Снабжением водкой лично руководил нарком пищевой промышленности Анастас Микоян. За распределение водки отвечали командующие фронтами. Предназначалась ежедневная норма солдатам и офицерам частей на передовой линии боевых действий. Морякам-подводникам выдавали двести граммов вина, летчикам – сто граммов коньяка. Появление водки в рационе солдат и офицеров обусловлена, как минимум, тремя причинами. Водка притупляет страх и снимает стресс в условиях боя. Она служит обезболивающим средством при ранении и предотвращает болевой шок. Она также помогает предотвратить переохлаждение при наступлении холодов.
В годы перестройки, когда внедрялся «сухой закон Горбачева», в прессе появились статьи, объявляющие постановление о наркомовских ста граммах вредным, фронтовики спивались и погибали. Конечно, были и такие случаи. Это уже зависит от человека. Три моих родных дяди воевали на фронте: один на флоте, другой в артиллерии, третий самый молодой – командир минометного взвода. Никто из них не спился, и после войны они вернулись домой… Да и «наркомовская сотка» - дело добровольное. Кто от водочной пайки отказывался, получал денежную компенсацию в размере 10 рублей в месяц. Не думаю, что таких людей было много, разве что десяток-другой… Сухой закон потерпел фиаско и тихо скончался.
Любопытный факт, уважаемые читатели. В артикулах царской армии был пункт «О пользе умеренного употребления водки». Есть польза или нет – дискутировать не буду. Могу судить только по Афгану. После боя с духами солдаты и офицеры всегда снимали стресс водкой, если она была, или кишмишовкой (местной самогонкой). Да и медики советовали употреблять сто граммов сорокаградусной, чтобы не заразиться гепатитом…