Сегодня расскажем довольно печальную историю о том, как «любовь к мифотворчеству» и «красивой истории» может в итоге сыграть плохую службу даже отличным мастерам...
История эта в своё время наделала много шума в Китае, но сейчас об этом мало кто помнит, а на постсоветском пространстве и не слышали скорее всего. Хотя фильм 1979 года гонконгской кинокомпании Great Wall Film Company, тоже сыгравший свою печальную роль, видели многие!
В течение многих столетий китайцы всегда твердо верили, что действительно существуют очень утонченные, изысканные боевые искусства, очень высокого уровня, полные тайн и секретов. С точки зрения обывателя, наиболее близкими к сути "истинного Гунфу" должны были быть боевые искусства Шаолинь: какой бы роман о боевых искусствах вы ни читали, в нем обязательно появление шаолиньского кунг-фу. До сих пор ходят легенды о Северном Шаолине и Южном Удане в Мире Цзянху. При этом, насколько было удивительно это шаолиньское кунг-фу, мало кто видел на самом деле до... восьмидесятых годов ХХ века.
Однако, много кто этим пользовался! Когда по указу Госкомспорта КНР делали тотальное исследование и перепись боевых искусств, то даже шутили, что сложно найти стиль ушу, который так или иначе бы не ссылался на монахов Шаолиня в как своего первопредка. Выходило, что монахи этой небольшой и затерянной в горах обители только и делали, что веками шлялись по стране с целью создания новых стилей.
Кстати, и на Первых всекитайских испытаниях по боевым искусствам в Нанкине разнообразные шаолиньские стили тоже были обильно представлены. Вот только к самой обители они ни как не относились - просто хорошо эксплуатировали хорошо известную в народе "торговую марку". В то время это вполне прокатывало, тем более, что в недавно закончившейся гражданской войне этот храм - сожгли, а выжившие монахи разбежались по стране. То есть предъявить претензии было - некому. Но это - тогда.
Так и было в нашей истории. Поначалу. Но вернемся к нашему герою, который у многих отечественных любителей ушу известен как Настоятель монастыря Шаолинь.
С его слов, заниматься боевыми искусствами он начал с семи лет, тренируя под руководством своего дяди стиль цзымэньцюань (字门拳 zìménquán), где главенствует принцип:
одинаково тренировать кулак и ци, достигая гармонии кулачного искусства.
Существует гипотеза, что узнав, так сказать, из первых рук, о полном уничтожении монастыря Шаолинь, молодой Хайдэн стал потом рассказывать, что в те же годы он стал личным учеником у шаолиньского монаха Жуфэна (和尚汝峰 héshàng Rǔ Fēng), у которого он якобы и изучил то искусство, что позднее сделает Наставника Хайдэна знаменитым на весь мир.
Это вполне могло сойти за правду - уже прошел год после гибели храма, и кто-то из уцелевших монахов мог вполне добраться из Хэнани в Сычуань в поисках лучшей доли. Однако тут были опасные подводные камни, о которых в то время мало кто знал. Но об этом - позже. Просто еще раз напомню, что отсылка к Шаолиню как известному брэнду было вполне нормальным явлением для той эпохи.
После основания Китайской Народной Республики мастер Хайдэн много участвует в различных соревнованиях и выступлениях по боевым искусствам, работая тренером по боевым искусствам в Шанхайском дворце спорта. Интересно, что он настаивал на изучении буддизма, медицины и классической литературы как обязательной составляющей для постижения ушу. В 1950-х годах он начинает вести буддийские проповеди в Шанхайской ассоциации буддийской молодежи, но 1967 году возвращается в Сычуань.
В сентябре 1979 года гонконгская кинокомпания Great Wall Film Company выпускает документальный фильм «Удивительные рекорды провинции Сычуань», где впервые он продемонстрирует для западных зрителей свои удивительные навыки, как раз шаолиньские наработки юноши (童子功 Tóngzǐ gōng) и - «Созерцание двух пальцев» (二指禅 èr zhǐ chán). Съемочная группа снимала необычное в провинции Сычуань, людей или вещи, и режиссер случайно услышал, что
в городе Цзянъю есть монах с магическими способностями.
С выходом этого фильма имя Хайдена впервые стало широко известно.
Наставник Хайдэн на тот момент уже был довольно известен в стране и даже издал собственную книгу для проповеди буддизма. В то время выходило много различных материалов, где он так или иначе был связан с шаолиньским кунг-фу, поэтому многие люди решили, что настоятелем храма Шаолинь на самом деле был Хайдэном.
В 1985 году в США отправляется китайская делегация, где Наставник Хайдэн будет представлен как Настоятель Шаолиня, хотя лишь в 1986 году Буддийская ассоциация Китая возобновила назначение на пост настоятеля Шаолиня. Формально двадцать девятым настоятелем надо бы считать Ши Дэчаня (释德禅 Shì dé chán, 1907-1993), тем более, что именно он ещё в 1984 году постарался собрать в храме бывших монахов и мирян, чтобы собрать и сохранить уцелевшие на тот момент крупицы знаний.
Ну а дальше - пошла уже печальная часть истории.
Руководство восстановленного монастыря стало оспаривать какую-либо принадлежность Хайдэна к храму и его искусствам.
Сразу же припомнили имя его якобы учителя-монаха. Тут дело вот в чем: достаточно давно, чуть ли не при основании Шаолиня, было определены имена для поколений монахов и каждое новое поколение начиналось с нового иероглифа. Стела с этим перечнем есть и по ныне. На момент этих дрязг были живы монахи с 31 по 34, а первый иероглиф в имени монаха Жуфэна (汝 Rǔ) - это аж 67 поколение!
Хайдэн сказал, что он забыл или перепутал первый иероглиф имени. В ноябре 1985 года его привезли в Шаолинь, где в так называемом «Лесу пагод» ( т.е. кладбище), удалось найти захоронение монаха с совпавшим вторым иероглифом имени (峰 Fēng). Однако тот жил ещё в годы монгольской империи Юань, и никак не мог быть его учителем.
Кроме того, дотошные шаолиньцы откопали монаха, который все эти годы жил на руинах храма, и тот показал судебному следователю:
Я стал монахом в Шаолине, когда мне было семь лет, и я не покидал храм более 70 лет, и никогда не встречал Хайдэна.
Было ещё история с липовым удостоверением шаолиньского главного наставника, куча прочей грязи, которую активно выливали на него, и если раньше пресса его превозносила, то теперь, увы... Да и не только она, обвиняя его даже в том, что он всех обманывал, чтобы улучшить свое финансовое состояние.
Это не могло не сказаться негативно на его здоровье, и в 1989 году он скончался. Дрязги тянулись еще долго после его смерти, но в 1991 году соответствующие ведомства наконец-то разобрались, да и не нашли никаких залежей богатств. Хоть Хайдэн и стал известен на всю страну, он по-прежнему жил простой жизнью, а большую часть подношений жертвовал на строительство храмов и для улучшения жизни монахов...
Вот такая невеселая история... А могло б всё произойти иначе...
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки - благодаря этому статью увидят больше читателей!
Не забывайте делать перепосты, а мы будем продолжать радовать вас интересными, познавательными и полезными материалами по китайской истории, культуре и боевым искусствам!
Всем хороших выходных!
Дм. Моисеев, СПб - 2023