Найти тему

Новые единые программы и учебники: Здравствуй, музей!

Оглавление

"Ура!" - подумалось мне при первом внимательном взгляде на календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса в новой единой федеральной образовательной программе. Сейчас расскажу, почему.

С 1 сентября 2023 года в России начинают действовать единые федеральные образовательные программы (ФОП) для 1-7 классов. В новом учебном году по ФОП будут преподаваться русский язык, математика и окружающий мир.

Так получилось, что единые Федеральные государственные образовательные стандарты уже не только внедрены, но даже обновлены. А учебники при этом допускалось использовать разные. В итоге темы изучались в разном порядке, в разном объеме, но (теоретически) к окончанию начальной школы знания детей должны были соответствовать единому стандарту. Логично, что, наконец-то, вместе с обновленными ФГОС появились и единые программы.

Думаю, за прошедший месяц (черновик этой статьи был создан еще 5 сентября, когда тема была особенно "горячей"), введение ФОП все желающие обсудили. Поэтому эту публикацию я и придержала на несколько недель, чтобы она была уже прикладной, полезной практически, а не "для поговорить по теме вообще".

Чему радоваться?

В стародавние времена в начальной школе была единая норма: каждые 2 недели проводились уроки развития речи. На них дети работали в отдельных тетрадях - "для работ по развитию речи" (обычные тетради в линейку, не какие-то специальные с печатной основой). Это были уроки русского языка, на которых учились писать сочинения и изложения.

Исключение составляли только школы, в которых работали по системе Л.В. Занкова - там был другой подход к развитию речи, сочинения писали ещё чаще. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Постепенно норма о регулярном проведении уроков развития речи уходила из практики, точечно сохраняясь в отдельных школах. Если говорить об учебниках, то в последние годы само существование сочинений и изложений полноценно (в понятном и привычном виде) поддерживалось только в учебниках Канакиной (УМК "Школа России"). Вот, например, упражнение из учебника для 2 класса:

Фрагмент страницы учебника В.П. Канакиной "Русский язык. 2 класс" (УМК "Школа России"). Изображение из открытых источников
Фрагмент страницы учебника В.П. Канакиной "Русский язык. 2 класс" (УМК "Школа России"). Изображение из открытых источников

Начинаются упражнения по развитию речи с составления небольших рассказов по серии картинок, изложений по опорным словам и иллюстрациям. Но постепенно появляются и сочинения по картинам, и изложения с элементами сочинения (где есть заданное начало, а продолжение и окончание надо придумать самому).

В других УМК развитие речи тоже присутствовало, но в менее привычных для нас формах. Вот, например, модуль "Развитие речи" в УМК "Начальная школа XXI века" реализуется через задания "Пишем письма". Он начинается только в 3 классе:

Разворот учебника Иванова, Евдокимовой, Кузнецовой "Русский язык. 3 класс" (УМК "Начальная школа XXI века") Изображение из открытых источников
Разворот учебника Иванова, Евдокимовой, Кузнецовой "Русский язык. 3 класс" (УМК "Начальная школа XXI века") Изображение из открытых источников

Текстов для изложений в таком учебнике не было совсем (возможно, они появились в более поздней редакции).

В учебниках Рамзаевой вообще не предлагалось материалов для сочинений и изложений, но их можно было включить в рабочую программу на усмотрение учителя.

Согласитесь, сложно говорить об одинаковом уровне развития речи относительно сочинений и изложений, когда дети учатся по таким разным учебникам.

Так вот - в ФОПах развитие речи вернулось в том же объеме - примерно 1 раз в 2 недели!

Если видишь на картине...

В единых ФОП уроки развития речи в основном опираются на работу с репродукциями картин, но вообще есть довольно большое разнообразие направлений работы:

  • во 2 классе это сначала коллективное составление устного рассказа с записью нескольких предложений;
  • есть и составление рецепта салата, и сочинение сказки;
  • у некоторых уроков тема определена строго - например, составление устного рассказа по картине И. Шишкина "Золотая рожь"
  • есть темы, сформулированные в общем виде - например, "Устное составление текста-описания натюрморта". Это значит, что учитель сам может определить, какую именно репродукцию он выберет для работы на уроке.

В 3 классе много сочинений по картинам. Все учебники снабжены цветными вклейками с полноцветными репродукциями. Между прочим, довольно приличного качества!

Фрагмент репродукции картины А. Пластова "Первый снег" (Изображение из открытых источников)
Фрагмент репродукции картины А. Пластова "Первый снег" (Изображение из открытых источников)

Вернулась вся классика, которая раньше была общеизвестна, а в последние лет 20 встречалась только в одном УМК. Теперь она не просто доступна для работы, а обязательна для всех.

Вот неполные перечень картин, работа с которыми предлагается ФОПами на уроках русского языка в модуле "Развитие речи":

  • К. Маковский "Дети, бегущие от грозы",
  • В. Поленов "Золотая осень",
  • И. Хруцкий "Цветы и плоды",
  • А. Рылов "В голубом просторе",
  • В. Васнецов "Снегурочка",
  • И. Билибин "Иван Царевич и лягушка-квакушка",
  • К. Юон "Конец зимы. Полдень",
  • В. Врубель "Царевна-Лебедь"

Многие темы тесно перекликаются с программой по литературному чтению и/или окружающему миру. И, конечно, с внеурочным курсом "Мир музея".

Среди публикаций этого блога обязательно будут появляться статьи и методические разработки в помощь учителям и родителям при работе по развитию речи на материале этих и других репродукций.

Пора, однако, выводить "РеПродукцию" из осенней спячки в прежний активный режим регулярных обновлений!

Сердечно благодарю подписчиков, которые остались здесь. Вы читаете и комментируете материалы, поддерживаете автора лайками и репостами. Это вдохновляет и подает новые идеи.

С 1 октября возобновляется работа большинства традиционных для "РеПродукции" рубрик.

Жду вас, уважаемые читатели, в комментариях! У нас есть что обсудить!