Найти тему
Галс-Девелопмент

Как кутюрье императрицы Надежда Ламанова стала русской Шанель и придумала базовый гардероб для советских женщин

Оглавление

Надежда Ламанова была одной из богатейших женщин Москвы начала XX века. Состояние она заработала самостоятельно благодаря таланту одевать женщин. Модельер восхищала членов императорской семьи, аристократов и театральную богему. В советской России ее гений работал уже на проектирование практичной массовой одежды. Ламанова совершила две революции: освободила женщин от корсета и вооружила их готовыми выкройками.

Из модистки на бал

Азы портновского дела Надежде Ламановой помогала освоить мать – в небогатой дворянской семье она сама обшивала пять дочерей. Из родного Нижнего Новгорода в 22 года Ламанова уехала в Москву обучаться крою. И всего через два года она уже звезда-модистка, создающая платья «как из Парижа». Еще через четыре года она владеет собственным ателье, в котором работает сорок мастериц.

В 1893 году в круг клиентов Надежды вошла монаршая семья: сначала Елизавета Федоровна, супруга брата Николая II, а через год и ее сестра – молодая императрица Александра Федоровна.

Высший свет считал Ламанову гением в своем деле, поэтому именно у нее многие заказали маскарадные костюмы для самого необычного придворного бала – русского. Он состоялся в феврале 1903 года.

Византийская роскошь в Зимнем дворце

Тему бала «Русский костюм XVII века» предложила императрица. К созданию образов двор привлек лучшие таланты: директора музея Эрмитажа Ивана Всеволожского, художника Императорских театров Евгения Пономарева, иллюстратора русских сказок Сергея Соломко, ювелиров Картье и Фаберже.

Гости, заказавшие костюмы у Ламановой, произвели фурор: настолько детально их платья повторяли старинные и были филигранно расшиты.

Для сестры Николая II Ксении создали наряд боярыни. В жемчужном кокошнике и душегрейке блистала княжна Варвара Долгорукая. Платье до земли и шубка ее сестры Софьи были отделаны соболем, одеяние графини Натальи Карловой выделялось лиловой накидкой.

Костюмированный бал в Зимнем дворце, 1903 год
Костюмированный бал в Зимнем дворце, 1903 год

Зал Зимнего дворца выглядел сказочно: великие княгини в образах «прародительниц» и триста гостей в бархате, мехах и драгоценностях. 12 костюмов бала, в том числе и два от Ламановой, хранятся в Эрмитаже.

Революция по-женски

После русского бала Ламанова получила статус поставщика Императрицы. В это время расцвета на нее работало 300 мастериц. Стоимость платья начиналась от 600 рублей – 15 средних зарплат.

-3

Ламанова с легкостью построила себе в 1908 году четырехэтажный особняк на Тверском бульваре (д. 10) с ателье, залом дефиле, школой шитья и магазином готового платья.

Модная публика и сегодня стремится в эту часть центра за красотой и впечатлениями. Радуют взор и новые здания в стиле модерн. Таков «Театральный дом» на соседней Поварской улице. Загляните на сайт, посмотрите планировки камерного проекта, и вы легко представите себя героем прекрасной эпохи.

-4

В начале XX века Европу покорял модерн: в искусстве царили плавные линии. И на этой волне Ламанова первой в России предложила дамам струящиеся платья без корсета. В утверждении нового силуэта ей помог визит друга – короля моды Поля Пуаре, чьи платья-туники уже покорили француженок. Его показ одежды и лекция прогремели на всю Москву.

Ламанова мастерски обыгрывала любые пропорции, работала без эскизов и лекал, драпируя ткань сразу на фигуре. Такой же метод использовала Коко Шанель. И та, и другая сделали себя сами, отвергли корсет, пришли к серийному пошиву и простой роскоши.

Каждой женщине – по платью

После революции в 56 лет Ламанова лишилась ателье и дома, но удержалась в профессии. В 1919 году она возглавила новую Мастерскую современного костюма, в которой работали над базовыми предметами гардероба максимально простого кроя.

Под влиянием конструктивизма она создавала лаконичные прямые платья. Богема вновь восторгалась, и никого не смущали единственно доступные тогда ткани низкого качества: байка, сукно, бязь.

Модели Надежды Ламановой
Модели Надежды Ламановой

От кутюрного моделирования Ламанова перешла к созданию лекал и в тандеме с Верой Мухиной выпустила альбом «Искусство в быту», в который вошли эскизы и простые выкройки с инструкциями. Ламанова и Мухина показали, как можно одеваться недорого и изящно, опередив Энне Бурда почти на полвека.

Отдушиной для Ламановой в 1930 годы оставались творческие проекты. Она создавала костюмы для МХАТ, театра Вахтангова, киностудий, одевала и актрис, и жен чиновников, используя самобытность исторического костюма, мастерство сложного силуэта и вышивки.

Также на нашем канале вы можете прочитать: