Сегодня покажу вам открытки №23, 24, 25 ("Водевиль"; "Н. В. Гоголь и М. С. Щепкин"; "Большой (Петровский) театр в Москве").
Продолжаю публиковать набор открыток "История русского театра", набор состоит из 32 открыток с работами художника Владимира Семенова.
Текст ниже в статье перепечатан с оборота этих открыток.
Автор текста О. А. Туркестанова.
"Водевиль
Водевиль - жанр, без которого невозможно представить афиши театров первой половины XIX века. С ним связано творчество таких известных авторов, как В. Асенкова, Н. Дюр, М. Щепкин, А, Мартынов. К этому жанру обращались писатели различных направлений: И. Крылов, А. Шаховский, А. Грибоедов и многие другие. "Все пустились в водевили", - справедливо писал ведущий драматург той эпохи, Н. Хмельницкий. Действительно, водевили сочиняли не только профессиональные литераторы, но и чиновники, аристократы, люди, занимающие высокие государственные посты.
Родина водевиля - Франция. Первым человеком, который начал "прививать" этот жанр на русской почве, был драматург, издатель и известный театральный деятель князь А. Шаховской. Его водевиль "Казак-стихотворец", поставленный на русской сцене, пользовался большим успехом. В 20-30-е годы водевиль был изящным по форме, веселым и забавным спектаклем, с легкой интригой и любовным сюжетом. Большое место в нем занимала музыка. В 40-е годы характер водевиля резко меняется. К этому времени был уже написан Н. Гоголем "Ревизор", все чаще и чаще появляются критические статьи В. Белинского о театре. Да и публика в зрительном зале тоже переменилась: основными зрителями становятся "маленькие люди" - чиновники и студенты. Водевиль приобретает более социальный характер, все чаще обращается к злободневным проблемам. В это время из него практически исчезает куплет, который изначально являлся обязательной составной частью этого жанра.
Во второй половине XIX века водевиль сходит со сцены русского театра, уступая место бытовой комедии.
Н. В. Гоголь и М. С. Щепкин
Николай Васильевич Гоголь писал в "Петербургских записках" 1836 года: "Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство". Именно так понимал Гоголь назначение театра, когда создавал "Ревизора", "Женитьбу", "Игроков" и другие драматические произведения.
Грустный смех Гоголя слышен был со сцены многих театров, но впервые громко прозвучал он со сцены Малого театра, и в первую очередь потому, что в нем играл Михаил Семенович Щепкин. Выдающийся актер, первый представитель реалистического направления в исполнительском искусстве, он обладал редким для этой профессии качеством - самокритичностью. Это же было свойственно и Гоголю. Реформатор-актер и реформатор-драматург - жизнь не могла не свести их вместе. Творческая дружба этих людей после премьеры "Ревизора", в котором Щепкин сыграл роль Городничего, была искренней и неразрывной. Гоголь большинство своих пьес написал для Щепкина, а Щепкин ценил Гоголя выше всех драматургов своего времени. Сила Щепкина-актера заключалась в том, что он добивался не только внешнего правдоподобия на сцене, но создавал социально-психологические характеры. И кто, как не герой гоголевских произведений, помог ему в этом. Два корифея русского театра XIX века навсегда остались неразрывными в памяти потомков.
Большой (Петровский) театр в Москве
В 1776 году театральный предприниматель М. Медокс и московский губернский прокурор князь П. Урусов основали театральную группу, объединив крепостных актеров с актерами Московского университета и частной группой антрепренера Н. Титова. В труппу вошли известные артисты В. Померанцев, А. Ожогин, Г. Базилевич, позже С. и Е. Сандуновы, Я. Шушерин и другие. По 1780 год спектакли ставились в доме графа Р. Воронцова на улице Знаменке (ул. Фрунзе). Затем было построено специальное театральное здание на углу Петровки, на месте нынешнего Большого театра, и театр стал называться Петровским.
Репертуар первого в Москве постоянного театра был самым разнообразным, ставились драматические, оперные и балетные спектакли. Здесь обрели свою сценическую жизнь первые русские оперы "Мельник - колдун, обманщик и сват" М. Соколовского и "Несчастье от кареты" В. Пашкевича.
Пожар 1805 года оставил от Петровского театра одни руины. Двадцать лет шло строительство нового здания. В 1825 году открытие театра состоялось, и называть его стали Большим".
Продолжение следует...
Начало публикации этого набора открыток можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/suite/5720b64e-c0bc-44e6-b5f6-7a11bfe31028?share_to=link
Благодарю за просмотр!
Прошу поддержать мой канал лайками, комментариями и подпиской.
Ваши лайки, подписка и активность в обсуждении очень помогут развитию канала.