Эти дома с удовольствием включают в экскурсионные маршруты: на фоне остальных зданий столицы они выглядят очень необычно. Особенности замысловатого декора дают подсказку, чем интересовались их хозяева – представители коммерческой элиты второй половины XIX века, которые хотели выделиться среди прочих домовладельцев. Мы расскажем о трех таких оригинальных особняках.
Дом-десерт Абрикосовых на Красносельской
Любители сладкого узнают силуэт этого белого с фисташковым особняка на Красносельской улице (д. 7, стр. 31). Он изображен на всех обертках продукции концерна «Бабаевский». Дом – символ фабрики и напоминание о ее основателях, русских кондитерах Абрикосовых.
В начале XX века о производстве здесь шоколада, конфет и пастилы москвичам напоминали не только соблазнительные ароматы, но и внешний вид дома: округлые боковые эркеры, будто вылепленные из марципана, пояс из скульптурных изображений, напоминающих вазочки для сладостей, и оконные переплеты, повторяющие геометрию медовых сот.
Архитектор здания Борис Шнауберт вдохновлялся европейской модой. Он повторил объемные формы и пластику обсуждаемого в то время эпатажного парижского особняка певицы Иветт Гильбер, построенного в набирающем популярность стиле модерн.
В здании расположился Директорский дом фабрики Абрикосовых. Он выполнял роль и конторы, и жилья Алексея Ивановича Абрикосова.
После революции, в 1918 году, предприятие национализировали и назвали «Государственной кондитерской фабрикой №2» и чуть позже присвоили имя московского большевика Петра Бабаева.
Однако на протяжении еще около 10 лет на упаковках со сладостями еще сохранялось упоминание прежних владельцев – писали: «Фабрика имени Бабаева (бывшая Абрикосовых)». Производство на Малой Красносельской улице существует и сегодня, а в доме-десерте завершается реставрация.
Чайный дом-пагода купца Перлова
В конце XIX века владельцы этого дома на Мясницкой (д. 19) наслаждались ароматным чаем прямо на крыше: там была устроена китайская беседка. А на первом этаже располагались торговые залы, где продавались континентальные товары от купца Сергея Перлова. Через его фирму шла большая часть закупаемого в Китае чая. Экзотичный вид здания и роскошные интерьеры стали отличной рекламой процветающего дела.
Перлов планировал не только привлекать москвичей необычным магазином, но и впечатлить оригинальной идеей и ее воплощением регента китайского императора – крупного поставщика чая. Тот приезжал на коронацию Николая II и выбирал, у кого из московских купцов разместиться. И хотя высокопоставленный гость остановился все же у конкурентов Перлова, дом очень полюбился москвичам и до сих пор остается бойким торговым местом, где продают чай, кофе и сладости.
Дом-замок Арсения Морозова
Портик особняка Арсения Морозова на Воздвиженке (д. 16) украшают каменные канаты – символ долголетия на Востоке. Второго такого дома – с витыми колоннами, ковром из лепных раковин на фасадах – в Москве не найти. Стилизовать его в стиле мануэлино Арсений решил после путешествия в Португалию.
Молодой миллионер был двоюродным племянником Саввы Морозова. Он получил участок земли в подарок от матери, купчихи Варвары Морозовой, и решил построить на нем дом, о котором заговорит вся Москва. Помогал ему в этом архитектор Виктор Мазырин. Они познакомились на всемирной выставке в Антверпене, сошлись на общем увлечении мистикой и продолжили вместе вояж по Европе. Более всего их воображение поразил замок Пена в португальском городе Синтра, бывший в XVI веке королевской резиденцией. Он-то и стал прообразом особняка на Воздвиженке.
Строили московский замок 5 лет. В 1899 году он был готов. Высший свет поражался не только затейливому экстерьеру дома, но и эклектичным интерьерам залов: средневековому «рыцарскому», «белоснежному» в стиле барокко и «золотому» в стиле ампир.
Сегодня в центральных районах Москвы девелоперы менее склонны к архитектурным экспериментам, напротив, все усилия направлены на сохранение исторического облика столицы.
Так, в Замоскворечье, на первой линии Космодамианской набережной, возводится новый клубный дом de luxe«Космо 4/22». Парадный фасад в этом проекте – восстановленный исторический. В его основе доходный дом Полины Чепышевой, построенный в неоклассическом стиле в 1901 году. Узнать больше о проекте можно на сайте застройщика.
Также читайте на нашем канале:
Остоженка или Арбат: куда Михаил Булгаков поселил Мастера и Маргариту
Выбираем мебель, которой ни у кого нет: современный дизайн из Африки