Найти тему

Каких IPO ждут инвесторы?

В прошлом году количество первичных размещений на мировых фондовых площадках заметно сократилось в связи с ужесточением монетарных условий ведущими мировыми ЦБ. На этом фоне росла доходность облигаций и, как следствие, повышалась инвестиционная привлекательность активов с фиксированной доходностью. В результате склонность инвесторов к риску ослабла и фондовые рынки падали. При такой конъюнктуре IPO становится невыгодно, так как шансы привлечь достаточный объем средств значительно меньше, чем в периоды усиления интереса инвесторов к риску, способствующего развитию на фондовых площадках «бычьих» трендов.

В России в прошлом году состоялось лишь одно IPO: на бирже дебютировал сервис аренды электросамокатов Woosh, которому удалось привлечь лишь 2,1 млрд руб. из запланированных 5 млрд. В США было проведено 181 первичное размещение при 1035 годом ранее, а в Европе — 215 против 636 за 2021-й. И — что более важно — объем привлеченных компаниями инвестиций в Новом Свете сократился на 90% г/г, а в Старом Свете — на 71%.

Лидером по числу первичных размещений в 2022-м стал Китай, где состоялось 399 биржевых дебютов. Но и здесь было зафиксировано существенное уменьшение активности эмитентов: годом ранее публичными стали 645 компаний.

В текущем году рынок первичных размещений остается под давлением продолжающегося цикла ужесточения монетарной политики. В США по состоянию на 22 августа прошло 104 IPO, и это на 27% меньше, чем за тот же период 2022 года. В Китае количество заявок на проведение первичных размещений за первое полугодие сократилось на 34% г/г, до 330. В России пока состоялось лишь одно публичное размещение: в конце апреля на открытом рынке появились акции медико-генетического центра Genetico.

И кстати, дебют этой компании на бирже точно не станет единственным в текущем году. IPO планируют холдинг Эволюция, шеринговый сервис Делимобиль, МТС Банк, ретейлеры Sokolov, Mercury Retail Group X5 Digital, Group-IB, AliExpress Россия, а также компании Степь, Биннофарм Групп, ЕвроХим, Медси, Сибур, Инвитро. Ранее руководство этих компаний не раз сообщало о намерении выйти на публичный рынок, но это событие откладывалось до лучших времен. Наиболее вероятным на сегодня выглядит размещение компании ЕвроТранс, намеченное на 21 ноября. На Московской бирже уже начали принимать внебиржевые заявки инвесторов на участие в этом IPO.

Кто в США?

Инвесторы США в текущем году ждут в первую очередь размещений Reddit и SpaceX, так как о соответствующих планах известно уже довольно давно. В случае со SpaceX для ажиотажного интереса к компании достаточно просто упомянуть ее владельца Илона Маска. В июне Space X в двухсотый раз приземлила орбитальный ускоритель, количество выведенных на орбиту спутников Starlink превышает 5 тыс. По большому счету компанию можно назвать монополистом в своей сфере. При этом Space X — это одна из самых дорогих в мире частных компаний. Только в 2022 году ей удалось привлечь финансирование на сумму в $2,2 млрд, а общий объем вложенных в этот бизнес средств достиг $9,4 млрд. Правда, с уверенностью заявлять, что на IPO самый дорогой космический стартап мира выйдет именно в 2023 году, невозможно. Причина — уже упомянутый курс ФРС на ужесточение монетарных условий, создающий сложности для проведения публичных размещений. Но, когда бы ни состоялось это размещение, оно обязательно привлечет к себе повышенное внимание, невзирая на финансовые показатели эмитента.

Куда более осязаемые планы демонстрирует сервис доставки продуктов Instacart Inc, который намерен разместить свои акции на Nasdaq уже в следующем месяце. Сентябрь станет насыщенным на события, так как другой крупный игрок рынка – SoftBank готовит к листингу своего британского разработчика чипов – Arm, в надежде привлечь до $10 млрд. Все вышеописанные претенденты имеют высокую капитализацию и станут бесспорными хедлайнерами IPO этого года.

Среди китайских компаний, которые ожидают листинга в 2023 году, можно выделить Zeekr — бренд электромобилей, который принадлежит Zhejiang Geely Holding Group. Размещение Ant Group Джека Ма обещает стать самым событием на этом рынке в мире. Около месяца назад финтех-компания была оштрафована Народным Банком КНР, что может ознаменовать завершение расследования в отношении финтех-компании со стороны китайских властей, после чего она вновь может начать спокойно готовиться к IPO.

А самым ожидаемым можно назвать первичное размещение ByteDance. Стоимость стартапа, которому принадлежит, пожалуй, наиболее популярное в мире приложение для коротких видео TikTok, оценивается в $200 млрд. В США на компанию оказывается политическое давление в связи с неуверенностью американского государства в безопасности конфиденциальных данных пользователей. В Китае же компания не спешит с листингом из-за повышенного внимания местных государственных регуляторов к технологическим компаниям. В случае если это давление в текущем году действительно уменьшится, шансы на проведение IPO у ByteDance до конца года остаются.