

В игре же легче научиться писать буквы. Сначала малышу может казаться, что все буквы похожи одна на другую. Чтобы помочь ребёнку лучше запомнить графические символы букв и различать их, слепите вместе с ним букву из пластилина, выложите с помощью пуговиц, нарисуйте пальцем на блюдце с мукой или манкой. Раскрашивайте буквы карандашами, рисуйте водными маркерами на бортике в ванной.

Позанимавшись с ребёнком чтением некоторое время, вы поймёте, что именно вызывает трудности, и сможете подобрать подходящие дополнительные инструменты. В Детском мире есть целая категория игрушек, которые учат слогам и словам весело и ненавязчиво: деревянные кубики, интерактивные наборы, настольные игры, магнитные азбуки. Обратите внимание, что одни игры заточены на восприятие букв, другие — на составление букв в слоги и их прочтение, а третьи — на наработку письменных навыков.