Надежда Ламанова была одной из богатейших женщин Москвы начала XX века. Состояние она заработала самостоятельно благодаря таланту одевать женщин. Модельер восхищала членов императорской семьи, аристократов и театральную богему. В советской России ее гений работал уже на проектирование практичной массовой одежды. Ламанова совершила две революции: освободила женщин от корсета и вооружила их готовыми выкройками.
Из модистки на бал
Азы портновского дела Надежде Ламановой помогала освоить мать – в небогатой дворянской семье она сама обшивала пять дочерей. Из родного Нижнего Новгорода в 22 года Ламанова уехала в Москву обучаться крою. И всего через два года она уже звезда-модистка, создающая платья «как из Парижа». Еще через четыре года она владеет собственным ателье, в котором работает сорок мастериц.
В 1893 году в круг клиентов Надежды вошла монаршая семья: сначала Елизавета Федоровна, супруга брата Николая II, а через год и ее сестра – молодая императрица Александра Федоровна.
Высший свет считал Ламанову гением в своем деле, поэтому именно у нее многие заказали маскарадные костюмы для самого необычного придворного бала – русского. Он состоялся в феврале 1903 года.
Византийская роскошь в Зимнем дворце
Тему бала «Русский костюм XVII века» предложила императрица. К созданию образов двор привлек лучшие таланты: директора музея Эрмитажа Ивана Всеволожского, художника Императорских театров Евгения Пономарева, иллюстратора русских сказок Сергея Соломко, ювелиров Картье и Фаберже.
Гости, заказавшие костюмы у Ламановой, произвели фурор: настолько детально их платья повторяли старинные и были филигранно расшиты.
Для сестры Николая II Ксении создали наряд боярыни. В жемчужном кокошнике и душегрейке блистала княжна Варвара Долгорукая. Платье до земли и шубка ее сестры Софьи были отделаны соболем, одеяние графини Натальи Карловой выделялось лиловой накидкой.
Зал Зимнего дворца выглядел сказочно: великие княгини в образах «прародительниц» и триста гостей в бархате, мехах и драгоценностях. 12 костюмов бала, в том числе и два от Ламановой, хранятся в Эрмитаже.
Революция по-женски
После русского бала Ламанова получила статус поставщика Императрицы. В это время расцвета на нее работало 300 мастериц. Стоимость платья начиналась от 600 рублей – 15 средних зарплат.
Ламанова с легкостью построила себе в 1908 году четырехэтажный особняк на Тверском бульваре (д. 10) с ателье, залом дефиле, школой шитья и магазином готового платья.
Модная публика и сегодня стремится в эту часть центра за красотой и впечатлениями. Радуют взор и новые здания в стиле модерн. Таков «Театральный дом» на соседней Поварской улице. Загляните на сайт, посмотрите планировки камерного проекта, и вы легко представите себя героем прекрасной эпохи.
В начале XX века Европу покорял модерн: в искусстве царили плавные линии. И на этой волне Ламанова первой в России предложила дамам струящиеся платья без корсета. В утверждении нового силуэта ей помог визит друга – короля моды Поля Пуаре, чьи платья-туники уже покорили француженок. Его показ одежды и лекция прогремели на всю Москву.
Ламанова мастерски обыгрывала любые пропорции, работала без эскизов и лекал, драпируя ткань сразу на фигуре. Такой же метод использовала Коко Шанель. И та, и другая сделали себя сами, отвергли корсет, пришли к серийному пошиву и простой роскоши.
Каждой женщине – по платью
После революции в 56 лет Ламанова лишилась ателье и дома, но удержалась в профессии. В 1919 году она возглавила новую Мастерскую современного костюма, в которой работали над базовыми предметами гардероба максимально простого кроя.
Под влиянием конструктивизма она создавала лаконичные прямые платья. Богема вновь восторгалась, и никого не смущали единственно доступные тогда ткани низкого качества: байка, сукно, бязь.
От кутюрного моделирования Ламанова перешла к созданию лекал и в тандеме с Верой Мухиной выпустила альбом «Искусство в быту», в который вошли эскизы и простые выкройки с инструкциями. Ламанова и Мухина показали, как можно одеваться недорого и изящно, опередив Энне Бурда почти на полвека.
Отдушиной для Ламановой в 1930 годы оставались творческие проекты. Она создавала костюмы для МХАТ, театра Вахтангова, киностудий, одевала и актрис, и жен чиновников, используя самобытность исторического костюма, мастерство сложного силуэта и вышивки.