В этом году ГУМу исполняется 140 лет. Кажется, мы знаем о нем все: фонтан и новогодний базар, фирменное мороженое и «Гастроном №1». Но в истории ГУМа есть факты, вызывающие удивление. Например, магазин не только несколько раз закрывали, но даже хотели снести.
Самый большой пассаж в Европе
Знаменитым это место стало еще до революции, когда носило название «Верхние торговые ряды». Ансамбль зданий на Красной площади, напоминающих терема с колоннами, построили по проекту Александра Померанцева в 1893 году на месте обветшавших старых рядов.
Архитектор вдохновился модными в то время пассажами – крытыми торговыми улицами – и создал самый большой пассаж в Европе. Он разместил трехэтажные здания в три линии и накрыл их прозрачной крышей, которую москвичи называли «стеклянным небом». Внутри открылось около трехсот магазинов, а в подвале – огромный ресторан «Мартьяныч» на 300 гостей.
После революции 1917 года торговать в пассаже перестали совсем. Одним из главных положений коммунистической идеологии было уничтожение частной собственности. А тут, в Верхних торговых рядах – ее «цветник». Магазины национализировали, склады заполнили реквизированными товарами, на месте ресторана устроили столовую. Помещения занял Народный комиссариат продовольствия.
Спустя несколько лет, в начале 1920-х годов, торговля возобновилась, но уже под контролем партии и лично Ленина. Новый Государственный универсальный магазин поддерживал курс НЭПа, но и не давал частному сектору поднять голову. Товары закупали у предпринимателей. ГУМ открывал филиалы в городах и диктовал свои цены.
Жилье под наблюдением чекистов
Времена НЭПа быстро закончились, продавать стало нечего и в 1930 году большую часть павильонов закрыли. Осталось лишь несколько магазинов по продаже комиссионных вещей и продуктов, а также валютные магазины Всесоюзного общества по торговле с иностранцами на территории СССР. Освободившиеся площади передали Совнаркомам и аппаратам ЦИК, чтобы разгрузить Кремль. На нижних этажах располагались кабинеты партийных работников, а на верхних – жилье для сотрудников.
Некоторые из гумовских «комнат» выходили окнами на Красную площадь. Но, несмотря на красоту, комфорт полностью отсутствовал: готовка на керосинках и общественные туалеты. Да еще здание находилось под наблюдением чекистов, а гости к жильцам ГУМа попадали лишь с разрешения комендатуры. Радости добавляли разве что архитектура Померанцева, фонтан весной, духовой оркестр, концерты и кино в клубе для работников ЦК.
Сегодня виды на Кремль доступны в основном в жилье элит-класса. И комфорт в них обеспечивается самыми современными инженерными системами и уровнем сервиса. Один из таких проектов – строящийся напротив высотки на Котельнической клубный дом «Космо 4/22».
Лучшие виды через реку в сторону Кремля будут открываться с террас апартаментов последних этажей. Познакомиться с проектом ближе можно на сайте застройщика.
Изгнания торговцев с Красной площади
Первый раз изгнать торговцев с Красной площади советские власти попытались в 1935 году. Тогда по Генплану планировали расширить Красную площадь и ради этого снести ГУМ. Но в течение года планы поменялись: на месте ГУМа решили построить небоскреб для Наркомтяжпрома, который возглавлял Серго Орджоникидзе (фото ниже). Однако в связи с его смертью снос универмага отложили.
К идее вернулись уже после войны, решив установить на месте ГУМа мемориал в честь победы. История повторилась: пока разрабатывали проект, умер Иосиф Сталин. А с приходом Никиты Хрущева для ГУМа начался счастливый период.
Новое руководство страны решило вернуть ГУМу славу главного магазина страны. Показать лучшие советские товары хотели масштабно и эффектно, как делали в крупнейших мировых универмагах. Курировал проект лично министр торговли Анастас Микоян. Реконструкция заняла девять месяцев, и в декабре 1953 года ГУМ открылся. Тогда журнал Time вышел с Хрущевым на обложке и статьей о создании в СССР «города бутиков».
Однако бутик в ГУМе – с особым ассортиментом и образцовым обслуживанием – фактически был один - закрытая 200-я секция. Она создавалась как Стол заказов для иностранных делегаций с выбором сувениров и повседневных товаров, в том числе заграничных.
Обычные покупатели о «двухсотке» не знали, а вот партработники и их семьи получили доступ к этой сокровищнице. Европейские товары отбирали заведующие, поставки обеспечивал Внешторг, но партии привозили маленькие. В зависимости от должности партработника посещать секцию разрешалось ежедневно, раз в неделю или раз в месяц.
Вход в «двухсотую» был секретный: с Красной площади через неприметную дверь, за которой размещался пост охраны. Сегодня на месте секции располагается магазин и кафе Bosco.
Верными клиентками секретной секции были жены и дочери генсекретарей СССР. И благодаря им ГУМ, который спустя 30 лет пытались стереть с карты города, не тронули. Инициатором сноса стал секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Причина была не нова: торговать всего в 70 метрах от Мавзолея – буржуазно и мелко для советского человека.
Суслов хотел устроить на месте ГУМа, который называл «торжищем», выставочный центр. С этим предложением он выступил, пока первый секретарь партии Леонид Ильич находился в отпуске. Все несогласные оперативно организовали «слив» грустной новости Галине Брежневой, а та пожаловалась отцу. Вернувшись к делам, Брежнев первым делом спросил, «какой дурак» захотел закрыть ГУМ. Очередной коварный план провалился, а магазин остался на Красной площади.
Так ГУМ пережил несколько рождений и по-прежнему любим и туристами, и москвичами. А его бренд давно стал по-настоящему народным.
Также на нашем канале вы можете прочитать:
Где купить квартиру, чтобы она стала родовым гнездом для наследников
Дороги поэтов ведут на Ордынку: где встретились Цветаева и Ахматова
Остоженка или Арбат: куда Михаил Булгаков поселил Мастера и Маргариту