Найти тему
1,4K подписчиков

Золотые правила дискуссии в школе

104 прочитали

На своей практике я столкнулся с тем, что дети не охотно вступают в конструктивные диалоги не только с учителями, но и между собой. Они не умеют выстраивать четких мысленных конструкций, а затем озвучивать из без потери смысла или эмоционального окраса. Методы активного обучения созданы именно для того, чтобы исправить данную ситуацию.

Активное обучение представляет собой подход, при котором учащиеся активно вовлекаются в учебный процесс, самостоятельно строят знания и развивают навыки через практическую деятельность. Дискуссия как метод обучения потеряла свою актуальность с приходом гаджетов. Все мысли школьники, теперь, набирают пальчиками и мало кто может их высказать вслух. Давайте же вспомним, что такое дискуссия и как организовать ее у себя в классе.

Спойлер: дискуссия – очень интересный и «ленивый» (конечно же, для учителей) метод обучения.

Дискуссия - форма организации учебного процесса, при которой учащиеся вступают в диалог, обмениваются мнениями и аргументами по определенной теме. Учитель выступает в роли помощника, но ни в коем случае не принимает участие в обсуждениях.

Для успешного проведения дискуссии необходимо соблюдать ряд правил, которые способствуют эффективному обмену мнениями и достижению общего согласия. Вот пять основных правил, которые следует соблюдать:

1. Обсуждаем только тему: разговор должен строиться вокруг темы, которую учитель обозначил в начале урока. Вопросы, задаваемые учениками, а также поиск ответов на них должен лежать в области тех знаний, которыми ученики уже обладают или располагают.

Учитель может распечатать небольшие подсказки, которые помогут детям прийти к верному умозаключению. Также он может написать на доске список вопросов, который детям необходимо обсудить и найти решение.

2. Участвуем активно: учащиеся должны активно участвовать в дискуссии, высказывая свои аргументы и приводя доказательства. Возможно, в силу своей некомпетентности ученики не смогут четко высказывать и аргументировать свою точку зрения. Но это только поначалу. Главное побуждать участников к активному обсуждению и стимулировать их к выражению своих мыслей (пусть и криво, но зато свои).

Учитель должен следить за тем, чтобы никто из учеников не оставался в стороне. Если он видит «тихоню», то может перенаправить вопрос одного из участников на него фразами «А что ты думаешь по этому поводу…», «Как ты представляешь себе…» и т.д.

3. Уважение и толерантность: все участники дискуссии должны уважать точку зрения других людей и быть готовыми выслушать их аргументы. Им следует усвоить одно красивое вожатское правило «Отвергаешь – предлагай, предлагаешь – делай». Важно создать атмосферу взаимного уважения и толерантности, где каждый имеет право на свое мнение.

4. Структурированность: для успешного проведения дискуссии необходимо ее структурировать. Важно определить цели и задачи обсуждения, а также установить правила и порядок выступления. Структурированность позволяет участникам более эффективно выражать свои мысли и вести обсуждение в нужном направлении.

Все просто, перед началом дискуссии учитель обозначает «очередь выступающих». Она должна строиться по типу «от сильного к слабому». Таким образом, все успевают подготовиться к своему выступлению и выстроить линию защиты. При обсуждении чьей-то точки зрения можно воспользоваться приемом «говорит тот, у кого в руках (предмет)».

5. Обратная связь: после окончания дискуссии важно предоставить обратную связь участникам. Это позволяет оценить их вклад в обсуждение, выделить достоинства и недостатки и помочь им улучшить свои навыки. Обратная связь также способствует развитию самооценки и саморефлексии учащихся.

Учитель должен оценить степень удовлетворенности детей процессом, а также понять, насколько сильно дети углубились в материал и поняли его.

В целом, дискуссия является эффективным методом обучения, который позволяет учащимся активно вовлекаться в учебный процесс и развивать навыки коммуникации, критического мышления и сотрудничества. Она способствует более глубокому пониманию учебного материала и развитию разговорных навыков. Однако, для успешного проведения дискуссии необходимо соблюдать определенные правила (описаны выше, распечатайте и зачитайте детям). В противном случае вместо красивого урока, вы получите балаган несмолкающих «Язнаек».

1. Как научить детей вести дискуссию: советы для учителей русского языка [Электронный ресурс] // URL: https://teacher.yandex.ru/posts/kak-nauchit-detey-vesti-diskussiyu-sovety-dlya-uchiteley-russkogo-yazyka (дата обращения: 22.08.23)

2. Коростелёва С. Г.Дискуссия как активный метод обучения в профессиональной подготовке будущего учителя // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №2. – C. 118-122

3. Хачатурова Т. В. Дискуссия и правила ее проведения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. №3. – 3 c.

На своей практике я столкнулся с тем, что дети не охотно вступают в конструктивные диалоги не только с учителями, но и между собой.