Найти в Дзене

ТЯЖЕЛАЯ КОЛЕЯ ФРОНТОВОГО ВОДИТЕЛЯ

Есть в Алтайском крае уютный, с неимоверно красивой природой курорт Белокуриха. И живет в этом чудесном краю потрясающий человек – ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Иванович Казанцев. В этом году ему исполнится 97 лет, и, несмотря на столь почтенный возраст, герой с удовольствием принимает гостей, рассказывает о своей нелегкой, но интересной судьбе, по которой можно писать книги и снимать кинофильмы.

Накануне Дня Победы офицеры следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю навестили Дмитрия Ивановича, чтобы в уютной домашней обстановке поздравить с праздником и порасспросить о его полной событий жизни. Ветеран, как всегда, бодр и свеж и с улыбкой, при полном параде, встречает дорогих гостей. А затем начинается неторопливый рассказ...

На фронт Дмитрия Ивановича призвали в ноябре 1943 года из родного Алтайского края. «Я был самым молодым и самым маленьким: рост – метр пятьдесят один, а вес – сорок девять килограммов, – с улыбкой вспоминает ветеран. – Вот такой был солдат, но ничего, лямку тянул наравне со всеми. Война...» Отправили в «учебку», стали готовить из него военного водителя, знакомили с конструкциями иностранных машин. Занимались и боевой подготовкой. После окончания «учебки» в феврале 1944 года Дмитрия Ивановича отправили на фронт, в отдельный автомобильный полк, дислоцировавшийся на Украине.

-2

Начались фронтовые будни. Под обстрелами и бомбежками возил все – от патронов до снарядов, обеспечивал передовую «боепитанием». Как признается ветеран, поначалу, с непривычки, было страшно: дороги разбиты, кое-где их вообще не было, а кузов доверху набит взрывоопасным грузом. Прыгает грузовик по ухабам, ящики со снарядами трясутся в кузове, того и гляди – взлетишь на воздух. Но ничего, со временем пообвыкся, лихо крутил баранку, поглядывая в воздух, нет ли там фашистских стервятников. «Охотился немец за нашим братом, и это понятно – мы же и провизию возили на фронт, и боеприпасы, и пополнение на передовую доставляли, а обратно раненых забирали. Всегда были на передовой: под обстрелами и бомбежками», – рассказывает Дмитрий Иванович.

Вспоминает Казанцев один случай из своей фронтовой жизни. Как-то бойцы автополка получили приказ переправить автомобили через реку по броду. Сначала промерили глубину в выбранном месте, чтобы ненароком не утопить технику, затем протянули трос на другой берег, подготовили лебедку, и в этот момент налетели вражеские истребители – три «Мессершмитта» стали заходить для атаки. «Вот, думаю, и пришел нам конец, хоть бы “ястребка” какого сюда, – говорит Дмитрий Иванович. – Смотрим, летит наш самолет, вступил в схватку с врагом и подбил все три “мессера”. Вот так Господь услышал меня и спас нас».

-3

Полк, где служил Дмитрий Иванович, находился в распоряжении Ставки Верховного главнокомандования, а это значило, что «сегодня были на 1-м Украинском фронте, а завтра могли перебросить на 2-й Украинский или еще куда-нибудь, где резко увеличивался объем перевозок. Обычно это происходило перед очередным нашим наступлением». Освобождал города Западной Украины, а потом здесь же боролся с бандеровцами. Дмитрий Иванович рассказывает про особую жестокость немецких прихвостней: как они расстреливали стариков, детей и женщин, как живьем закапывали людей в землю. «И когда их ловили наши солдаты, не было в их глазах никакого раскаяния, одна ненависть», – с горечью добавляет ветеран.

После Победы над фашистской Германией 46-й отдельный автополк перебросили на восток, где в Манчжурии воины в составе Забайкальского фронта продолжили борьбу с японскими захватчиками.

Дмитрий Иванович Казанцев награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «Ветеран труда», юбилейными наградами.

После окончания войны Дмитрий Иванович продолжил службу в Якутии: развозил по домам демобилизованных солдат, вернувшихся с фронта, доставлял провизию и другие необходимые грузы в удаленные населенные пункты. И здесь приходилось проявлять самоотверженность и стойкость, поскольку крутить руль и ремонтировать машину в пути случалось даже в 60-градусные морозы. Когда замерзало лобовое стекло, Казанцев открывал дверь и, высунувшись из кабины, продолжал поездку. После Крайнего Севера служил Дмитрий Иванович водителем в Амурской области на станции Завитая, на военном ремонтном заводе, а затем в артиллерии.

Домой в родную Белокуриху солдат вернулся лишь через семь долгих лет, в 1950 году. «Были разговоры, чтобы остаться в армии, должности мне разные предлагали, но я отказался, – говорит Дмитрий Иванович. – Маму увидеть хотел. Да и с братом не виделись с начала войны, а он Сталинград прошел, дважды был ранен, но уцелел в вихре войны и вернулся домой».

Добросовестно и честно трудился Дмитрий Иванович в родном городке, 14 лет проработал начальником гаража в санатории в Белокурихе. Имеет звание «Ветеран труда». «У него поистине золотые руки, – говорит дочь ветерана Елена. – В доме чинил всегда все сам и изобретал различные приспособления для облегчения быта. А однажды нашел бесхозную автомобильную раму и за несколько месяцев без какой-либо помощи собрал “полуторку”». А еще Дмитрий Иванович всю жизнь сочиняет стихи и читает их гостям наизусть.

Ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Иванович Казанцев – уникальный человек с интересной судьбой. Мы преклоняем голову перед героизмом и стойкостью поколения победителей! Вечная слава героям!

Людмила Рязанцева, СУ СК России по Алтайскому краю