1941 год
Украина
На рассвете 19 сентября 1941 года, когда стало ясно, что Киев удержать не удастся, группа руководства Наркомата внутренних дел УССР покидала столицу Советской Украины. Для её обороны ранеебыл срочно сформирован сводный полк НКВД. В состав полка вошли группы из работников наркомата под руководством капитана Кононова и майора И.Г. Нагорного, группа сотрудников Черниговского УНКВД, группа сотрудников Киевского УНКВД. В состав полка также вошёл 4-й батальон особого назначения под командованием полковника Косырева, комбата П.О. Добричева, майора Г.О. Островского, и ряд других частей.
До последнего бойцы и командиры 4-го батальона выполняли свои непосредственные обязанности: формировали партизанские отряды, организовывали для них тайные склады оружия, боеприпасов и продовольствия; принимали участие в эвакуации на восток заводского оборудования и ценных грузов; охраняли коммуникации и особо важные объекты. Но на рассвете 19-го все это осталось в прошлом. В составе сводного полка батальон выступил на восток. Вначале ехали на машинах, в сопровождении танкетки и одного трофейного БТР.
До Борисполя добрались без приключений, а под Яготином на колонну полка наскочила группа немецких разведчиков – мотоциклистов. Их обстреляли из пулемётов. Едва они исчезли, как с левого фланга появились немецкие бронетранспортёры и легкие танки. Колонну обстреляли. Пришлось свернуть на Переяслав.
К вечеру добрались до села Вовчки, расположенном километров в 15 от Переяслава. Здесь ещёдымились отдельные дома. Это был результат налета немецкой авиации на части 26-й армии, скопившиеся в селе и подле него. Вокруг было много убитых и раненных.
В Вовчках к штабу сводного полка присоединился с группой партаппаратчиков секретарь Переяславского райкома партии Филимон Антонович Свириденко. Он сообщил, что в Переяславе немцы.
Поздно вечером собрались командиры воинских частей, скопившихся в Вовчках, чтобы общим решением избрать единое командования и вместе прорываться к своим. Полк НКВД представлял заместитель наркома внутренних дел УССР полковник Т.А. Строкач.
В связи с тем, что связь со штабом фронта была утрачена, было решено провести разведку по местоположению противника. В ту же ночь до Ерковцы и Дивички были высланы разведчики в поисках частей 4-й дивизии НКВД, которая под командованием полковника М.Ф. Мажирина держала оборону в том районе.
На рассвете 20 сентября наиболее боеспособные части сводного полка выступили лесной дорогой в направлении села Харкивци. Но у села полк угодил в засаду и был окружён немецкими частями. Начался тяжёлый бой, который шёл целый день. Такой же бой начался и в селе Вовчки, где оставались подразделения 26-й армии и часть бойцов и командиров сводного полка НКВД.
С первых же минут под Харкивцами немцам удалось уничтожить танкетку и БТР наших войск, но и сами они потеряли шесть танков из двенадцати, которые приняли участие в этом бою. После таких потерь немцы отвели свои танки в тыл, а в атаку пошла пехота. Началась рукопашная. В тот день отличились офицеры НКВД Кононов, Добричев, Нагорный, Островский, Косырев, Любитов, комиссар центрального сектора обороны Киева полковник И.Г. Евминов. Полковник Строкач лично водил своих бойцов в атаку, пытаясь прорвать кольцо окружения.
Помимо бойцов в бою приняли участи женщины, сотрудницы НКВД: Екатерина Антоновна Зайченко, Н.И. Якубовская, курсант курсов НКВД П.Е. Сашнина и ряд других.
Н.И. Якубовская сражалась с немцами до последнего патрона. Когда же патроны закончились, и стало ясно, что ей не уйти, она последней пулей свела счёты с жизнью.
Только с наступлением темноты остаткам полка с большими потерями удалось, где прорваться, где просочиться через ряды немецких войск в направлении на Вовчки, где части 26-й армии отбили все атаки немцев. Среди спасшихся были полковник Строкач, подполковник Любитов, комиссар Евминов и ряд других офицеров. Здесь в Вовчках стал вопрос, что делать дальше?
Утром 21 сентября немцы начали прочёсывать Харкивцы в поисках раненых красноармейцев, которые не сумели уйти со своими. Всех найденных расстреливали на месте. Группу раненых бойцов сводного полка, оставленных в скирдах за селом, сожгли живьём. Среди прочих сгорел и Ф.А. Свириденко.
О потерях в том бою, под Харкивцами говорит такой факт. 4-й батальон НКВД особого назначения при формировании для обороны Киева насчитывал 1200 бойцов. В Вовчки из окружения под Харкивцами пробилось 207 бойцов и командиров, из которых 27 человек составляли раненные. Не меньшие потери были и в остальных частях сводного полка.
"Смертью храбрых погибла и сотрудница Черниговского УНКВД Мария Денисовна Поремская. По свидетельству сельских старожилов, даже враги были поражены мужеством и красотой этой "девушки с русой косой", как называют Марию в Харковцах. Над ее мертвым телом фашисты не глумились и позволили похоронить одной из первых..."
" Часть людей (как впоследствии установили из архивных документов, свыше 120 раненых) спряталась в скирде за околицей села. Узнав об этом, одна местная жительница "продала" их. Фашисты окружили тайник, однако добровольно в плен никто не сдавался. Тогда скирду подожгли. Палачи, нацелив автоматы, ожидали, когда жертвы начнут выползать из огня. Не дождались. Из пламени сначала тихо, а затем громче зазвучала... песня: непокорённые прощались с Родиной."
(Источник: Добричев В.)