"Ура!" - подумалось мне при первом внимательном взгляде на календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса в новой единой федеральной образовательной программе. Сейчас расскажу, почему.
С 1 сентября 2023 года в России начинают действовать единые федеральные образовательные программы (ФОП) для 1-7 классов. В новом учебном году по ФОП будут преподаваться русский язык, математика и окружающий мир.
Так получилось, что единые Федеральные государственные образовательные стандарты уже не только внедрены, но даже обновлены. А учебники при этом допускалось использовать разные. В итоге темы изучались в разном порядке, в разном объеме, но (теоретически) к окончанию начальной школы знания детей должны были соответствовать единому стандарту. Логично, что, наконец-то, вместе с обновленными ФГОС появились и единые программы.
Думаю, за прошедший месяц (черновик этой статьи был создан еще 5 сентября, когда тема была особенно "горячей"), введение ФОП все желающие обсудили. Поэтому эту публикацию я и придержала на несколько недель, чтобы она была уже прикладной, полезной практически, а не "для поговорить по теме вообще".
Чему радоваться?
В стародавние времена в начальной школе была единая норма: каждые 2 недели проводились уроки развития речи. На них дети работали в отдельных тетрадях - "для работ по развитию речи" (обычные тетради в линейку, не какие-то специальные с печатной основой). Это были уроки русского языка, на которых учились писать сочинения и изложения.
Исключение составляли только школы, в которых работали по системе Л.В. Занкова - там был другой подход к развитию речи, сочинения писали ещё чаще. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Постепенно норма о регулярном проведении уроков развития речи уходила из практики, точечно сохраняясь в отдельных школах. Если говорить об учебниках, то в последние годы само существование сочинений и изложений полноценно (в понятном и привычном виде) поддерживалось только в учебниках Канакиной (УМК "Школа России"). Вот, например, упражнение из учебника для 2 класса:
Начинаются упражнения по развитию речи с составления небольших рассказов по серии картинок, изложений по опорным словам и иллюстрациям. Но постепенно появляются и сочинения по картинам, и изложения с элементами сочинения (где есть заданное начало, а продолжение и окончание надо придумать самому).
В других УМК развитие речи тоже присутствовало, но в менее привычных для нас формах. Вот, например, модуль "Развитие речи" в УМК "Начальная школа XXI века" реализуется через задания "Пишем письма". Он начинается только в 3 классе:
Текстов для изложений в таком учебнике не было совсем (возможно, они появились в более поздней редакции).
В учебниках Рамзаевой вообще не предлагалось материалов для сочинений и изложений, но их можно было включить в рабочую программу на усмотрение учителя.
Согласитесь, сложно говорить об одинаковом уровне развития речи относительно сочинений и изложений, когда дети учатся по таким разным учебникам.
Так вот - в ФОПах развитие речи вернулось в том же объеме - примерно 1 раз в 2 недели!
Если видишь на картине...
В единых ФОП уроки развития речи в основном опираются на работу с репродукциями картин, но вообще есть довольно большое разнообразие направлений работы:
- во 2 классе это сначала коллективное составление устного рассказа с записью нескольких предложений;
- есть и составление рецепта салата, и сочинение сказки;
- у некоторых уроков тема определена строго - например, составление устного рассказа по картине И. Шишкина "Золотая рожь"
- есть темы, сформулированные в общем виде - например, "Устное составление текста-описания натюрморта". Это значит, что учитель сам может определить, какую именно репродукцию он выберет для работы на уроке.
В 3 классе много сочинений по картинам. Все учебники снабжены цветными вклейками с полноцветными репродукциями. Между прочим, довольно приличного качества!
Вернулась вся классика, которая раньше была общеизвестна, а в последние лет 20 встречалась только в одном УМК. Теперь она не просто доступна для работы, а обязательна для всех.
Вот неполные перечень картин, работа с которыми предлагается ФОПами на уроках русского языка в модуле "Развитие речи":
- К. Маковский "Дети, бегущие от грозы",
- В. Поленов "Золотая осень",
- И. Хруцкий "Цветы и плоды",
- А. Рылов "В голубом просторе",
- В. Васнецов "Снегурочка",
- И. Билибин "Иван Царевич и лягушка-квакушка",
- К. Юон "Конец зимы. Полдень",
- В. Врубель "Царевна-Лебедь"
Многие темы тесно перекликаются с программой по литературному чтению и/или окружающему миру. И, конечно, с внеурочным курсом "Мир музея".
Среди публикаций этого блога обязательно будут появляться статьи и методические разработки в помощь учителям и родителям при работе по развитию речи на материале этих и других репродукций.
Пора, однако, выводить "РеПродукцию" из осенней спячки в прежний активный режим регулярных обновлений!
Сердечно благодарю подписчиков, которые остались здесь. Вы читаете и комментируете материалы, поддерживаете автора лайками и репостами. Это вдохновляет и подает новые идеи.
С 1 октября возобновляется работа большинства традиционных для "РеПродукции" рубрик.
Жду вас, уважаемые читатели, в комментариях! У нас есть что обсудить!