У нас в стране вполне известен стиль тунбицюань (通臂拳 tōngbìquán) традиционное китайское боевое искусство, включенное в список национального нематериального культурного наследия. С развитием стиля, он постепенно распространился по разным регионам Китая, хорошо прижился на местах, сформировав местные особенности, благодаря выдающимся представителям Мира Ушу начала ХХ века.
Сегодня немного расскажем про Гун Чэнсяна, который является родоначальником ханчжоуской школы этого кулачного искусства и был известен как гроссмейстер тунбицюань (通臂大师 Tōngbì dàshī).
Его отец был профессиональный военный, успешно сдавший экзамены на степень цзюйжэня (武举 wǔjǔ). Поэтому Гун с детства занимался боевыми искусствами, начиная с семейного малоизвестного стиля фухаймэньхуцюань (佛海门户拳 Fú hǎi ménhù quán). Повзрослев, путешествовал на юг и север, посещал известных учителей по всему миру.
Его лично обучали такие легенды Мира Улинь, как Ван Цзыпин, Ма Цзиньбяо, Юй Чжэньшэн, Ма Инту, Ли Цзинлинь, Ян Чэнпу и другие. В том числе и знаменитые преподаватели в Центральном Институте боевых искусств Нанкина, а среди его друзей был такой необычный человек, как Хайдэн, о котором мы рассказывали в статье про еще один около шаолиньский миф.
Его отец, Гун Мэйлинь (巩梅林 gǒng méilín) умудрился случайно уронить экзаменационную алебарду во время столичного экзамена на очередной воинский чин, тем самым "потеряв лицо".
После чего от расстройства серьезно заболел и вскоре умер по возвращении домой. След за ним от таких семейных невзгод умерла мать. И было тогда Гун Чэнсяну всего восемь лет..
Оставшегося без родителей, его воспитывали тетки, заодно обучая фехтованию на шестах (齐眉棍 qíméigùn) и местной технике меча дао, названной по имени Ма Чао (马超 mǎ chāo,176-222) - генерала царства Шу и персонажа романа "Троецарствие".
Его дядя Дун Цзэцзи, известный в Цзилу как Дун Лаолинь, тоже был мастером боевых искусств. Он как раз и обучал его "буддийскому кулаку" (佛海门户拳 fóhǎiménhùquán). Но сам мальчик считал, что его семейных навыков боевых искусств недостаточно, поэтому он отправился в уезд Гаоян, чтобы учиться под руководством Гун Юйлуна. Там он изучил знаменитую технику ночного боя на восемь сторон света меча-дао ( 夜战八方刀 yèzhàn bāfāngdāo). В последствии, благодаря этим навыкам он получил прозвище Повелитель острого меча-дао (快刀王 kuàidāowáng)
Так же он изучал различное гибкое оружие, такое как трехсекционный шест (三节棍 sānjiégùn), веревочный дротик (绳镖 shéngbiāo) и семисекционный хлыст (七节鞭 qījiébiān).
Его дядя видел, что Гун добился больших успехов в боевых искусствах, и он привел его в охранное бюро в Тяньцзине, чтобы у Гун Чэнсяна появилась возможность зарабатывать на жизнь. Там же он познакомил его с Лю Чжэньшэном, с которым был хорошо знаком по охранному бизнесу. Лю был широко известен в Мире Цзянху как Молниеносная рука проворного Лю (闪电手飞燕子刘 Shǎndiàn shǒu fēi yànzi liú)
Лю в то время был главой семейного бизнеса, состоявшего из бюро (镖局 biāojú), предоставлявшего охрану для сопровождения путешественников или товаров, а заодно и лавки традиционной медицины (中药行 zhōngyào xíng). И у него Гун изучил стиль мицзунцюань (秘宗拳 mìzōngquán), получив истинную передачу этого искусства, передаваемую внутренне, а не внешне:
传内不传外
Поэтому сам Гун, а затем и его ученики до сих пор почитают Хо Юаньцзя своим патриархом Школы (祖师爷 zǔshīyé).
Спустя некоторое время, по рекомендации Лю, Гун поступил в подразделение Северной армии в качестве инструктора по боевым искусствам. Но после разгрома Хубэйской армии, Гун был вынужден отправиться в Нанкин, чтобы хоть как-то попытаться в столице заработать на жизнь. Там он встретился с двумя известными мастерами, серьезно повлиявшими на его последующую жизнь.
В апреле 1923 года в Шанхае проходила Конференция Китайской Республики по ушу, и после показательных выступлений Оргкомитет конференции назвал его одним из «Восемнадцати мастеров боевых искусств».
В 1927 году после основания Нанкинского Института боевых искусств Юй Чжэньшэн был принят на работу в качестве преподавателя боевых искусств (в основном обучал Чацюань), где стал одним из трех основных консультантов. В отличие от многих других сотрудников Института, после основания КНР он не подвергался репрессиям, а наоборот активно участвовал в очередных реформах ушу.
В марте 1956 года на народной политической консультативной конференции провинции Цзянсу предложил ставшую знаменитой формулу:
Для того, чтобы люди укрепляли свои тела, правительство должно энергично продвигать китайские боевые искусства.
Несмотря на свой преклонный возраст, из любви к боевым искусствам он продолжал преподавать практически до конца своих дней, и по воспоминаниям учеников практиковал работу в паре до восьмидесяти лет.
Вторым был Ма Цзиньбяо (马锦彪 mǎ jǐnbiāo), из народности хуэй и брат по школе Ван Цзыпина, декана одного из факультетов Центрального Института.
Благодаря этим знакомствам и рекомендации его двух друзей, Гун Чэнсяна допускают до экзаменов, а затем и принимают в качестве преподавателя Центрального Института Гошу.
Обучившись и набравшись опыта, он затем преподавал в университете Цзиньлин.
В 1929 году его откомандировали в Военную академию Вампу в качестве преподавателя боевых искусств, а через четыре года он стал главным инструктором по боевым искусствам в Лушане, провинция Цзянси, где также провели некое подобие Национальных экзаменов по боевым искусствам, и он уверенно занял первое место.
Во время антияпонской войны Гун Чэнсян воевал в Цзянсу, Цзянси, Чжэцзяне, Аньхое и других местах, а после окончания войны отправился в Ханчжоу, где продолжал заниматься преподаванием ушу, работая главой отделения Чанцюань тогдашнего Института боевых искусств провинции Чжэцзян.
Поселившись в Ханчжоу, Гун Чэнсян начал передавать и развивать тунбицюань, который также сочетает в себе особенности фоханьцюань (佛汉拳 Fоhànquán), формируя тем самым свои уникальные стилевые характеристики. Впоследствии эта ветвь стала известна как Ханпай тунбицюань (杭派通臂拳 Háng pài tōng bì quán), то есть школа тунбицюань Ханчжоу.
Стиль характеризуют такими строками:
腿如两只手、手如流星、腰如蛇形、脚如钻形、
胆如虎、行为鼠、静如处子、动如脱兔.
Можно перевести так:
Ноги - как две руки, руки - как падающие звезды, талия подобна змее, ноги подобны сверлу,
отвага как у тигра, двигаться как мышь, тихий как девственница, шустрый как убегающий заяц.
Вот такая история...
Всем хороших тренировок!
Дм. Моисеев, СПб