Найти в Дзене

Теория личности К. Левина. Теория Поля.

Оглавление

В этой статье описаны главные положения теории личности Курта Левина. Исходя из его теории, мы обсудим следующие вопросы:

  • Кто такой Курт Левин? Каков его вклад в науку?
  • Что такое квазипотребности и как они определяют поведение человека?
  • Что такое напряженная система и разрядка системы?
  • Замещающие действия.
  • Понятие психологического «поля» и «жизненного пространства».
  • Понятие «временной перспективы».

Кто такой Курт Левин?

Курт Левин - немецкий и американский психолог, который внес огромный вклад в развитие психологии, став крупнейшим в истории психологии экспериментатором и теоретиком, а также признан основателем современной социальной психологии.

Курт Левин
Курт Левин

Благодаря Курту Левину в современную психологию пришло фундаментальное понятие «поле», которую он позаимствовал из квантовой теории физиков, так как по его мнению психологическое «поле» должно соответствовать физической теории общего поля. Исходя из этого, он разработал свою теорию, дополнив ее понятиями «жизненного пространства», «временной перспективы», которую активно использую в рамках групповой терапии по сей день.

«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» Курт Левин

Ну и конечно же не стоит забывать, что К. Левин был ярким представителем гештальтпсихологии и что положения этой школы нашли свое отражение и в его теории личности.

Положения К. Левина о потребности

По мнению Левина, движущей силой человеческой деятельности является потребность. В его терминологии это звучало: «Потребности — мотор человеческого поведения». Что же понимал К. Левин под потребностью?

Под потребностью он понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия.

Например: вы сейчас читаете эту статью. У каждого из вас могут быть различные причины для этого. Кто-то хочет изучить новую информацию, а кому-то нужно сделать презентацию к следующей паре, как раз по этой теме. Но сам факт, что вы ее читаете, говорит о том, что вы выполнили намеренной действие, которое говорит о наличие квазипотребности.

Что такое квазипотребность?

Существует 2 типа потребностей:

  1. «Истинные» потребности - врожденные, биологически обусловленные.
  2. Квазипотребности - социальные, так как возникают в данный конкретный момент.

Как всякая потребность, квазипотребность стремится к удовлетворению. Удовлетворение же квазипотребности состоит в разрядке ее динамического напряжения. Следовательно, квазипотребность, по Левину, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).

Простыми словами: намерение, которое из-за напряжения стремится к удовлетворению.

Если брать пример с прочтением данной статьи(см. выше), то квазипотребность - это «прочитать статью», а «истинная» потребность (как ее называл К. Левин) - это «потребность в познании». Потребность всегда стоит за квазипотребностью, так как по терминологии Левина, между обоими видами потребностей существует коммуникация, и квазипотребность иерархически связана с истинной потребностью.

Квазипотребность вытекает из «истинной» потребности, которая, в отличии от квазипотребности, врожденная и биологически обусловленная

При этом К. Левин подчеркивал, что по своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных потребностей. Закономерности протекания и действия потребностей и квазипотребностей одни и те же.

Что значит напряженная система и разрядка системы?

Начнем с эксперимента на «прерванное действие»:

Испытуемому дается некое задание — довольно элементарное, например, сложить фигуру из разрезанных частей, нарисовать предмет, решить головоломку. Испытуемый начинает выполнять это задание. То обстоятельство, что субъект решил выполнить задание, означает, по Левину, возникновение намерения, напряженной системы (квазипотребности). По мере того как человек выполняет это задание, т. е. осуществляет свое намерение, эта система разряжается. Завершение выполнения задания означает разрядку системы.
Однако, когда экспериментатор прерывал первое задание на середине и просил начать выполнять второе, то оказалось, что в 86% испытуемых возвращались к прежнему прерванному действию, сразу после выполнения второго задания.

Вывод: так как работа не завершена — система не разряжена. И обращение к этому прерванному действию означает, что система, оставаясь все еще заряженной, стремится к разрядке.

К. Левин не предавал значение содержанию потребности. Главное, по его мнению, это то, насколько система напряженная. Чем больше система напряжена, тем больше и точнее мы должны ее разрядить. Однако, в отличие от животных, процесс разрядки у людей может совершаться разными путями. Способ удовлетворения квазипотребности у человека носит гибкий характер.

Замещающее действие

Приведенные результаты и многие другие наблюдения навели К. Левина на мысль о том, что удовлетворение потребности (выполнение намерения) может приобрести характер замещающего действия, что можно выделить условие, при котором деятельность будет обладать замещающим смыслом.

Сотрудницы К. Левина (А. Малер и К. Лисснер) провели «опыты на замещающее действие», которые представляли собой вариант опытов на прерванное действие (см. эксперимент выше), однако, задание которым прерывали предыдущее, было по своему содержанию непохоже на прерванное. А в опытах Малер и Лисснер второе задание (то, которым прерывали) было либо аналогично, либо похоже на первое (на то, которое было прервано). Оказалось, что в таких случаях возврат к прерванному действию был чрезвычайно невысок. Выполнение второго задания замещало выполнение первого.

Сможем ли мы закрыть потребность замещающим действием зависит от:

  • 1.Степени напряженности системы
  • 2.От степени достижимости цели

Возьмем более бытовой пример: наша квазипотребность - съесть зеленое яблоко, однако, все продуктовые магазины уже закрыты (цель недостижима), но у нас в холодильнике есть ягоды, которые по вкусу тоже кислые. В этом случае наше потребность может удовлетвориться благодаря замещающему действию, а значит система будет разряжена.

На основании опытов К. Левин обосновал положение о том, что квазипотребности могут находиться в состоянии коммуникации, при которой энергия из одной системы переходит во вторую.

Понятие психологического «поля» и «жизненного пространства»

К. Левин подчеркивал связь квазипотребности с предметом. В формулировке Левина это звучало так: вокруг нас существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью, либо положительной, либо отрицательной.

Что же он подразумевал под валентностью? Для ответа на вопрос рассмотрим следующий эксперимент:

В пустой комнате на столе лежат 5 разных предметов (книга, колокольчик и тд). Испытуемые – профессора и студенты. Организатор сказал, что ему нужно отлучиться (сделать звонок), а после вышел из кабинета, и якобы после этого начнется эксперимент, но сам начал наблюдать через специальное зеркало. Сразу после того, как организатор вышел из кабинета, испытуемые начали выборочно трогать разные предметы. Какие-то были для них более притягательными (положительная валентность), а какие-то предметы, возможно, их отталкивали или же не интересовали (отрицательная валентность).

Для К. Левина было важно установить, что психологическое «поле» (окружающая ситуация) таит в себе возможность вызвать действие в направлении предмета с положительной валентностью или уйти от предмета с отрицательной валентностью. Это означает, что субъект с его внутренними заряженными системами (испытуемый) и окружающая ситуация (кабинет с предметами) - единый континуум. Поэтому он решил ввести понятие «жизненного пространства», которое уже включает в себя и то, и другое.

Пример поведения исходя из валентности предметов
Пример поведения исходя из валентности предметов

Получается, что «жизненное пространство» - это часть поля, которая влияет на поведение человека в данный конкретный момент, состоящий из людей и предметов, которые присутствуют и занимают его внимание здесь и сейчас.

Он также хотел показать, что всякая потребность (квазипотребность) связана с окружающим миром. В своих лекциях он часто говорил о том, что нет потребности без предмета, способного ее удовлетворить. Так же как и любой предмет приобретает валентность благодаря существованию или возможности существования потребности.

«Полевое» поведение

Валентность вещи должна соответствовать смыслу потребности. И если валентность подчиняется смыслу потребности – то действие, с помощью которого мы удовлетворяем потребность, намеренное.

Если же человек подчиняется валентности вещей, за которой не стоит потребность, то такое поведение не намеренное, не волевое, оно «полевое».

К. Левин продемонстрировал феномен «полевого» поведения в следующем эксперименте:

В эксперименте участвовали девушки-студентки, играл патефон. Инструкция гласила: «Пожалуйста, пригласите даму и потанцуйте — а я буду записывать». Реакция испытуемых была различной: большинство из них смущались, отказывались, некоторые выполняли инструкцию, «они танцевали неуклюже, наступали на ноги девушкам. Однако были и такие испытуемые, которые всматривались в «дам», выбирали хорошенькую девушку и с удовольствием пускались в пляс»

Те, кто решились потанцевать - встали «над полем», преодолев свое смущение, а те кто все же отказались, оказались во власти «поля», т.е. проявили «полевое» поведение.

Понятие «временной перспективы»

Понятие «жизненного пространства», а то есть целостную систему, объединяющую личность и окружающую среду, К. Левин дополнил понятием «временной перспективы».

Он подчеркивал тот факт, что «психологическое поле», существующее в данный момент, включает в себя представление о своем будущем и прошлом. Когда человек воспринимает, переживает свое теперешнее положение, то это переживание неминуемо связано с его ожиданиями, желаниями, представлениями о будущем и прошлом.

То есть, «временная перспектива» — это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента

Пример:

К. Левин в качестве примера приводил случаи с молодыми заключенными, которых должны были досрочно освободить из лагеря за хорошее поведение и которые буквально за несколько дней до освобождения совершали попытку к побегу. К. Левин задавался вопросом, почему молодые люди, которых досрочно освобождали за хорошее поведение, совершали такой неадекватный, наносивший им вред поступок?

К. Левин считал, что маячившая свобода динамически была уже в их «настоящем» жизненном пространстве, «будущее» было динамически представлено в виде силового вектора «поля в данный момент». «События» будущего (освобождение) действовали в «поле настоящего момента», стиралась разница между тем, к чему человек стремится, и тем, что реально существует. К. Левин утверждал в своих лекциях, что «ситуация данного момента» на самом деле является не ситуацией вне протяжения времени, она включает прошлое и будущее.

Ожидание будущего, в связи с настоящим, влияет на наше поведение.

Основной принцип теории поля, говорит нам о том, что поведение или другие изменения в психологическом поле зависят от структуры поля «в данный момент времени», учитывая прошлый опыт и будущие события.

Использованная литература:

  • Зейгарник Б.В. «Теория личности Курта Левина»
  • Н. Лебедева, Е. Иванова «Путешествие в гештальт. Теория и практика»