Найти тему

Договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

Недавно наткнулась на новость: рынок лизинга восстановился до рекордных значений двухлетней давности. За второй квартал 2023 года продано 161 000 предметов лизинга. По экспертным оценкам, восстановление рынка связано с ростом предложения на рынке транспорта и появлением китайской техники. Означает ли это, что владельцы такси-бизнесов приспосабливаются к новым реалиям с технической стороны? - Вполне вероятно. И также полагаю, что юридически самой спокойной (в плане минимизации рисков) выглядит ситуация, когда предприниматель (ИП или учредитель ООО), являющийся владельцем транспортного средства, которое внесено в реестр такси, передаёт этот автомобиль в пользование по договору об обеспечении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (дальше будем называть его договором об обеспечении).

Ниже разберём особенности договора об обеспечении подробно, но вначале объясню, почему у меня такая позиция по наиболее выгодной для предпринимателя ситуация в такси-бизнесе. Всё потому, что ответственность в случае ДТП владелец транспортного средства будет нести только в случае, если ДТП произошло по причине непроведения техобслуживания легкового такси или его ненадлежащего содержания, - а за своими автомобилями обычно стараются следить, тем более, что по договору об обеспечении на плечи владельца ложится обязанность проводить ТО и содержать авто. Есть ещё ответственность владельца в случае непредоставления сведений в региональный реестр или ФГИС - причём не самим владельцем, а тем, кому предоставлен такой автомобиль (то есть предоставлять сведения обязан сам самозанятый). Но на сегодняшний день - когда формы такого предоставления информации ещё не вошли в обиход сторон по договору об обеспечении, - сложно предсказать, как будет реализована данная норма. Далеко не все региональные ведомства разместили на своих ресурсах нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление перевозок такси. Но те, что есть, - предусматривают подачу уведомления от лица, которому авто предоставлено по договору об обеспечении деятельности, а не от ИП / ООО, которое этим авто обеспечило.

Так, правительство Пензенской области в своём постановлении "Об утверждении Порядка организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Пензенской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Пензенской области" предусмотрело вот такую форму:

Разумеется, есть и минусы. Многие самозанятые, которые получат в пользование легковые такси по договору об обеспечении, не смогут быть "вечными клиентами", потому что, работая в белую, они довольно быстро выйдут за лимиты годового дохода, предусмотренные для плательщиков НПД (2,4 млн. руб.). Поэтому целесообразно будет заключать такие договоры на ограниченный срок.

Теперь предметно о договоре об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Во-первых, это абсолютно новый вид договора, названия которого нет в Гражданском кодексе РФ. Явно, что он относится к сфере услуг, а также предусматривает, в случае предоставления за плату, элементы аренды: если легковое такси передаётся в пользование за плату - это арендные отношения. (Предоставлять бесплатно? - Это не бизнес.)

Договор предусматривает двух участников (сторон договора). С одной стороны - тот, кто предоставляет авто в пользование (это может быть ИП или юридическое лицо, которое владеет на праве собственности или ином законном основании легковым такси, сведения о котором внесены в реестр легковых такси): эта сторона договора - исполнитель. С другой стороны - физическое лицо, использующее в своей деятельности специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход (так называемый "самозанятый"): это заказчик по договору.

Договор об обеспечении заключается с действующим перевозчиком-самозанятым, либо с целью получения самозанятым разрешения на осуществление перевозок легковым такси и включения самозанятого в реестр перевозчиков. Поэтому первая рекомендация: обязательно включить в договор пункт о том, что если в течение трёх дней с даты подписания договора самозанятый не подал соответствующее заявление о предоставлении разрешения на осуществление перевозок легковым такси в комитет / департамент / министерство, - то договор считается незаключенным.

Во-вторых, помимо арендной части, в договоре должны быть предусмотрены следующие обязанности владельца легкового такси (исполнителя):

  • обеспечивать возможность прохождения заказчиком предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителя легкового такси,
  • обеспечивать возможность проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, предоставленного заказчику (обращаю внимание: обеспечивать возможность и проводить тех.контроль и мед.осмотры за свой счёт - разные вещи; само проведение может быть платным и с привлечением других партнёров);
  • представлять в региональную информационную систему легковых такси информацию об использовании или о неиспользовании заказчиком (самозанятым) возможностей, о которых сказано выше (тех.контроль и мед.осмотр). Порядок такого представления, как сказано в 580-ФЗ, устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ, но пока ясности в этом вопросе нет: как всё будет работать, полагаю, мы узнаем совсем скоро;
  • обеспечивать представление заказчиком (самозанятым) в уполномоченный орган либо в региональную информационную систему легковых такси, уведомления о предоставлении заказчику в пользование легкового такси, сведения о котором внесены в региональный реестр легковых такси, до начала осуществления заказчиком перевозки пассажиров и багажа легковым такси, а также о сроке такого предоставления. Порядок представления и учета уведомления устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пензенский вариант скинула выше, и он довольно-таки простой);
  • осуществлять техническое обслуживание легкового такси, предоставленного заказчику, в сроки, предусмотренные документацией завода - изготовителя данного транспортного средства, а также содержание такого легкового такси.

Все указанные выше условия являются существенными для договора об обеспечении. Это прямо следует из п. 3 ст. 13 580-ФЗ, который, собственно, и ввёл в нашу правовую систему новый вид договора: договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Как мы делали договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси для своих клиентов

Несложно догадаться, что арендная часть в договоре об обеспечении сохраняется. Однако не стоит наивно думать, что прежние договоры аренды можно просто скопировать. Выше подробно описала существенные условия, которые должны быть в договоре. Нет существенных условий - считай, нет договора. Обязательно внесите все указанные пункты в новые договоры.

Что касается прежних договоров аренды - лично у нас они были не пустышками на 3 абзаца, а подробными и полноценными, в которых очень много пунктов было написано, что называется, слезами и кровью: каждый новый случай в практике добавлял соответствующий пункт в арендный договор. Например: при обратной приёмке авто по завершении срока аренды (сдаче водителем-арендатором) у нас предусмотрено, что заправлен полный бак, машина полностью чистая (кузов, двигатель, салон), проверяется комплектность. Если что-то не выполнено или отсутствует - арендатор платит арендодателю компенсацию по согласованному прайсу в приложении (за мойку, заправку, некомплект). Но случилось как-то, что арендатор пригнал немытую машину, заплатил причитающуюся компенсацию, а на следующий день, когда авто отмыли, оказалось, что хрустит бампер и множество царапин от притёртостей (вот не стандартных сколов от износов, а действительно, - как будто на КАДе тёрся обеими сторонами): крылья, двери - всё нужно было приводить в порядок, и сумма затрат на это была гораздо выше, чем компенсация за немытую машину. Конечно, позвонили водителю, попытались решить ситуацию миром, но в ответ услышали хамоватое: "Ну и как вы теперь докажете, что это всё возникло не после сдачи тачки?" Это было много лет назад, но после этого случая в во всех наших договорах аренды транспортных средств появился пункт о том, что если авто сдаётся в грязном виде, и в течение трёх дней после сдачи и помывки на нём обнаруживаются следы повреждений (при этом авто действительно не эксплуатируется - смотрим по спидометру), арендатор возмещает ущерб.

Наверняка, у вас в договорах тоже есть такие "выстраданные" фишки. Не исключаю, что мы даже за более, чем 10-летнюю практику юридического сопровождения такси-бизнеса, всё равно можем не всё знать. Плюс надо учитывать, что каждая ситуация в бизнесе - в определённой степени уникальна (несмотря на единое регулирование и внешнюю похожесть), а ещё есть региональная специфика, которая определяет правила "игры". Поэтому, как и раньше, я против шаблонных решений, образцов договоров, "рыб" и прочих прелестей, которые могут осложнить вашу жизнь. Из года в год я сталкиваюсь с ситуациями, когда взяли какой-то шаблонный договор "от соседа", который вообще не бьётся с реальностью: традиционно, в арендных договорах на авто обычно указано, что арендатор платит деньги за аренду по безналу или вносит наличными в кассу, а на самом деле ни одного такого платежа не проводится, - потому что арендодатель и диспетчерская у вас совпадают в одном юрлице, и деньги просто списываются этим же юрлицом с транзитного или номинального счёта арендатора. То есть активными действиями арендатор оплату на осуществляет, а юрлицо, выступая агентом и принимая-передавая заказы от агрегатора, заодно выполняет функции финансового посредника, обеспечивая движение денежных средств арендатора самостоятельно.

(Надеюсь, не сильно вас загрузила?)

В общем. Договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси у нас есть. Мы не дождались его образцов на интернет-ресурсе Минтранса и(или) хотя бы какого-то регионального ведомства, поэтому подготовили его сами. Если вы хотите воспользоваться нашим договором в качестве образца (а ещё лучше - посотрудничать с нами, чтобы такой договор подходил именно под ваши конкретные бизнес-реалии), мы на связи. Пишите!

И не забудьте подписаться на телеграм-канал автора статьи

-2