Найти тему
Вечерняя Москва

Сам в почете у себя: почему у россиян нет авторитетов?

Интересный опрос на днях провел ВЦИОМ. Кто для нас, россиян, является авторитетом? Спойлер: самый популярный ответ — никто. Это, собственно, мы видим на каждом шагу.

Учитель не авторитет, муж не авторитет, начальник — тем более! Не авторитет врач, который лечит; с большим подозрением относимся ко всевозможным экспертам, от финансовых аналитиков до специалистов по прогнозу погоды...

Удивительно, но даже дети переняли эту манеру не иметь авторитета. Маленький второклашка может спорить с учителем, а уж старшеклассники вообще уверены, что знают лучше старших и математику, и литературу, да что там — жизнь вообще. А та подсказывает: верь только своему опыту. Отрицай, и будет тебе если не счастье, то хотя бы моральное удовлетворение.

Вот и отрицаем — авторитеты, чужие мнения, чужой опыт. 24 процента опрошенных — это четверть россиян! — непререкаемых авторитетов в своем ближайшем окружении не видят. Зато два процента, вот душки, считают авторитетом и господином своего котика. Полагаю, это все же шутка… А не шутка то, что из тех людей, кто все же видит вокруг себя авторитеты, назвали в первую очередь своих родителей (16 процентов), что это очень здорово и правильно.

 Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва
Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Десять процентов «уважают» мнение супруга, 5 процентов — друзей и подруг (немного, прямо скажем). Руководителя «авторитетом» считает каждый двадцатый. Единицы назвали сестер и братьев, бабушек и дедушек, крестных, психотерапевтов (куда сегодня без них) и священников… Но вообще нынешнее время — пора без авторитетов. Глубокий скепсис во всем царит буквально во всех сферах жизни.

Ну и, конечно, порадовали те самые 10 процентов, которые ответили скромно: «Я сам себе авторитет». Таких людей, кстати, я встречаю повсеместно тут и там. Моя тетушка, например, яркий представитель «сам себе авторитетства». Эта милая пожилая озорница учит свою дочь-переводчика переводить художественную литературу, сына-программиста — устанавливать программы, меня — писать тексты. Мы раздражаемся, огрызаемся, но, конечно, милую мою тетушку не переубедить, не перекричать. Дядю, водителя с сорокалетним стажем, она учит водить машину. Недавно тот проучил тетушку.

Остановил автомобиль и сказал: «Вылезай, меняемся местами. Дальше поведешь ты — умница наша». Что ж, тетушка сразу сникла и притихла. Если бы так же легко можно было бы нейтрализовать других — тех, кто имеет свое мнение по каждому вопросу и настойчиво его навязывает окружающим! Но, увы и ах, это невозможно. Поэтому будем как «авторитетные» котики, которых боготворят два процента опрошенных — «мурчать, жесть вокруг не замечать». Такую шутливую картинку подкинул мне с утра интернет.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Противоядие от бесчеловечности: о чем Корней Чуковский кричал на страницах «Вечерней Москвы»

Цена слишком высока: диетолог Соломатина объяснила, чем опасны монодиеты