Конечно, для того чтобы монашеский дух был в обители, надо, чтобы он был прежде в самих монахах. Поэтому больше всего отец Паисий прилагал старания к тому, чтобы возделать в молодых иноках монашеский нрав и образ мыслей. Живя вдали от монастыря, он иногда видел «по духовному телевизору», как ведёт себя тот или иной молодой монах или послушник, и потом старался их исправить.
Как-то раз в монастырь приехал из Каира архиепископ. Отец Паисий, как обычно, был у себя на келье, а вся братия и несколько бедуинов собрались посидеть с владыкой в архондарике. А будущий архиепископ Синайский отец Дамиан, тогда иеродиакон, в молодости был очень живой и любил пошутить.
Вы читаете отрывок из «Жития преподобного Паисия Святогорца». Москва, Орфограф, 2021, стр.245-247
И вот он начал показывать разные фокусы: то палец себе «отрывал», а потом «приделывал на место», то спичечный коробок «растворял в воздухе», то чайные ложки… А в свите архиепископа был пожилой и совсем простой бедуин. Он принимал все эти трюки за чистую монету и глядел на отца Дамиана с недоумением и страхом.
Когда на следующий день отец Дамиан поднялся в келью отца Паисия, тот прямо с порога строго сказал ему:
— Ну и что за цирк ты вчера вечером устроил в архондарике?
— Что вы, какой там цирк?.. — начал оправдываться отец Дамиан. —Так, собрались с владыкой в архондарике, немножко поговорили, немножко пошутили…
— Хорошо же поговорили! — сказал преподобный. — Я что, не видел, как ты там разные дьявольские штуки вытворял?
Отец Дамиан пытался оправдаться и объяснить, что всё это невинные детские фокусы, которые он показывал раньше детям в воскресной школе. Но преподобный ответил:
— Да пойми же ты: бедуины — люди совсем простые. Они будут считать тебя колдуном и вместо уважения станут относиться к тебе со страхом. Помнишь, какими глазами на тебя глядел тот бедуин, что приехал с владыкой?
Отец Дамиан поразился, что отец Паисий знал всё, словно видел собственными глазами. Но не меньше поразил его принцип духовной оценки отцом Паисием абсолютно любых действий и слов: критерием была лишь духовная польза или духовный вред, которые из слова или действия проистекали.
Делом мирским и неподходящим монаху отец Паисий считал страсть отца Дамиана к фотографированию. Однажды преподобный взял у него фотоаппарат и бросил его в скалы. Потом сходил за ним и отдал отцу Дамиану. Фотоаппарат оказался абсолютно цел. Отец Дамиан оторопел, увидев фотоаппарат невредимым, и зарёкся впредь делать снимки. Преподобный улыбнулся и проговорил: «Да ладно, снимай уж, но в меру, с рассуждением».
«Так, потихоньку, — рассказывал потом отец Дамиан, — с помощью отца Паисия я начал понимать, что монашество — это гораздо более тонкое дело, чем мне казалось раньше».
А один послушник в те годы писал другу: «Отец Паисий — это настоящее сокровище с точки зрения опыта, святости и рассуждения. Сам он совершает великие подвиги, проводит жизнь в жесточайшей аскезе, лицом к лицу сражается с дьяволом. Его любовь и понимание ближнего исключительны. Находясь рядом с ним, я чувствую себя маленьким, слабым, неразумным ребёнком, тогда как отец Паисий—муж сильный и испытанный огнём искушений».
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь